ХР Алтайская первобытная культура-цивилизация

Александр Суворый
ХР. 2.7.62. Алтайская первобытная культура-цивилизация.

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»).

ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

Опыт реконструкции последовательности исторических событий во времени и пространстве в корреляции с солнечной активностью.

Книга вторая. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ДО НАШЕЙ ЭРЫ.

Часть 7. Эпоха мифических цивилизаций.

Глава 62. Алтайская первобытная культура-цивилизация.


Иллюстрация из открытой сети Интернет:

Знаменитая Денисова пещера, место проживания алтайских денисовцев, первобытных людей, возможно, иного человечества (Республика Алтай, Россия).


В данной главе использованы следующие источники:

Материалы официальных сайтов Республики Алтай;
Автореферат диссертации «Поздний палеолит Северо-Западного Алтая: По материалам пещерных стоянок» тема по ВАК 07.00.06, кандидат исторических наук Анойкин, Антон Александрович, 2000;
Материалы конференции: «Палеогеография каменного века. Корреляция природных событий и археологических культур палеолита Северной Азии и сопредельных территорий», Красноярск, 2000.



Весь мир. Миграции первобытных людей. Современное человечество. Homo sapiens neanderthalensis – раса человечества классических разумных неандертальцев. Homo sapiens sapiens – раса человечества классических кроманьонцев. Классический первобытнообщинный строй. Социально-экономическая формация. Современная цивилизация. Средневалдайское (Карукюласское) межледниковье. Алтайская первобытная культура-цивилизация. 49 000 до н.э.


Продолжается стадия древнего Верхнего Плейстоцена (134 000-39 000 до н.э.), Средневалдайского (Карукюласского) межледниковья длительностью 10 000 лет (50 000-40 000 до н.э.). Продолжение стадии потепления «интергляциал Вюрм II Мурсхофд (Перигор VII)» (51 000-46 500 до н.э.).

Относительно низкий уровень мирового океана (на 60-61 м ниже современного уровня). Иное местоположение Северного и Южного полюсов, материков и морей в климатических и природных зонах.

Мощное оледенение северной территории будущей Канады, а также существование на севере Евразии легендарной Гипербореи, на северо-востоке – Беренгии, а на обширных шельфовых землях Юго-Восточной Азии – Меганезии-Лемурии-Му-Сунда.

Условия жизнедеятельности первобытных людей Ойкумены (обитаемого мира) соответствуют условиям постоянных и сезонных перемещений по Аустрическому, Бореальному и Африканскому (обратно в Африку) путям миграций в поисках новых кормовых территорий.

Изолированные тропическими и полярными пустынями, горами, морями, крупными реками, непроходимыми джунглями и лесами, первобытные люди (этносы, народы, племена, общины) вынуждены жить небольшими по численности и изолированными друг от друга популяциями в соответствующих климатических, экологических и природно-ресурсных местных (региональных) условиях.

Эти условия окружающей среды или среды обитания, а также изолированность популяций коренных народов друг от друга  являются определяющими в развитии фенотипов обитателей Ойкумены (обитаемого мира) данного времени (50 000-49 000 до н.э.).

Активное формирование фенотипов всех основных коренных народов современных рас – африканцев, обитателей Южной Европы, Средиземноморья, Ближнего Востока, Кавказа, Причерноморья, Восточно-Европейской (Русской) равнины, Поволжья, Приуралья, Средней Азии, Южной Сибири, Дальнего Востока, Южной Азии, Юго-Восточной Азии, Восточной Азии, Меганезии-Лемурии-Му-Сунда, Австралии.

Определяющим (если не господствующим) фактором в развитии всех основных коренных или первобытных народов современных рас современного человечества является климат Земли и климаты соответствующих регионов Ойкумены – мест и территорий обитания первобытных людей. В данное и последующее время (50 000-40 000 лет до н.э.) на Земле господствует «допотопный климат» Средневалдайского (Карукюласского) межледниковья.


Одним из таких климатических регионов Евразии, определяющим физическое и культурное (цивилизационное) развитие первобытного человечества и даже человечеств, является Алтай.

На южной границе территории будущей России, практически в центре Евразии, располагается относительно небольшая территория Алтая, прародина современных тюркоязычных народов (современная Республика Алтай). На северо-западе Республика Алтай граничит с Алтайским краем России, на юго-западе — с Казахстаном, на юге — с Китаем и Монголией, на востоке — с Тувой и Хакасией, на северо-востоке — с Кемеровской областью России.

Человек впервые поселился на территории Алтая и оставил следы своего пребывания около 1 500 000 лет до н.э. Археологическим доказательством этому историческому факту является знаменитая Улалинская стоянка первобытных людей. С этого времени на Алтае непрерывно обитали и живут люди.

Дело в том, что на Алтае уникальный климат – он остаётся неизменным в течение многих миллионов лет. Даже Великие оледенения (в том числе и последнее Великое оледенение) особо не изменили климат Алтая, его природную и экологическую среду, растительный и животный мир. Поэтому Алтай практически весь является естественным природным заповедником уникальной евразийской флоры и фауны.

В отличие от климата соседнего Алтайского края (на западе), климат Алтая более мягкий из-за тёплых воздушных масс, приходящих с территории Казахстана. Средняя температура июля на Алтае плюс 17-20°С в предгорных равнинах и плюс 14-16°С в алтайских горах. Средняя температура января на Алтае – минус 17-23°С

Такой нормальный умеренно-континентальный климат в течение многих миллионов лет неизбежно, естественно, эволюционно формирует на Алтае устойчивую во времени и пространстве видовую популяцию флоры и фауны, способствует развитию спокойного, размеренного образа жизни растений, животных и людей.

