Старик и тундра или Байкер на Кольском полуострове

Илья Свенск
               
   
    Наверное, после смерти Тура Хейердала ЛАРСА БЬЕРНСОНА можно назвать "последним из могикан". Мощный старик с вьющимися по ветру длинными седыми волосами и окладистой бородой, он еще во вторую мировую участвовал в норвежском сопротивлении, совсем молодым человеком был в группе "ужаса на двух колесах", как называли нацисты летучий отряд велосипедистов, внезапно появлявшийся для диверсий и исчезающий вслед за тем в лесах на Шведско - Норвежской границе. К концу войны - тяжелая контузия, потеря памяти, годы в госпиталях и почти чудесное выздоровление...

    С тех пор Ларс пересек на велосипеде Баффинову землю в северной Канаде, Аляску, Лабрадор, обогнул Исландию по побережью, дважды  пытался доехать на велосипеде до Северного полюса ...
    На Огненной земле, в Патагонии, занятый проектом антарктического пробега, он узнал по радио о грядущем музыкальном фестивале в Вудстоке и пересек на велосипеде американский континент с Юга на Север, чтобы успеть к последнему дню представления.

    Иногда он по году жил в том или ином племени полярных индейцев, неустанно пропагандируя велосипед как экологически чистое, не ранящее тундру средство передвижения во время полярного лета.  Среди ихалмютов, одного из самых северных канадских племен, до сих пор еще жива легенда о " человеке c волшебными колесами".

Недавно он посетил Россию. 
- Слушай, старик, а почему именно Кольский полуостров?
- Просто. Во - первых, это -  простой подвиг. Из Москвы - всего тридцать  два часа на поезде – и ты в Лапландии. Причем, не в  финской, где Санта со своими оленями уже не знает, кого еще опоить  кока   колой, а на настоящей Коле. Это, кстати, большевики обозвали полуостров Кольским. А так, всегда была Kola peninsula. Не путай только с поселком Кола. Есть там такой.  А Лапландия – это не только страна Снежной Королевы и место, куда Нильс диких гусей гонял, Лапландия – это родина горного велосипеда!
- ?!
- Вот, гляди! Это почти что оттуда, из Швеции, наскальное изображение эпохи ранней бронзы. Ты хочешь сказать, что это не велосипед? А поскольку римляне там никаких трасс не строили, то велосипед мог с самого начала быть только горным. Похоже, эти аппараты широко использовались для охоты... Сейчас я работаю над реконструкцией такого первобытного механизма, чтобы потом пересечь на нем Евразию. Я уверен, что во время Бронзового века расселение народов во многом происходило при помощи примитивных велосипедов. Так вот... На востоке полуострова  до сих пор почти никаких дорог, полярные олени, медведи - словом, потерянный рай. Мне лично -  остро не хватает мамонтов... Где еще найдешь такую дикость, кроме как в далекой Сибири? Во – вторых, полярный день. Катись себе хоть круглосуточно. В - третьих, где еще ты поймаешь свою Большую рыбу?

- А гнус, мошка?
- Существуют  репелленты, кроме того, пока ты в седле – ветерок обдувает.
- Болота?
- Никогда не встречал топей, как в вашей партизанской Белоруссии, например. На маршруте, который я рекомендую, есть несколько неприятных участков, но реально сложный – только один. Понимаешь, большая часть полуострова – это тундра или лесотундра. Тонкий слой ягеля, а под ним – гранит. И идти и ехать – почти как по асфальту. Лес – как райский сад: ягель безо всякой травы, сосенки и березки на аккуратных расстояниях. Так они растут из - за простого принципа выживания. В основном значительно проходимее  вашего подмосковного. Кроме того, бесконечная паутина оленьих троп. Выбираешь ту, которая ведет в нужную сторону и едешь. Олени любят ягель, а тот не любит сырости. Кстати, ягель - не мох, как ты, наверное, думаешь. Это -  симбиоз водоросли и гриба! Впечатляет?

- Да уж… А какие там погоды летом?
- Опять же, преимущество Колы в том, что хотя она и далеко за полярным кругом на востоке от Нас, старых весловертов, дыхание Гольфстрима все же летит.
- Весловерт - это что, викинг?
- Викинг – в  основном разбойник. Говорила кому – то мама: учись хорошо, а то в Викинги пойдешь. Весловерт – правильное слово. Сейчас – это вроде русского байдарочника – рафтера. Как тебе  “педальхвирлвер” о велосипеде?
 - Сложно это, по-норвежски… А что все – таки о Гольфстриме?
 - Morman – Мурманск – старинный фьорд. Никогда не замерзает... Но мы говорим – то  о центре полуострова… Так вот: ехать лучше всего во второй половине июля: меньше гнуса, почти полный день, часа на полтора сумерек, а температуры… По - разному, средняя, наверное, около четырнадцати. Бывает под двадцать пять, случаются заморозки. До минус семи бывало, помню… Север, однако.
 - Однако… Может, имеет смысл куда поближе, в ту же Карелию, например?
 - Слишком заселена на мой взгляд. No real kick! А самое главное – гор там нет.  Абсолютно. А лучше гор бывают только…
 - Mountain bikes!
 - Like this… Sometimes…
 - Так как же все – таки добраться в тот край обетованный?

