Надо ли менять ослов?

Владимир Николаевич Кондаков
   31.01.2015... Позавчера неожиданно встретил на улице своего бывшего однокашника по Политеху.
   - Вовка, ты? - решил уточнить тот.
   - Здорово, Серёга! - уверенно приветствовал я товарища.
   После крепкого рукопожатия последовали дежурные вопросы: сколько не виделись?, как семья?, как здоровье?, работаешь или сидишь на пенсии?, каков размер пенсии?... Когда разговор коснулся политики, Украины и санкций, Сергей незатейливо предложил:
   - А давай, если у тебя есть время, завалимся в приличную пивнушку? Я знаю тут одну поблизости. Там спокойно и поговорим. Согласен?
   - Не знаю даже, - промямлил я.
   Мой визави понятливо кивнул и с оптимизмом затараторил:
   - Вова, я уже в курсе, что пенсия у тебя никакая, что ты на инвалидности и не работаешь. У меня ситуация получше, поэтому приглашаю я. Погнали!...
   Удобно устроившись в углу более чем полупустого уютного ирландского паба, мы с видимым удовольствием отпили по глотку янтарного цвета напитка.
   - Всё-таки опять у нас очередной бардак начался, - с места в карьер взял Сергей. - Сколько живу - постоянный "геморрой" у нашей власти: то коммунизм через 20 лет, то Америку решили перегнать, то в Карибский кризис влезем, то "развитОй" социализм построим, то в Афган сдуру попрём, то "перестройку" затеем, не зная с чего начать и чем закончить, то "дерьмократическую" революцию совершим и поставим "царём" законченного алкаша, потом всю экономику свою развалим, уничтожим все жизненно важные отрасли под мудрым руководством вашингтонского обкома партии, то гражданскую войну в Чечне начнём, то Крым аннексируем...
   Сергей задохнулся от возмущения и, дабы смочить пересохшее горло, жадно припал губами к краешку пивной кружки. Мне оставалось поддержать друга:
   - Действительно, у нас не жизнь, а сплошной "геморрой", - осторожно начал я. И не удержался от мучившего меня вопроса: - А ты всё-таки считаешь, что мы Крым не присоединили, а аннексировали?
   Поставив кружку на стол, мой собеседник выразительно повращал глазами и витиевато ответил:
   - Вов, ты же инженер-системотехник, проще говоря - аналитик, с логикой дружишь, в законах разбираешься. Вообще, что в мире за последние 40 лет присоединялось, если не считать объединений двух Германий и двух Вьетнамов?
   - Согласен, - кивнул я. - Там соединялись две страны, искусственно разделённые, без ущерба третьим странам. А здесь налицо ущемлённая сторона - Украина...
   - Вот! - воскликнул Сергей. - Я так и думал, что ты того же, что и я, мнения. Знаешь, как сейчас у нас на Родине называют таких, как мы? - Не дожидаясь моего участия, однокашник сам же и ответил: - "Пятой колонной"!
   Громкий голос Сергея вынудил меня осмотреться по сторонам. Мой собеседник отреагировал на такую меру предосторожности достаточно своеобразно:
   - Агентов КГБ высматриваешь? Брось, им сейчас не до тебя - "бабло" "пилят". И в кабачках они сидят "покруче" нашего. - Сергей повозил кружку по столу и тяжко вздохнул: - Эх! А ведь как всё могло хорошо быть, если бы одному деятелю не захотелось стать "собирателем земель" и войти под этим именем в историю, а другому не приспичило бы пристроить залежавшийся на его земле сланцевый газ...
   Наступила тягостная пауза, которую, как я понял, предстояло нарушить мне.
   - Кстати, насчёт перегнать Америку, - вспомнил я. - Всегда эта идея казалась бредом Никитки. А на днях меня озарило - а ведь гипотетически такое было возможно.
   Провокация удалась - Сергей явно взбодрился и в запале возразил:
   - Даже гипотетически это - бред!
   - Отнюдь, - продолжил я интриговать. - Подчёркиваю - гипотетически.
   - Ладно уж, давай гипотетически, - согласился мой товарищ.
   Я вспомнил последовательность своих прежних рассуждений и бодро начал:
   - Грубо говоря, каждое государство состоит из цепочки звеньев под условными названиями: представительная (законодательная), исполнительная и судебная власти на трёх уровнях, законы, нормы, стандарты, силовые структуры (армия, полиция, госбезопасность, разведка и т.д.), территория (земля) с границами, производство, наука, культура, спорт и, наконец, народ...