Несомненно, нравы, поведение и характер обитателей Алтая и Алтае-Саянского экологического региона Центральной Азии формировался этими устойчивыми во времени и пространстве климатическими и природными факторами-феноменами.

На Алтае, в Алтае-Саянском экологическом регионе Центральной Азии и на юге Сибири до современного времени сохранится состав животных Мамонтового комплекса (естественно, кроме вымерших мамонтов, шерстистых носорогов, бизонов и тигро-львов). Здесь в едином сообществе ледниковых (допотопных) млекопитающих будут обитают лошадь Пржевальского, северный олень, сайга, росомаха, медведь, степной лемминг.

Секрет такой природной устойчивости Алтая прост – здесь в регионе Алтае-Саянских гор и равнин сочетается сухой и холодный климат, разнообразие горного ландшафта, степей, высокогорной тундры, водно-болотистых равнин и альпийских лугов. Всё это даёт уникальное разнотравье – источник пропитания многочисленных видов животных.

Типичный ландшафт Алтае-Саянского региона Центральной Азии – это высокие гряды и хребты гор с заснеженными вершинами, холмистые равнины и луга сплошного разнотравья и разнообразные водные источники-объекты – ручьи, реки, озёра, болота.


Вместе с древними (допотопными) животными на Алтае будут обитать поколения самых древнейших представителей вида человек, в том числе особый вид человечества – денисовцы (обитатели Денисовой пещеры), а также древние и классические неандертальцы и кроманьонцы.

В периоды жестоких климатических и природных испытаний великих оледенений, изменения положения оси вращения Земли, попадания Солнечной системы в потоки взрывных волн от взрывов сверхновых звёзд и падения крупных комет-астероидов на Землю сам Алтай, Алтае-Саянский экологический регион Центральной Азии и юг Сибири в меньшей степени подвергался катастрофическим изменениям.

Вот почему Алтай обоснованно считается (это подтверждается генетическими исследованиями) одной из «колыбелей современного человечества»…


В целом на Алтае климат умеренный континентальный (временами резко континентальный) и его характер определяется особенностями горного ландшафта с перепадами высот от 350 до 4500 м над уровнем моря. Холодная зима и осень на Алтае длится дольше, чем тёплое и короткое лето. Климат предгорий, равнинных низин и высокогорья существенно различается.

В данное время (50 000-40 000 до н.э.), несмотря на то, что в Евразии господствует климат Средневалдайского (Карукюласского) межледниковья и допотопное положение земных полюсов, климат Алтае-Саянского экологического региона Центральной Азии зависит от количества солнечного излучения, перемещения континентальных воздушных масс и окружающего горно-равнинного ландшафта.

Даже при том, что Алтай в данное время (50 000-10 000 до н.э.) находится в полосе северного (допотопного) Субтропического климатического пояса (как и Ближний Восток, Средняя Азия, Центральная Азия, Юг Сибири и Приморье Дальнего Востока), климат здесь остаётся неизменно резко континентальным – с жарким летом и холодной зимой.

Дело в том, что на Алтае солнце летом стоит высоко над горизонтом, поэтому очень «припекает» и день на Алтае длинный – более 17 часов. Зимой день становится значительно короче из-за пониженного положения солнца над горизонтом, но солнечного света (излучений Солнца) здесь такое же количество, как на юге Евразии, в Крыму и на Северном Кавказе.

Высокие горы и глубокие ущелья создают контрастное дневное и ночное освещение, на северных склонах гор и возвышенностей становится прохладно (холодно). При этом солнце на Алтае резкое, жёсткое, может вызвать солнечные ожоги сетчатки глаз.

Над территорией Алтая проносятся различные по влажности и температуре воздушные массы: летом сухой и жаркий континентально-умеренный воздух, зимой – холодный, иногда, преодолев тысячи километров, на Алтай приходит морской воздух Северной Атлантики, а с севера на юг Алтая – континентально-арктический морской воздух Северного Ледовитого океана. Из Средней Азии также поступает очень жаркий тропический воздух пустынь и тогда лето на Алтае бывает ранним и засушливым.

Как говорится: «Всё, как у людей…», разное, всякое бывает…

На юге и юго-востоке Алтайского края, Алтае-Саянского экологического региона Центральной Азии горы влияют на перемещение воздушных масс, резко разграничивают высотные климатические и природные пояса. По долинам между горными хребтами с севера и северо-запада приходят холодные континентально-арктические потоки воздуха.

На западных склонах гор осадков больше, чем на восточных, поэтому в центральной части Алтая относительно засушливый климат. Циклоны орошают дождями равнины и склоны Приобского плато и Бие-Чумышской возвышенности, а в Кулундинской низменности осадков гораздо меньше. Меньше всего осадков в Чуйской степи (100-150 мм).

Зимой на западе Алтая много снега, который покрывает склоны и равнины слоем от 2 до 5 метров толщины снежного покрова. В горах Алтая много лавиноопасных склонов, каньонов и ущелий. На востоке Алтая максимум осадков выпадает летом, поэтому зимой почва промерзает на значительную глубину.

