Долг мирянина

Историк Владимир Махнач
Радио «Радонеж», Москва. 2 декабря 1999.
Отекстовка: Сергей Пилипенко, январь 2015.


Сегодня, братья и сестры, поговорим о долге православного русского мирянина. В последнее время нередко слышны голоса о появившемся якобы недавно «мускулистом» православии, которое злые люди стараются навязать русскому народу, но которое вряд ли будет ими принято. Часто в этих голосах проскальзывают испуг и маловерие, но обратимся к истории.

Разве почти вся двухтысячелетняя история воинствующей церкви была недостаточна мускулиста? Разве не мускулистой была политика святого благоверного царя Константина Великого — первого христианского императора? Разве святые Кирилл и Мефодий — просветители славян — не заявляли, что они, как и все христиане, конечно же, за мир, но будут сражаться стальным мечом в том случае, если их оппоненты попытаются отвратить братьев-христиан от истинной веры? Вот так и мы должны были вести себя в проблеме Косово. Разве не преподобному Феодосию Киево-Печерскому принадлежит чеканная формулировка: «Живи в мире не только со своими друзьями, но и с врагами своими, но только со своими врагами, а не с врагами Божьими»? Разве недостаточно мускулисты были все наши святые князья, особенно Александр Невский, Андрей Боголюбский, Дмитрий Донской? Разве не были достаточно мускулисты их дружинники, часто известные витязи земли Русской? Среди них есть и прославленные церковью, например, боярин Феодор Черниговский. Не следует ли признать мускулистой политику преподобного Сергия Радонежского, который, несомненно, был за мир и большую часть своей жизни посвятил служению миру, однако все же благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву?

Еще задумаемся, а разве не ошиблись наши западнорусские братья, не отвергнув, не изгнав, в крайнем случае не истребив князей-вероотступников Ягайло и Витовта в XIV веке? Не привела ли к тягчайшим последствиям недостаточно мускулистая политика наших малороссийских и белорусских братьев в XV веке? И разве не пришлось компенсировать это куда более мускулистой политикой казаков, мещанских братств, ученых монахов, отстоявших в XVII веке западнорусские земли от их полного поглощения унией и чуждой нам западноевропейской культурой? Зачем же мы стесняемся позиции силы? Она же отнюдь не противоположна позиции чести и даже позиции терпимости и дружелюбия. Позиция силы противоположна лишь позиции слабости, и эту слабость прекрасно видит и не приемлет русский православный народ, равно как и складывающееся с большим трудом в нашей многострадальной стране гражданское общество.

Каких-нибудь пять лет назад отдельные неоязычники вызывали у православных не более, чем улыбку. И вот мы видим, наконец, достаточно реальные успехи неоязыческой пропаганды, а также пропаганды безбожного патриотизма. Повторяю, пять лет назад было не так. Народ, общество ждут мускулистой позиции. Но мы, увы, многих вводим в соблазн недостаточной мускулистостью — конечно, не членов Церкви, не прихожан, не христиан церковных, но мы вводим в соблазн множество русских людей, находящихся на пути к Храму и Господу, симпатизирующих православию, испытывающих почтение к церкви и тысячелетней традиции русской церковности, людей еще не православных по вере, но по-прежнему православных по культурной и этнокультурной принадлежности. Таковых, между прочим, в границах Российской Федерации 90%, а в границах исторической России, то есть СССР, потому что РФ не Россия, таковых 75%, то есть три четверти.

Мы затрудняемся сформулировать четкие принципы церковно-государственных отношений, хотя в установлении нормальных церковно-государственных отношений более заинтересована не церковь, представляющая большинство, а слабые нынешние государства, образовавшиеся на территории исторической России. Их, как известно, пятнадцать. Притом православные составляют большинство в РФ, Украине, Белоруссии, Казахстане, Латвии и Грузии, а также заметные группы в остальных республиках.