 - Весь маршрут рассчитан на две – три недели. Ты ведь из Москвы? Здесь удобно приземляться, если летишь еще откуда – то, кроме Скандинавии. Поездом Москва – Мурманск до станции Апатиты. Не лети до Мурманска – экономия и масса развлечений по дороге.

  Например, в Петрозаводске поезд стоит целых 30 минут. За это время можно успеть приобрести в магазине недалеко от вокзала великолепную огненную воду, настоянную на ржаных сухариках. А соленые щуки и вареные раки от карело-финских республиканцев! Совсем недорого! Однако не проспите вашу станцию.

 Из города – по асфальтовой трассе в направлении г. Кировск. Примерно на половине пути до него свернуть направо, к поселку. Октябрьское, он же 45 - й километр. От Апатитов до него 45 км. Вообще, все расстояния, которые увидишь на карте, считаются от Апатитов. Помнишь Дж. Лондона: “Сороковая миля”?.. Там кончается асфальт и всякая цивилизация вообще. Твой путь дальше – на восток, по грунтовой дороге. 17 км ты будешь ехать вдоль железнодорожной насыпи, затем она свернет на север, а тебе – дальше nach Osten. История грунтовки в том, что после войны у власти была идея построить железную дорогу аж до оконечности полуострова, так что согнали людей, нагородили концлагеря, но со смертью вождя проект тоже сдох. Насыпь тянется на восток еще километров 12 и обрывается в диком лесу. Там, где на карте обозначены “бараки 82 – й километр”, а на некоторых картах "урочище 82 км."  живет телефонист. Это – последний человек на твоем пути. Он, возможно, еще что – то  подскажет. В реке Цага – хорошая рыбалка, вообще, рекомендую там переночевать.

- А кто вообще там ездит и что за телефон?
- Ездят редкие геологи, они стоят под хребтом Панские тундры. Кстати, вездеходка сейчас идет не так, как указано на существующих картах. Она тянется по возвышенностям, ближе к хребту. А телефонная связь идет далеко на восток, к оленеводческому поселку Краснощелье. Там – единственные люди в центре полуострова, но летом до них доберешься только по воде или авиацией.
- Так что же, оленей так и не увидеть?
- В лесах вокруг полным – полно диких. И на дороге ты постоянно будешь встречать их следы. При удаче можно попробовать догнать оленя на байке. Можно и поохотиться в стиле бронзового века.
- Мда… А медведи?
- Встречаются. Не стоит их опасаться, старожилы не помнят случая гибели от них человека. Они там робкие, обойдут тебя за километр. Рассчитывай в лучшем случае увидеть след…   

  Следующий пункт – бараки 100 – й километр, еще один бывший концлагерь. Там советую серьезно поразмыслить, куда направляться дальше. Дело в том, что впереди – около километра болота по обоим берегам р. Марьйок. Хотя я и против любых лишних подвигов, этот – тебя стоит.  Самая серьезная часть твоей авантюры. Взгляни на болото, серьезно оцени свои силы. Если переправа покажется тебе сложной, то поезжай назад к хребту Панские тундры. В любом случае, по возвращению на континент уже не стыдно будет взглянуть в глаза жене (мужу, ребенку, кошке, тараканам или кто там у тебя…).

  Всякие возвышенности там лишены леса и покрыты ягелем. Потому большинство гор и называется тундрами (см. карту). Ягельники вокруг – надежное, твердое покрытие. В реках много форели и хариуса. Если же решишься тронуться дальше, то мост из нескольких  бревен - слева от линии связи. Вообще, на болоте не обращай внимание на  случайные разъезды вездеходов (за все лето их проходит не более десяти), по мере возможности держись телефонных столбов. Очевидно, тебе придется перетаскивать груз и байк в две ходки.  У реки протяни над бревнами веревку – по ней вполне возможно переправить твой аппарат.  Ширина Марьйока – менее двух метров, но он иногда бывает глубок.

  Через несколько километров далее по трассе – старая геологическая стоянка перед ручьем. Там еще один рукав Марьйока. Но вполне сносный брод. Метров за 200 до него, по отворотке вправо – избушка с печкой. Если ты уже там, то дальнейший путь не представляет особой сложности. Еще с километр после брода – и от основной дороги, вдоль которой тянется связь, будет поворот налево. Со всех сторон вездеходки – сосновый лес с ягельной подстилкой. Катись вдоль нее по правой стороне на север, к горе Урмаварака (см карту!). Ее подошва – сказочная по красоте тундра. На одноименном озере под горой – заброшенное зимовье. Там – то и можно поймать. Твою Большую Рыбу, если тебе это нужно.
- А если не нужна никакая, даже самая Большая рыба?
- Тогда, наверное, твоя жизнь  – полностью сконструированное движение. Во времени и пространстве. Вообще, это довольно уникально -  впервые за последние шесть тысяч лет так явно владеть ими и удерживать равновесие.



                Говорила с Ларсом Бъернсоном Маша Ульянова.


В следующих номерах - НОВЫЕ ЧАСТИ интервью Маши Ульяновой и главы из книги Ларса Бьернсона "Мир на двух колесах".
                2002г.

Данный рассказ ЮМОРИСТИЧЕСКИЙ. Персонажей в реалии НЕ СУЩЕСТВУЕТ и НЕ СУЩЕСТВОВАЛО. Все остальное чистая правда.