Зимой на Алтае господствует северо-восточная сибирская область высокого давления – Сибирский континентальный антициклон. Поэтому зимой на Алтае обычно ясная морозная погода. Летом, наоборот, бывает очень жарко. Только многообразие горно-равнинных ландшафтов создаёт условия для формирования разнообразных местных климатических зон. Поэтому часто местная погода неустойчивая, с обильными осадками.

В междугорье и на побережье Телецкого озера дуют тёплые сухие ветра и лета самое тёплое. На склонах высоких гор летом могут быть снегопады. В низовьях Алтая средняя летняя температура плюс 16-18°С, в высокогорье – плюс 6-8°С. При этом солнце сияет как в Крыму, в Ялте или в Сочи.

В глубоких межгорных речных долинах зима длится более 3 месяцев и холодный воздух застаивается, на открытых сухих пространствах зимой нередки сильные морозы. Средняя зимняя температура здесь и в междугорье Алтая – минус 22°С. Нередки в Горном Алтае так называемые воздушные «озёра холода», как между сопками северной части Евразии.

При этом на Алтае есть места с уникальным местным климатом – «тёплые климатические оазисы». Здесь не бывает сильных морозов, постоянно дуют сухие и тёплые местные ветра-фены, не бывает снежного покрова. Такие «оазисы» климата расположены в долинах рек Чулышман и Катунь, у берегов Телецкого озера.


Уникальные устойчивые во времени пространстве климатические условия сохранили и уникальный (реликтовый) растительный мир Алтая, который насчитывает более 1840 видов (в 2,5 раза больше, чем современный растительный мир Западно-Сибирской равнины).

Со времён Третичного периода (65 000 000-1 800 000 до н.э.) на Алтае местами сохранились растения и деревья, произрастающие в тёплом и влажном субтропическом климате – адаптированные потомки секвойи, кипариса, гинго, ореха, бука, граба, ясеня, липы и других субтропических растений. Возможно, в данный период Средневалдайского (Карукюласского) межледниковья эти растения возродились и покрывают влажные склоны и речные долины Алтая густыми лесами.

Последующее Великое или Вюрмское (Альпы), Вислинское (Вейхзельское) (Северная и Центральная Европа), Валдайское, Осташевское (Восточная Европа), Зырянское (Сибирь), Висконсинское (Северная Америка) оледенение (40 000-12 000 до н.э.), главное, смещение земных полюсов (13 000 до н.э.), несомненно, кардинально изменит растительный и животный мир Алтая, но здесь всё же сохранятся некоторые реликтовые виды растений и животных данного времени (50 000-40 000 до н.э.). Так, например, в верховьях реки Лебеди сохранятся: липа, овсяница гигантская, копытень европейский и другие доледниковые растения.

Феномен природной среды Алтая в её изолированности от местных природных сред других территорий Евразии, поэтому некоторые растения на Алтае стали эндемиками (коренными, местными, обособленными), например, «осока алтайская», кустарник «берёзка Крылова» и алтайские ивы (всего эндемичных видов растений на Алтае более 200).

Алтай и Алтайский край находятся практически в центре примыкания Западно-Сибирской равнины, гор Южной Сибири, территории Казахстана и Монголии (Центральной Азии). Поэтому виды растений соседних регионов встречаются на Алтае, но в силу местных устойчивых климатических и географических условий становятся местными, алтайскими. Кстати, смена растительности следует смене видам и типам почв…

На западных приграничных территориях Алтая распространена степная растительность, а восточнее расположились знаменитые обильем растительности алтайские лесостепи. Весной весь степной Алтай в цветах, среди которых выделяются яркие и крупные жёлтые, тёмно-синие и бледно-розовые тюльпаны, голубые колокольчики, душистая гвоздика, дикий горошек. Летом травянистая степная растительность Алтая выгорает и ландшафт степи оживляют «серебристые волны султанчиков цветущего ковыля».

В алтайских лесостепях много чернозёма, поэтому здесь растёт «сплошной травянистый покров» из люцерны, тысячелистника, подмаренника, вики. На дерново-подзолистых почвах во влажных низинах лесостепей растут «берёзовые колки». На песчаных алтайских почвах хорошо растут «ленточные сосновые боры на Приобском плато по долинам рек Касмалы, Барнаулки и далее на юго-запад до границ Алтайского края».


В горах Алтая отчётливо распределяются высотные зоны растительности – степной, лесной и альпийский (высокогорный луговой). У подножия Колыванского хребта и по нижнему течению реки Катуни располагаются разнотравные степи, где растут: «ветреница», герань, ковыль, типчака, «тонконога» и кустарниковая жимолость, шиповник, бобовник, таволга.

На южных склонах алтайских гор имеются «участки каменистых степей, которые прерываются осыпями и голыми скалами». Здесь «преобладают узколистные злаки: типчак, ковыль, пырей и пасутся дикие козы и овцы».

Вдоль реки Катуни и её левых притоков располагаются «степные участки с плодородными чернозёмными почвами, на которых преобладает злаковая растительность: ковыли, типчак, мятлик степной с примесью люцерны, эспарцета». Весной здесь цветут многолетние растения: жёлтые и белые лютики, прострел, ярко-жёлтый шелковистый адонис, анемоны.