   - Он, как всегда, упоминается в последнюю очередь, - съязвил Сергей.
   - Так это ведь самое слабое звено в государственной цепи, - подтвердил я. И пояснил: - С точки зрения власти. - Поскольку мой собеседник больше не выказывал желания перебить повествование, я продолжил: - Так вот, если в американской и советской (можно и российской, ведь это гипотетически) цепочках обменяться несколькими звеньями - тремя ветвями власти на трёх уровнях, законами, нормами и стандартами (оставив на месте армию, полицию, госбезопасность и проч.), то через год Америка от нас безвозвратно отстанет. Причём, не столько мы поднимемся над ней, сколько её опустят ниже плинтуса пришлые "слуги народа"...
   - Браво, - сдержанно похвалил меня Сергей и потянулся с кружкой пива, чтобы чокнуться. - Ты прямо Эзоп: я выпью море, если вы отделите все реки, впадающие в него.
   Слегка захмелев от хорошего ирландского пива, я принялся излагать наболевшее:
   - И вообще - нам как-то не везёт со властью и с дружественными государствами. Ведь никто, даже ближайшие союзники, не признали присоединения Крыма. Вот уж воистину прав был император Александр III: "У России есть только два союзника - российская армия и российский флот".
   Я сделал намеренную паузу, давая возможность высказаться и компаньону.
   - Точно! - с готовностью поддержал он меня. - Если бы у наших властей было чувство меры, а не тупая щедрость души (за счёт своего населения), а также они радели за счастье и безопасность своего народа, то вся история могла сложиться иначе. Более скучно, как, например, в Швейцарии или Норвегии, но благополучно. Какой чёрт дёрнул Николая II вступиться за Сербию и влезть в 1-ю Мировую войну? Сидели бы тихо, свои жилища благоустраивали... На кой леший мы дважды воевали с Турцией, чтобы освободить Болгарию? И чем "братушки" нам ответили? В обоих мировых войнах воевали против нас. Как только представилась возможность, сбежали в НАТО - то есть опять собираются воевать против нас...
   - Действительно, - поддержал я товарища, - зачем нужна такая щедрость души власти за счёт жизней своих граждан? Полмира у нас в долгах, а мы стесняемся спросить по счетам, только списываем долги, прощаем в надежде на поддержку и лояльность. Та же Украина... Народ, конечно, жалко, но его "слуги" просто с ума спрыгнули - объявляют Россию страной-агрессором, имея в пассиве от неё кредит, требование на погашение которого могут быть предъявлены в любой момент... У тех же США, недавних партнёров и сегодняшних врагов, лежит наш "неприкосновенный запас", "подушка безопасности", как говорил Путин. А что, если они пошлют нас подальше, наплевав на репутацию? Им всё можно. Ведь это надо было додуматься - хранить свои основные активы у потенциального противника! И давать ему наживаться на процентах, под которые эти средства выдавались нашим же горе-бизнесменам...
   В образовавшуюся паузу удачно вписался мой собеседник:
   - Слушай, я никогда, ты знаешь, не был националистом и расистом. Но теперь я сразу переключаю телевизор, если там показывают Обаму. Да и вообще - если идёт какой-то американский фильм с негритосами...
   Понимая, что разговор начинает принимать негативный характер, я решил сместить акценты:
   - Кстати, кажется, вчера какое-то известное американское рейтинговое агентство опустило рейтинг России до самого низкого - спекулятивно-мусорного...
   Мой товарищ, словно хищная рыба, моментально схватил наживку:
   - Так именно так и есть! Раньше они нам, взамен на многие уступки, нагло льстили, а сейчас решили правду сказать. Спекулятивный рейтинг? Так у нас бизнесменов за все эти 23 года не появилось - одни спекулянты. Мусорный рейтинг? Так этих спекулянтов "мусора" и "крышуют"...
