Гонки на выживание. История

В предлагаемой статье в энциклопедическом формате я изложил всё, что знаю об истории гонок на выживание.

Поскольку на данный материал распространяется авторское право:© Copyright: Вячеслав Чебышев,2015,
свидетельство о публикации №215013100599, прошу давать на него ссылку.


Гонки на выживание – это контактный или экстремальный автокросс. Эти гонки относятся к автомобильным дисциплинам. И хотя гонки на выживание – это соревнования, где есть спортивная составляющая, их считают автомобильным шоу, а не спортом. Международная автомобильная федерация – FIA гонки на выживание не признаёт автомобильным спортом. Гонки на выживание часто называют автомобильными боями без правил, гладиаторскими автомобильными схватками (боями), автомобильными войнами или битвами, гонками на разрушение (такое название является основным для США и редко встречается в Европе).

История гонок на выживание

Гонки на выживание появились в Соединённых Штатах Америки в 30-х годах ХХ века и проводились на загородных фестивалях и ярмарках. Первые официальные соревнования начали проходить в 40-х годах ХХ века и назывались они Demolition (в переводе с английского – разрушение) Derby.  В это же время в Европе появились схожие по формату гонки Banger (в переводе с английского – старый подержанный автомобиль) Racing (в переводе с английского – гонка).

Первопроходцем гонок на выживание в США стал успешный автомобильный промоутер Дон Бэзил, который понимал, что зрители приходят на автогонки, чтобы, в том числе, стать свидетелями возможных аварий. Поэтому он организовал первую официальную гонку, в которой главной целью и средством была авария. В 1946 году на автодроме Carroll Speedway в Калифорнии прошла первая официальная гонка, в которой пилоты имели полное право таранить и уничтожать автомобили друг друга.

Дебютная гонка  прошла очень успешно и дала мощный импульс развитию и популяризации этого шоу. В 60-х годах ХХ  столетия проводить  гонки на выживание стало уже традицией, а аудитория соревнований серьёзно увеличилась благодаря телетрансляциям.

Пик популярности шоу пришёлся на 70-е годы ХХ века. В этот период времени одну из самых рейтинговых гонок провёл Дон Бэзил. На этот раз свои автомобили на прочность проверяли чемпионы других популярных соревнований ; «Инди-500». Но интерес к этому шоу постепенно стал угасать в начале 90-х годов ХХ века.

С 2000 года начался  новый всплеск популярности гонок на выживание, благодаря распространению кабельного телевидения и сегментации телеаудитории по каналам.

Разновидности гонок на выживание

Demolition Derby

В американской разновидности гонок на выживание (на разрушение) пилоты соревнуются на огороженной площадке в крытом сооружении или на открытом воздухе. Главной задачей участников является тотальное разрушение автомобилей соперников. По существующим правилам побеждает тот гонщик, чья машина остаётся на ходу к концу гонки.

Banger Racing

В европейском формате  гонок на выживание Banger Racing разрешён полный контакт автомобилей, но при этом они двигаются по закольцованной трассе и главная задача пилотов ; не разбить чужой автомобиль, а проехать как можно больше кругов за отведённое правилами время.


В рамках соревнований Banger Racing гонки часто проводят на трассах-восьмёрках, которые сделаны таким образом, чтобы столкновения пилотов во время заездов были неизбежны и происходили в центре трассы. Это место называют «точкой X» или crossover.

Гонки на выживание в России

В России гонки на выживание появились благодаря энтузиазму и организаторским способностям телевизионного ведущего Владислава Листьева и Сергея Воробьёва – вице-президента Ассоциации каскадёров Российской Федерации.  Они организовали первые на территории бывшего Союза Советских Социалистических Республик (СССР) гонки на выживание в русской версии.