На юго-востоке горного Алтая «господствуют высокогорные сухие степи», а в верховьях реки Чуи «сухие степи сменяются альпийскими лугами». В сухих степях алтайского высокогорья растут «алтайские и монгольские виды растений, приспособленные к суровым условиям высокогорных полупустынь», они «очень низкие, стелющиеся и листочки у них жёсткие, опушённые тоненькими волосинками». В Курайской степи Алтая растут «полынь, типчак, лапчатка, в Чуйской степи – галечный ковыль, твёрдая осока и пустынный качим».


Лесной пояс на севере и северо-западе Алтайских гор начинается на высотах от 400 до 600 м. На северных горных склонах лес обширнее, чем на южных. Большая часть Алтайских гор покрыта лесами. Основное деревео в алтайских лесах – знаменитая лиственница.

Алтайская лиственница  - это «высокоствольное дерево, приспособленное к неблагоприятным климатическим условиям, выдерживает сильные морозы, может расти в долине, на северных влажных и южных сухих каменистых склонах; вместе с кедром поднимается к верхней границе леса».

Алтайские лиственницы в алтайских высокогорных лесах растут свободно, обособленно, широко, потому что любит солнечный свет. Поэтому вся поверхность почвы между лиственницами покрыта травяным покровом, так как мелкие хвоинки лиственницы почти прозрачных для солнечного света. В лиственничных лесах много кустарникового подлеска.

Алтайская лиственница – это настоящая хозяйка Алтая, дерево-мать, дающая пищу и кров, топливо и орудия для первобытного человека. Древесина алтайской лиственницы (сибирской лиственницы) твёрдая, прочная, хорошо сохраняет свои свойства в земле и в воде.

По своим потребительским качествам алтайская лиственница ничем не уступает восточноевропейскому дубу и ясеню. Поэтому из лиственницы делаются самые прочные изделия, орудия и древки оружия. Кроме этого лиственница – это ценный строительный материал для сооружения прочных и долговечных сооружений.


Не менее знаменит и ценен алтайский кедр или сибирская кедровая сосна. Кедр – это мощное «дерево с тёмно-зелёной раскидистой кроной, с колючей длинной хвоей, которое образует чистые леса-кедрачи, а также встречается как примесь в лиственничных и пихтовых лесах».

Алтайский кедр может расти высоко в горах и в «прителецкой тайге». Древесина кедра самая лучшая – лёгкая, прочная, красивая по текстуре. Из неё можно изготовить всё, что угодно. «Кедровая живица» является сырьём для «кедрового бальзама», из кедровых орехов получают целительные и питательные орешки, масло и халву. Орехи кедра являются кормом для многих видов алтайских и сибирских птиц и ценных промысловых (пушных) животных.


На Алтае произрастают леса «пихты сибирской». Пихта сибирская – это «красивое, стройное вечнозелёное дерево высотой до 40 м и толщиной ствола до 80 см».

Хвоя пихты тёмно-зелёная, очень мягкая и длинная (до 10 см), шишки растут на кончиках ветвей вертикально вверх. Из древесины пихты «можно получать камфару и пихтовый бальзам».

Алтайские леса («алтайская чернь») - это «труднопроходимые темнохвойные леса, состоящие из пихты, кедра, ели с примесью осины, берёзы и множества кустарников – рябины, смородины, малины, калины, черёмухи». Алтайская тайга располагается «на северо-западных, северо- восточных хребтах Алтайских гор и на Салаирском кряже».

В алтайской тайге «местами встречается сплошной мягкий ковер мха, с густыми зарослями брусники с блестящими мелкими кожистыми листочками и островками черники, темно и сыро». Только на открытых полянах в лесах Алтая «растут травянистые растения с высокими стеблями, которые образуют труднопроходимые заросли высокостебельчатых трав, среди которых медоносы, лекарственные, съедобные и ядовитые растения».

На Салаирском кряже растут пихтовые и пихтово-осиновые леса, а в центральной части «Алтайского низкогорья» и на территории от Чарыша до Катуни – «сосновые леса вместе с берёзой, осиной и лиственницей».

В горных лесах Алтая произрастают десятки видов кустарников: вечнозелёные маральники, багульник сибирский, рододендрон даурский, вьющийся княжник, можжевельник, таволга, лапчатка. Особо значимый алтайский кустарник – облепиха, из ягод которой изготавливается ценное лекарство — облепиховое масло.

В алтайском высокогорье располагаются субальпийские и альпийские луга, горные тундры, ледники. На субальпийских лугах «растут заросли карликовой берёзы, ивы, жимолости и травы – пырей, овёс, мятлик, зонтичные, маралий корень (левзея), уоторые достигают метровой высоты».

В западной и южной частях алтайского высокогорья «расположены альпийские луга с густым травостоем» и множеством красивых цветов. Здесь растут в большом количестве: «синие водосборы, ярко-оранжевыми огоньки, жёлтые, голубые и коричневые анютины глазки, белые анемоны, тёмно-синие горечавки; маки, лютики и другие красивые растения - альпийская осока, камнеломка, альпийские злаки». Алтайские альпийские луга являются естественными природным пастбищами для огромного количества разнообразных травоядных животных.

В горах Алтая господствуют высокогорные тундры. Здесь обильно и на больших пространствах пересечённой местности растут: «мхи, лишайники, располагаются каменистые россыпи и болота, ледниковые озёра и речные долины, труднопроходимые заросли карликовой берёзки и ивы». На тундровых лугах иногда располагается «альпийская растительность, состоящая из куропаточьей травы, овсяницы, полярных маков, осоки, камнеломок».