Между тем, никакого своеволия православным не нужно. Существует Соборный акт о публично-правовом положении Православной Российской церкви от 2 декабря 1917 года. Кстати, скоро он будет издан Троице-Сергиевским издательством отдельной брошюрой. Она выйдет до конца года вместе с комментарием меня недостойного, так что вы все можете ее изучить. Этот соборный акт действует и сейчас, он принят уже после прихода большевиков к власти. Его не отменил ни один другой собор и, подозреваю, не отменит по крайней мере в ближайшее время. Он обязателен для всех православных. Не составляет труда заметить, что ни одно из полутора десятков государств, ныне существующих на русской земле, даже в малой степени не соответствует требованиям акта. Напомним, акт 1917-го года требовал, чтобы глава российского государства, его заместитель, министр народного образования были лицами православного вероисповедания. Кстати, для нас это значит, что, если Россия поделена на пятнадцать государств, то наше требование относится к любому из них, а не только к РФ. Никогда не позволяйте называть РФ всей Россией. Акт утверждал неприкосновенность церковного имущества, включая все имущество, принадлежавшее и принадлежащее не только епархиям, монастырям, приходам, но и православным братствам, учебным заведениям, больницам, богадельням и просветительским обществам. Отобранное имущество не возвращено до сих пор.

Акт 17-го года декларировал необходимость сохранения государственного православного Юлианского календаря. Календарь нам не возвращен. Декларировал, что великие церковные праздники в российском государстве должны сохраняться как неприсутственные дни. Нам их не вернули. Вернули только один день на Рождество. Собор требовал сохранения полной юридической силы церковного брака до тех пор, пока соответствующие нормы не введены в государственное употребление. Любое государство, не выполняющее всех этих условий, для нас чужое. Конечно, православие не устраивает революций и заговоров, но государственные установления, то есть президент, федеральное собрание, губернаторы, областные думы, «мэры», городские думы и так далее должны быть информированы о том, что все они только терпимы православными христианами, не более того.

Мы должны научиться говорить с государством, обществом, с международными объединениями твердо, как власть имущие. Мы должны говорить, как власть имущие, прежде всего по воле Всемогущего Бога, который создал в XIII веке Русский народ и даровал ему Русскую землю.

Мы должны говорить с ними, как власть имущие по воле Вселенской Церкви, обладающей для нас непреложным хранением веры и истины, абсолютной властью в материальном мире, ибо Вселенская Церковь сформировала к концу XV века Россию как первенствующую православную и восточнохристианскую державу, защитницу других восточных христиан во всей вселенной. Этого ждет от нас общество, в сущности государство, общественные деятели, политические партии, в том числе совсем не православные. В настоящее время только безнадежные политические маргиналы вроде самозваного «Правого дела» левого Гайдара не включают в свои политические документы вопросы православного вероисповедания и культуры, ибо все понимают, что это вероисповедание и культура большинства.

Мы, наконец, должны говорить, как власть имущие, даже по воле врагов наших. Напомним, что, когда в декабре 1996 года, три года тому назад, было впервые оглашено намерение приступить к созданию Союза православных граждан, то есть когда он еще не существовал, целесообразность его создания уже обсуждалась, радиостанция «Голос Америки» посвятила часовую передачу критике Союза православных граждан как политической партии, созданной, с их точки зрения, на принципах национальном, социальном и конфессиональном. Заметим, что ранее упомянутые мусульманские движения и даже мусульманские политические партии не вызывали столь жесткой критики со стороны радиостанции «Голос Америки».

Единой России как государства пока еще в некотором смысле не существует, но, невзирая на то, ее очень многие побаиваются, боятся нашего исторического имени. Точно так же, когда еще не было православного общественного движения, его уже побаивались. Полагаю, достаточно этих аргументов и примеров для того, чтобы говорить с позиции большинства. Благородной терпимости, миролюбивой силы достаточно для того, чтобы говорить мускулисто.

Впрочем, для тех, кому недостаточно рациональных аргументов, существует целый ряд богослужебных текстов, все они составляют часть Священного Предания Православной церкви, следовательно, части нашего вероучения.

Прокимен Великий на Пасху утверждает: «Кто Богъ велій, яко Богъ нашъ».

В Великом Повечерии на Рождество декларируется: «Съ нами Богъ. Разум;йте, языцы, и покоряйтеся, яко съ нами Богъ».

Каждый христианин вступает в Церковь через Таинство Крещения и слышит следующий прокимен: «Господь — защититель живота моего, отъ кого устрашуся?»

И в самом деле: если сам Всемогущий Бог — защитник не только души, но и земной жизни нашей, неужели мы устрашимся от безбожников, язычников, от «прогрессивного человечества»?