Первые гонки на выживание проходили в Москве на Стадионе технических видов спорта олимпийского комплекса "Крылатское" в самом начале 90-х годов ХХ столетия. В России телевизионные передачи об этих соревнованиях можно было видеть по телевизионным каналам 2х2, Россия, REN-TV, М1, а комментировал их известный российский шоу-мэн и экс-участник бит-квартета «Секрет» Николай Фоменко.

Их особенностью было то, что кроме борьбы между собой, участники должны были объезжать ещё и разбросанные по трассе пустые металлические 200 литровые бочки и кузова старых автомобилей, а также проходить специальные ворота, где были подвешены такие же бочки, кузова и старые автомобильные покрышки. Но вскоре от этой идеи отказались, в том числе и  по соображениям безопасности.

Позже  организацией гонок на выживание в России занялся Гаррик Кузнецов – ветеран-автогонщик, участник  многих автомобильных соревнований, в том числе и гонок на выживание. Он же и комментировал эти соревнования.

По решению местных властей в 2000 году проведение гонок на выживание в Крылатском было приостановлено. Но спустя несколько лет здесь вновь стали проводится соревнования «Real Ралли» – традиционные гонки на выживание, которые проводятся ежегодно, начиная с 2004 года.

Основными центрами гонок на выживание в России являются: Москва, Димитровград, Ульяновск, Самара, Тольятти.

Гонки на выживание в Украине

Впервые в Украине с гонками на выживание познакомились в самом начале 90-х годов ХХ столетия благодаря телевизионным трансляциям этих гонок с Крылатского на канале УТ-1. Для украинской телеаудитории их комментировал заслуженный журналист Украины Щербачёв Валентин Васильевич.

Первые гонки на выживание в Украине прошли 21 сентября 1996 года в городе Кировограде и посвящались Дню города. Их организовал кировоградец Голубь Михаил Генрихович при участии автора этих строк – коренного александрийца Чебышева Вячеслава Алексеевича. Именно я помог в подготовке трассы, решил вопрос озвучивания соревнований и комментировал эти первые в Украине гонки на выживание.А ещё осуществлял связь с прессой, чтобы это событие не осталось вне поля зрения журналистов. Главным судьёй тех соревнований был кировоградец Чёрный Леонид Николаевич, заслуженный тренер УССР (Украинской Советской Социалистической Республики), почётный мастер спорта СССР по мотоспорту. Главным секретарём был сын Михаила Голубя – Павел Голубь.

На участие в первой гонке заявки подали четыре человека. Это сам организатор соревнований Михаил Голубь, сотрудник одной из частей пожарной охраны города Кировограда Александр Мирошниченко, сотрудник газеты «Всё Про Всё» (это издание в то время было титульным спонсором всех гонок на выживание) Геннадий Заблодский и инструктор по спорту спортивно-технического клуба (СТК) «Виктория», что действовал при автотранспортном предприятии (АТП)  13555  города Кировограда, кандидат в мастера спорта по автоспорту Виктор Евдокимов (кличка – «Вица»). Гонки на выживание прошли на трассе «Завадовка» в присутствии большого числа зрителей.
 
Та историческая гонка началась с форс-мажора. У Геннадия Заблодского не завёлся автомобиль, и он не принял участия в соревнованиях. Несмотря на это, гонка получилась зрелищной, очень интересной и с интригой. Понимая, что участников заявлено мало, трассу специально сделали очень короткой (около 400 метров) и довольно узкой.  Не повезло и Александру Мирошниченко. У него после старта начались проблемы с машиной, и он не был квалифицирован в этой гонке. Борьба между двумя оставшимися пилотами изобиловала контактной борьбой, что приводило в восторг болельщиков, и завершилась победой Виктора Евдокимова. Вторым был Михаил Голубь. Гонки на выживание в Украине состоялись.

Эти соревнования положили начало серии гонок на выживание 1996 года. Второй этап состоялся 19 октября 1996 года, где стартовало шесть машин, а третий этап прошёл 24 ноября 1996 года с участием семи гонщиков. Все гонки прошли на трассе «Завадовка». Этот цикл соревнований проводился под эгидой организации «КлАР» – аббревиатура от «Клуб авто-родео», где учредителем являлся Михаил Голубь. Вскоре  эта организация была им переименована в «Авто-шок».