Вершины алтайских гор – это безжизненные каменные россыпи, голые скалы и ледники, наследие последнего Ледникового периода…


Недалеко от юго-восточной окраины современного города Горно-Алтайска, «на левом берегу речки Улалушки (старое название – Улалинка), в толще осадочных отложений левого обрывистого берега реки, остались следы пребывания древнего человека, предположительно, эпохи Нижнего палеолита» - это знаменитая алтайская «Улалинская стоянка» первобытного человека («Улалинский рыхлый вал»).

Здесь в 1961 году н.э. обнаружен «гигантский кремниевый нуклеус-валун, с поверхности которого древние люди скалывали «лепёшки» или «ломти» материала, пригодного для изготовления орудий, массивных чопперов - сечки и чоппинги, каменные рубила, - которыми выполняли грубую и тяжёлую работу».

Археологи выяснили, что «древние обитатели Улалинской стоянки помещали валун в кострище», разогретую поверхность камня поливали водой, а затем по образовавшимся трещинам откалывали куски-заготовки, из которых точными ударами-с колами делали необходимые орудия. За десятилетия раскопок обнаружено «более 600 образцов первобытных орудий труда из кварцита, близких по характеристикам к галечным орудиям, найденным в Африке».

Большинство первобытных орудий Улалинской стоянки – это грубо расколотые гальки и орудия, изготовленные из желтовато-белого кварцита и чёрной кремнистой породы.

Подобные каменные орудия и технологии их изготовления применялись древними архантропами и питекантропами в Африке, в Западной и Восточной Европе, в Южной Азии и Юго-Восточной Азии (Меганезия-Лемурия-Му-Сунда). Возраст алтайских орудий первобытных людей Улалинской стоянки от 690 000 до 1 500 000 лет до н.э.

Улалинская стоянка является (пока) самым древним археологическим памятником Алтая и древнейшим из всех археологических объектов Сибири (Улалинская стоянка - памятник природы Горного Алтая, 1978).
 
В дапнное время (50 000-40 000 до н.э.) на Алтае первобытные люди обитают в знаменитой Денисовой пещере, Усть-Канской пещере, а также на многочисленных стоянках открытого типа – Кара-Бом, Усть-Сема и других. На Алтае постоянно проживают и будут жить представители человечества (человечеств) от палеоантропов до первобытных людей современного типа.


Как и каким путём могли добраться на Алтай самые древние первобытные люди? Были ли они потомками африканских архантропов или являлись представителями других гоминид, другого человечества? Пришли ли сюда эти древние архантропы или изначально были на Алтае со времён Гондваны, Лавразии?

Возможно, древние гоминиды-архантропы появились на юге Сибири после литосферной катастрофы, произошедшей на Земле около 5 000 000 лет до н.э. Тогда случились катастрофические землетрясения и подвижки земной коры, прорыв вод Атлантического океана в Средиземное море и «Второй Всемирный Потоп» (первый Всемирный Потоп был 570 000 000 лет до н.э.).

Тогда около 5 000 000 лет до н.э. Африка отделилась от Аравийского полуострова, стремительно стал развиваться разлом-котловина Красного моря, Атлантический океан, подводная Среднеатлантическая гряда. Изменилось положение земных полюсов, экватора и природно-климатических зон Земли. Ускорилось вращение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Образовались современные горные системы: Гималаи, Кавказ, Альпы (5 000 000-2 000 000 до н.э.). 

В Евразии произошло резкое изменение климата от жаркого к умеренному климату, возникли ритмичные колебания климата: череда ледниковых периодов и межледниковий.

Начали формироваться современные биоритмы человекообразных существ, человекоподобных растительноядных гоминид, парантропов и австралопитеков. Началась праистория человечества…

Образование новых горных систем кардинально изменило направления движения воздушных потоков и климаты на многих территориях. Увеличение количества осадков (снег, дождь, иней, роса) привело к похолоданию в Европе, Сибири и Северной Америке, а также на высоких горах в разных частях планеты. В Южной Европе переход от жаркого к умеренному климату был резким, катастрофическим.

Общее похолодание климата на Земле сократило площади тропических лесов. Резко обострилась борьба за обеспечивающие жизнь ресурсы среди обитателей леса. Наиболее слабые вынуждены были покинуть лес и переселиться в саванну, искать новые кормовые территории, приспосабливаться к изменившимся климатическим и природным факторам.

Алтай, вероятно, был одним из таких мест на Земле, в которых катастрофические изменения ощущались слабее. Отовсюду сюда для спасения и выживания «хлынули потоки» птиц, животных и гоминид. Возможно, Алтай стал своеобразным природным «спасительным ковчегом» для всех…


Археологические и генетические исследования открыли направление заселения древними первобытными людьми огромных пространств южной Сибири и Северо-Восточной Азии. Вероятнее всего архантропы, питекантропы и неандертальцы мигрировали из Средней Азии вдоль побережий огромного Сарматского моря-озера.

По речным долинам и вдоль горных цепей Памира и Тянь-Шаня на Алтай могли прийти мигранты из Южной, Восточной и Юго-Восточной Азии. Возможно, этим путём пришли на Алтай обитатели Улалинской стоянки.

Затем отсюда, с Алтая началось заселение первобытными людьми Сибири и Северо-Восточной Азии, вплоть до Беренгии и Северной Америки.


Первобытное население Алтая неизбежно и обязательно должно было и, несомненно, оставило следы своего пребывания, жизнедеятельности и проживания. На территории Алтая будет обнаружено несколько десятков археологических памятников всех периодов Каменного века.

Больше всего на Алтае (впрочем, как и везде) открытых стоянок первобытных людей, вероятно, это временные стоянки, стойбища, места добычи каменного и иного сырья, места разделки крупных туш животных. Такие стоянки известны в центральной и северо-западной части Алтая.

Пещерные стоянки северо-западного Алтая имеют много культурных слоёв (слоёв следов и артефактов пребывания первобытных людей), что свидетельствует о длительном либо периодически длительном пребывании в пещерах первобытных алтайцев: Денисова, Страшная, Каминная, Искра.

Наиболее известная позднепалеолитическая пещерная стоянка Алтая - это знаменитая Денисова пещера, археологический памятник закрытого типа.

Денисова пещера расположена в верхнем течении реки Ануй, в 3 км от современного села Чёрный Ануй, в северо-западной части Алтая. Первобытные люди обитали у входа в Денисову пещеру и в её центральном зале. Пещеры заполнены осадочными щебнистоглинистыми массами, заполнившими пустоты между крупных известковых глыб.

В слоях отложений Денисовой пещеры залегают культурные слои артефактов Среднего палеолита (300 000-40 000 до н.э.) и каменные орудия, которые относятся к «начальным этапам» и «ко второй половине Позднего Палеолита» (40 000-12 000 до н.э.). Радиоуглеродная ориентировочная дата наиболее древних артефактов Денисовой пещеры – более 37 235 лет до н.э. (слой №11).

Верхние слои отложений вместе с первобытными артефактами в Денисовой пещере образовались, вероятно, уже в период существования холодного и сухого климата Великого оледенения (25 000-12 000 до н.э.).

Однако о древности первобытного населения Денисовой пещеры свидетельствуют характерные сколы из каменных орудий. Они практически все из галек разной величины и имеют форму нуклеусов с грубыми, почти случайными сколами. При этом часть гальки для удобства пользования остаётся не обработанной, с коркой.

В нижнем культурном слое Денисовой пещеры (самом древнем) будет обнаружено более 3500 каменных орудий. Среди них нуклеусы (от лат. nucleus — ядро), ядрище (археол.), куски кремня или камня другой породы, от которого отбивались или отжимались отщепы или ножевидные пластины для изготовления каменных орудий. Так называемые «диско-черепаховидные нуклеусы» характерны для Мустьерской культуры (Энциклопедический словарь).

Кроме нуклеусов в пещере будут найдены нуклевидные заготовки, более 350 каменных орудий, более 2500 сколов и осколков. Среди каменных орудий Денисовой пещеры: отщепы типа «леваллуа», остроконечники «леваллуа», больше сорока скребел, тридцать скребков, девятнадцать каменных ножевых пластин, долотовидная платина, шесть резцов, три  остроконечника, пятнадцать проколок, шиповидные, клювовидные, выемчатые, зубчатые, комбинированные орудия (скребло-проколка, скребло зубчатое, скребло выемчатое и скребло зубчато-выемчатое), четыре бифаса (рубила), две микропластины с притупленным краем и сорок пять пластин с ретушью краем, девяносто восемь отщепов с ретушью, осколки и фрагменты орудий (брак), а также две подвески с просверленными отверстиями и три тщательно изготовленные бусины.

Кроме каменных орудий в этом культурном нижнем слое Денисовой пещеры будут найдены более 40 артефактов из кости – проколки, иглы, бусины, подвески и другие изделия первобытного быта. Одна плоская «бусина» будет сделана из скорлупы страуса (?), а две раковины будут со следами сверления в них отверстий…

В верхнем слое отложений будут найдены более 1700 каменных орудий и артефактов: нуклеуссы, нуклевидные заготовки, более 200 орудий, более 1500 осколков. Мустьерские нулекусы или ядрища, заготовки для отжима или скола ножевидных пластин, буду разнообразной формы – с одной верхней ударной площадкой и одной гранью для сколов, многогранные, разносторонние, призматические и т.д.

Среди каменных орудий культурного верхнего слоя Денисовой пещеры традиционные сребла, скребки, каменные ножи, долотовидные лезвия, резцы, остроконечники, проколки, шиповидные, клювовидные, выемчатые, зубчатые, зубчато-выемчатые орудия, орудия с черенком (как наконечники копья), бифасы (ручные рубила-топоры), микропластины с острыми и ретушированными лезвиями, отщепы с ретушью, комбинированные орудия, а также бракованные орудия с дефектами. Среди каменных орудий будут найдены традиционные изделия из кости: проколки, иглы, подвески, бусины.

Орудия и предметы быта верхнего слоя оставят в Денисовой пещере первобытные люди периода Великого оледенения (его финальной части), примерно, 11 000-10 500 лет до н.э.

Сравнительная типичность каменных орудий Денисовой пещеры свидетельствует о стойкости во времени и пространстве древних традиций, техник и технологий изготовления каменных орудий, а также о простоте и гениальности созданных первопредками человечества видов и форм каменных орудий.

Если современным людям придётся без современных орудий и инструментов жить и выживать в таких же местах и условиях, как и древнейшим обитателям Денисовой пещеры, то они неизбежно, несомненно, обязательно, реально, действительно и фактологически вынуждены будут делать подобные простые, но эффективные каменные и костяные орудия и инструменты.