Гонки на выживание в 1997, 1998 и 1999 годах проводились по принципу: «Зима» и «Лето», как отдельные (самостоятельные) циклы. Так, зимняя серия 1998 года состояла из следующих этапов:

1-й этап – 11 января – трасса «Завадовка», Кировоград;
2-й этап – 8 февраля – трасса «Завадовка», Кировоград;
3-й этап – 8 марта     – трасса «Завадовка», Кировоград;
4-й этап – 22 марта   – трасса «Спарта-Родео», Кривой Рог.

Позже, по многим причинам, от зимних этапов организаторы гонок на выживание отказались.

Благодаря организаторским способностям Михаила Голубя, во время перерывов между заездами на трассе «Завадовка» свои показательные выступления демонстрировали пилоты и парашютисты местного аэроклуба, мотокроссмены, велосипедисты, конники, мастера авто-родео из Кривого Рога.

В Кировограде 30 сентября 2001 года состоялось торжественное открытие стадиона-трека для гонок на выживание. Его  в 101 микрорайоне Кировограда неподалёку от обувной фабрики построил Михаил Голубь. Стадион получил такое же название, как и клуб – «Авто-шок». Открытие было приурочено к первой гонке на этом специализированном сооружении, которая собрала большое число зрителей и была первым этапом сезона 2001 года. А полный календарь сезона 2001 года был таким:

1-й этап – 30  сентября – стадион «Авто-шок», Кировоград;
2-й этап – 14 октября – стадион «Авто-шок», Кировоград;
3-й этап – 27 октября – трасса «Спарта-Родео», Кривой Рог;
4-й этап (финал сезона) – 18 ноября  – стадион «Авто-шок», Кировоград.

Впоследствии, из-за непомерной арендной платы за землю, которую выставили Михаилу Голубю, он отказался от аренды земли, и демонтировал всё, что построил на стадионе «Авто-шок». Вскоре Михаил Голубь переехал на постоянное место жительства в Москву. С тех пор гонки на выживание в Кировограде не проводятся.

Впервые гонки на выживание в Александрии Кировоградской области были проведены 9 сентября 2001 года ко Дню физической культуры и спорта Украины по моей инициативе . Их организатором выступил спортивный клуб «Европа-кросс», который я основал в октября 1992 года. В них приняли участие два александрийских гонщика – Владимир Крысько и Валерий Сандул. Соревнования  прошли при большом количестве зрителей.

После этого была долгая пауза в проведении гонок на выживание на спортивной авто-мото трассе «Вербовая Лоза». Это было связано с тем, что основной организатор таких соревнований спортивный клуб «Европа-кросс» сконцентрировал свою деятельность на мотокроссе и шоссейно-кольцевых мотогонках, а автор этих строк в 2003, 2004 и 2005 годах работал тренером в Польше.

После шестилетнего перерыва гонки на выживание вернулись в Александрию. Они были проведены 26 августа 2007 года на спортивной авто-мото трассе «Вербовая Лоза» и посвящались Дню независимости Украины, Дню шахтёра и 15-летию спортивного клуба «Европа-кросс», который и выступил их организатором. Они прошли в присутствии около 20 тысяч болельщиков, что является абсолютным рекордом посещения гонок на выживание и посещаемости спортивной авто-мото трассы «Вербовая Лоза». С того времени гонки на выживание в Александрии проводятся практически ежегодно (по разным причинам они не были проведены в 2014 году).

В 2008 году спортивная авто-мото трасса «Вербовая Лоза» отметила своё 40-летие. К этой дате спортивный клуб «Европа-кросс» 31 августа 2008 года провёл на ней гонки на выживание, с участием 19 гонщиков. Впервые в истории гонок на выживание в этих соревнованиях была применена электронная система старта с пятью красными сигнальными фонарями от светофора, которую для спортивного клуба «Европа-кросс» изготовил специалист по электронике Виктор Титов с предприятия «Свето-Центр» (Александрия).