Время и воздействия окружающей среды перемешало слои отложений в Денисовой пещере, а вместе с ними и артефакты. В других культурных слоях пещеры будут найдены сотни и тысячи разнообразных типичных (архетипических) каменных и костяных орудий. Среди них всё те же нуклеусы, орудия, сколы, скребла, скребки, резцы, проколки, ножи, выемчатые, зубчатые, зубчато-выемчатые и комбинированные орудия, бифасы-рубила-топоры, микропластины, пластины с ретушью, костяные иглы, проколки, бусины, подвески и т.д.

Расщепление и сколы пластин от нкулеусов выполнялись первобытными мастерами Денисовой пещеры по технологии изготовления орудий «леваллуа» (см. соответствующие главы «Хронологии» - автор). При этом пластинчатые сколы от нуклеусов использовались для вторичной обработки ретуцшью и для изготовления разнообразных орудий.

Среди типовых орудий есть листовидные бифасы и чопперы (ручные рубила и топоры). Среди массы орудий много украшений из камня и кости, раковин и скорлупы яиц. При этом формы орудий традиционные «мустьерские», возможно, «алтайские», но есть орудия по форме аналогичные орудиям типа «леваллуа».

Вероятнее всего, большинство каменных орудий в Денисовой пещере будет изготовлено в период 22 000-16 000 до н.э.


Анализ следов палеоклимата и палеофауны в окружающей среде Денисовой пещеры указывает на разнообразие алтайской растительности в данное и последующее время (50 000-12 000 до н.э.). В округе Денисовой пещеры одновременно существовали хвойные и лиственные леса, глухая «чёрная алтайская тайга» и разреженные кустарниковые заросли, сухие степи и разнотравные луга-пастбища. Во время Великого оледенения пострадают только широколиственные леса…


В тридцати километрах к юго-западу от Денисовой пещеры расположена Каминная пещера. Здесь также в период 15 600- 10 600 дет до н.э. будут обитать первобытные люди (первобытные алтайцы). В Каминной пещере останутся около 7300 орудий и изделий, в том числе десятки нуклеусов, более 3000 сколов, множество «каменных стружек» (чешуек-сколов), более 440 каменных орудий, большинство из них микропластин, а также 24 изделия из кости и раковин (перламутра).

Характерно, что в этом заповедном краю на Алтае практически десятки тысяч лет сохраняются древние (мустьерские) технологии обработки камня и кости, только мастерство «первобытных алтайцев» со временем совершенствуется.


То же самое будет происходить в пещере «Искра» (Солонешенский район Алтайского края, на правом берегу Ануя), в пещере «Страшная» (среднее течение репки Иня, в 3 км к северо-западу от села Тигирек, Алтай). В этих пещерах мустьерские орудия оставят первобытные обитатели в период 36 000-29 000 лет до н.э., а «первобытные алтайцы» будут жить в период 27 800-26 900 лет до н.э. Здесь также останутся тысячи традиционных мустьерских каменных орудий и следов их производства. Причём форма многих из них будет типа «леваллуа».

Такая традиционность во времени и пространстве в технике и технологии изготовления каменных орудий свидетельствует не о «застое» в культурном развитии «первобытных алтайцев» в заповедном Алтайском крае, а о характере местного каменного сырья и эффективности (результативности) традиционных простых орудий труда.


В данное время (50 000-40 000 до н.э.) на территории Северо-Западного Алтая «первобытные алтайцы» обитают в пещерных стоянках - Денисова пещера и пещера «Страшная», на открытых стоянках – «Усть-Каракол» 1 и 2, «Ануй». На территории Центрального Алтая «первобытные алтайцы» обитают в пещерах «Малояломанская» и «Бийка 1», в гроте «Бийка 2», а также на открытых стоянках «Кара-Бом», «Кара-Тенеш» и «Тюмечин-4».

Практически на всех стоянках имеются типичные мустьерские орудия – нуклеусы, орудия. Скребла, скребки, резцы, проколки, отщепы, пластины-лезвия, микропластины и т.д. Орудия типа «леваллуа» есть, но их немного во всех известных местах-стоянках.

Даже местные различия в формах и типах каменных орудий подтверждают вывод о том, что это не культурное, техническое или технологическое различие, а влияние факторов местного каменного сырья. Вот почему, возможно, на Алтае длительное время существовала традиционная первобытная каменная индустрия-цивилизация «первобытных алтайцев» (денисовцев).


Строгие современные учёные могут упрекнуть автора в использовании термина «цивилизация» применительно к первобытным людям данного времени (50 000-40 000 до н.э.) и, возможно, будут правы с точки зрения строгой науки, устоявшихся и общепринятых научных принципов, постулатов.

Однако автор убеждён, что понятие «цивилизованность» -- это не только феномены развития, культуры, техники, технологии, искусства, языка, письменности и т.д., но, прежде всего, сознания-памяти, навыков, умений, способностей, опыта простой, натуральной, традиционной жизни и выживания человека в жесточайших услвоиях окружающей среды и мира.

Вся современная цивилизованность, воспитанность и образованность всех без исключения современных строгих учёных превратится в «ничто», если они вдруг волей судьбы или всемирной природной катастрофы вынуждены будут жить в первобытных условиях. Вот тогда они, гордые, самоуверенные и всезнающие поймут, что ничего не умеют, не знают и не могут.

Наши первопредки смогли, выжили, выстояли и сумели родить, воспитать и вырастить потомство, при этом пользуясь первобытными «примитивными орудиями».

Наследие первобытных цивилизаций первобытного человечества (человечеств) в нашей первобытной или инстинктивной, врождённой и наследственной памяти-сознании, часть которой породили и создали «первобытные алтайцы» - обитатели Алтая, «колыбели цивилизации»…


В качестве доказательств такого предположения-вывода автора предлагаются следующие данные научных конференций на тему: «Корреляция природных событий и археологических культур палеолита Северной Азии и сопредельных территорий»:

В данное и последующее время (50 000-12 000 до н.э.) на территории Алтая не существовало каких-либо обособленных культурных традиций каменной индустрии, отличной от Мустьерской культуры Среднего палеолита Евразии. Виды, типы и формы каменных орудий были традиционными, древними, «африканскими».

Все местные «алтайские» различия в орудиях и следах жизнедеятельности первобытных людей данного времени (50 000-40 000 до н.э.) были порождены различиями в местном каменном сырье, естественными различиями хозяйственной первобытной деятельности на открытых стоянках и в пещерах, сезонными различиями, а также, вероятно, периодичностью и регулярностью пребывания или проживания «первобытных алтайцев» в этих стоянках.

Однако, несомненно, это были «первобытные алтайцы», то есть первобытные люди, постоянно, в течение многих тысяч лет, проживающие и кочующие на территории Алтая, Горного Алтая, это было первобытное население Алтая, настоящие «первобытные алтайцы» со своей традиционной культурой, образом жизни, укладом, культурой и первобытной цивилизацией.

Смена традиций и переход от Мустьерской культуры Среднего палеолита к культурам каменной индустрии Верхнего палеолита на Алтае длился очень долго и не потому, что их носители «тормозили» в своём развитии, «тупили» в осознании и понимании окружающей среды и мира, а потому, что этого не требовала обстановка выживания, всё вокруг на Алтае было таким устойчивым, стабильным, обильным и хорошим, что менять что-либо и меняться кому-либо не было нужды.

Вот почему в пещерах Денисова и Страшная сохранялись мустьерские традиции изготовления каменных орудий, а в пещерах Кара-Бом и Кара-Тенеш будут изготавливать уже верхнепалеолитические каменные орудия. Просто их обитателям так было удобнее, привычнее. Точно такое же разнообразие и особенности сибирской каменной индустрии проявляется и на всех стоянках Южной Сибири, в Забайкалье (Куналея, Толбагинская культура) и Прибайкалья (Макаровский пласт, Усть-Кова 2).

Подобные закономерности и характер каменных индустрий проявится в «послеледниковом будущем» на первобытных стоянках так называемого «Карабомовского круга», в Забайкалье (Толбага, Каменка-1, Варварина гора, Подзвонкая), на территориях так называемого «Монгольского Алтая» (Манхан-5, Орхон-7) и Восточного Казахстана (Шульбинка).

Повсеместно на этих и многих других стоянках Сибири и Алтая находятся типичные «укороченные, часто массивные каменные заготовки и нуклеусы-ядрища леваллуазских, радиальных и ортогональных форм», доминируют скребла, скребки, резцы и зубчато-выемчатые орудия с небольшим количеством бифасов-рубил-топоров.

Такой набор каменных орудий в совокупности с костяными проколками, иглами и бусинами-украшениями доказательно свидетельствует о том, что основным охотничьем интересом «первобытных алтайцев» были меха и шкуры животных, а не кости, черепа и их содержимое...

Эти, вероятно, культурные традиции охоты, охотничьих интересов, настроений, потребностей, мировоззрений «первобытных алтайцев» доминируют в данное время (50 000-49 000 до н.э.), а также сохранятся и будут доминировать всегда, формируя «сибирский» или «алтайский» традиционный характер будущих «послепотопных» коренных сибиряков и алтайцев.

Материальным подтверждением общности или цивилизованности сибирских и алтайских традиционных культур каменной индустрии данного и последующего времени (50 000-12 000 до н.э.) являются «археологические комплексы второй половины сартанского времени, как на самом Алтае, так и на всей территории Южной Сибири: Ушлеп-3, Ушлеп-6, Сростки, Усть-Сема, Майма, Усть-Куюм и др. (Алтай); Кокорево III, Новоселово VI, Новоселово VII (Енисей); Сохатино-4, Студеное-1, Студеное-2, Усть-Менза 2 (Забайкалье); Макарово 2 (Прибайкалье)».


«Памятники этого времени демонстрируют своеобразное культурное единство, сохраняя при этом хорошо выраженные индивидуальные черты составляющих его индустрий. Дальнейшее развитие этих традиций можно проследить в материалах таких алтайских раннеголоценовых комплексов, как Тыткескень-3, Усть-Сема-2 и др.».

(Анойкин Антон Александрович, кандидат исторических наук, Российская академия наук, Сибирское отделение, Институт археологии и этнографии, «ПОЗДНИЙ ПАЛЕОЛИТ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО АЛТАЯ (по материалам пещерных стоянок)», 07.00.06 – археология, Новосибирск, 2000).


Об этнической истории коренного населения Алтая, о первобытной цивилизации алтайцев, об алтайских денисовцах, о традициях, обычаях и нравах жизнедеятельности алтайцев, об их мифологии, мировоззрении и национальных характерах и культурах народов Алтая, - всё это и многое другое в последующих главах «Хронологии…».