Даты проведения гонок на выживание в Александрии

9 сентября 2001 года
26 августа 2007 года
31 августа 2008 года
30 августа 2009 года
5 июня 2010 года
28 мая 2011 года
26 мая 2012 года
25 мая 2013 года

Кроме спортивного клуба «Европа-кросс» (президент Гугленко Юрий Александрович) их организаторами также выступают мотоклуб «Александрия» (основатель Крысько Владимир Фёдорович) и капитан команды александрийских гонщиков – Мисюренко Александр Васильевич. Эти соревнования проводятся при поддержке местной власти и спонсоров.

Одним из центров гонок на  выживание в Украине является город Кривой Рог Днепропетровской области. Первым подвижником гонок на выживание в этом городе стал известный каскадёр и авто-мото гонщик Бондарь Виталий Анатольевич (кличка в гонках на выживание – «Царь»). Он на автомобиле «Волга» участвовал в таких соревнованиях и организовывал их на первой трассе для гонок на выживание в Кривом Роге, которая называлась – «Спарта-Родео». Первые гонки на выживание на ней прошли 26 октября 1997 года. После того, как из-за травмы спины он не смог принимать участие в подобных соревнованиях, Виталий Бондарь стал бессменным главным судьёй всех проводимых в Украине гонок на выживание. С зимы 1998 года гонками на выживание начал заниматься криворожанин Губаренко Фёдор Фёдорович (кличка в гонках на выживание – «Дед», автомобиль «Волга»). Впоследствии он стал ключевой фигурой в организации гонок на выживание в Украине, как координатор таких соревнований. Этническая полячка криворожанка Травинская Валентина Николаевна является бессменным главным секретарём всех гонок на  выживание, в каком бы городе Украины они ни проводились. В Саксаганском районе  Кривого Рога 26 октября 2006 года был торжественно открыт стадион-трек «Кривбасс-Экстрим». В этот день при скоплении около 10 тысяч зрителей на этом специализированном сооружении были проведены и гонки на выживание, и мотокросс.  В Кривом Роге ежегодно проводится наибольшее число гонок на выживание и он представлен наибольшим количеством участников.

Проводятся гонки на выживание и в городе автомобилестроения – Запорожье. Они проходят на трассе «Космическая», а их основными организаторами выступают сами же гонщики Тимошов Сергей Александрович, Колесник Эдуард Григорьевич и Юрченко Юрий Владимирович. Дочь Сергея Тимошова – Екатерина тоже неоднократно участвовала в гонках на выживание, как гонщица, а позже, – как судья.

В городе Ирпень Киевской области соревнования  проводит многократный победитель гонок на выживание Кубечко Александр Валерьевич и его клуб «Адреналин», который он вместе со своим другом Олегом Гречиной создал в 2005 году при своей фирме: Автосервис «Алекс».

Впервые в истории 11 октября 2014 года гонки на выживание прошли в городе Мелитополе Запорожской области. Это был третий (предпоследний) этап сезона 2014 года, который собрал около 6000 зрителей.

О возросшей популярности гонок на выживание в Украине говорит тот факт, что если на первую гонку в Кировограде в 1996 году было подано четыре заявки на участие, то в 2009 году таких заявок на участие было уже семьдесят одна (по всем этапам). Если в 1996 году было проведено всего три этапа гонок, то в 2009 году их было проведено уже девять.

Абсолютный рекорд по количеству одновременно стартующих в гонках на выживание в Украине был установлен 31 октября 2009 года на трассе «Кривбасс-Экстрим». Это был девятый (заключительный) этап гонок на выживание, где на старт выехало 42 автомобиля участников.



На снимке: гонки на выживание на спортивной авто-мото трассе «Вербовая Лоза» в Александрии, 26 августа 2007 года


Рецензии