   Произнеся эффектную метафору, Сергей подозвал официанта и заказал новую порцию пива на двоих. Закончив хлопоты, он возобновил разговор:
   - Сколько всё-таки у нас дураков у власти! Вроде современные люди, а менталитет у них остался "совковый". Ну, не справляешься ты с обязанностями, бывает. Так уйди добровольно, по-хорошему. Ан нет - будет сидеть до смерти или пока под зад пинком не выгонят. Ну, посмотрите вы, "слуги" - ведь с нами уже воюют. Пусть пока "холодно", но экономически ощутимо. Особенно народу. А они себе заранее в прошлом году зарплаты "проиндексировали" на несколько лет вперёд и в ус не дуют. Причём, все сразу озаботились: и депутаты, и министры, и чиновники всех трёх уровней, и  Администрации Президента и Премьера, и сам Президент с Премьером (отдельным Указом - на 166%)...
   - А пенсионеров проиндексировали аж на 2%, - вставил я и своё словечко.
   - Точно! - подтвердил Сергей. - У них что - мозги совсем деньгами отморожены? Когда идёт война, пусть экономическая, следует принимать меры по экономии средств, а не их разбазариванию. Весь профессиональный спорт в России финансируется из бюджета ("закрома" госкорпораций - это недополученные бюджетом средства, которые якобы используются на "социальную сферу", каковой профессиональный спорт, шоу по сути, не является). Почти как на Украине - Донецк и Луганск интенсивно обстреливают из "Градов", а "Шахтёр" и "Заря" играют в футбол на первенство Украины. Бред какой-то! И мы к тому катимся... А какой шабаш сейчас творится на куче телеканалов (преимущественно находящихся в Москве), которые с помощью невообразимо дорогих супершоу вдохновенно "пилят" бюджетные деньги... Про рост цен на продукты питания и говорить противно. "Слуги" либо бубнят "это - рынок, ничего не поделаешь", либо включают "ручное управление" - посылают в универсамы прокуроров... А ведь здесь полная безделица. Заставь производителей делать "раскладку": вот себестоимость, а вот - прибыль. И печатать на готовом продукте свою отпускную цену. Её-то, родимую, и должно отслеживать государство на предмет налогов. Скажем, определили по закону её в 15-20%. С этой суммы налог должен быть мизерным или вовсе отсутствовать (например, у сельхозпроизводителей). А дальше - пошли посредники. Они могут взвинтить цену на продукт для потребителя в несколько раз. И здесь должно быть государственное регулирование. И в итоге возникает баланс "продажная цена - налог в казну". Недодача в казну обернётся выигрышем в цене для обывателя. а это в кризисное время - самое важное...
   Энтузиазм, с которым начинал свой страстный монолог Сергей, постепенно сошёл на нет. Мой собеседник замолчал и с жадностью припал к кружке с пивом. У меня возник вопрос по поводу всего сказанного. И я решился:
   - Так а кто всё это будет контролировать и хватать спекулянтов за руку?
   Ответ у моего товарища, казалось, имелся заранее:
   - Государство, конечно! Оно должно нанять сотни тысяч "проверяльщиков", которые будут готовы энергично работать за идею (понижения цен) и небольшую разумную зарплату. Учитывая, что у нас в стране большая скрытая (технологическая) безработица, то желающих будет больше, чем достаточно. Ведь у нас целая армия пенсионеров, в том числе - с высшим образованием, которые с удовольствием включились бы в это полезное дело. Вот ты, например, пошёл бы?
   Вопрос прозвучал неожиданно, но я на него радостно ответил:
   - Конечно! - И тут же усомнился в реальности прожекта: - Но как это всё технически реализовать?
   - Володя, ты меня удивляешь своей наивностью, - несколько нервно отреагировал Сергей. - Разработать процедуры проверок и контроля - не проблема. Каждый контролёр получает по казённому ноутбуку с программным обеспечением и доступом в базы данных контролируемых им организаций. Плюс визуальные проверки торгующих организаций, плюс звонки (сигналы) от граждан по указанным для них телефонам. Отследить цепочку от производителя (с проверкой его издержек) до продавца - плёвое дело. Здесь и все посредники всплывут. Именно от них идут основные "накрутки". Ну, как - понятно?
   Я согласно кивнул. Мне, честно говоря, надоели все эти политические темы и хотелось поговорить о чём-нибудь личном, о прошлом, о друзьях и общих знакомых. Но и здесь меня опередил Сергей:
   - Заканчиваем эту "бодягу". Но маленькое замечание. Ещё задолго до событий   на Украине и нынешнего кризиса, экономика России, под чутким руководством бездарного Премьера и бездарного Правительства (за исключением, пожалуй, министра иностранных дел Лаврова) полетела в тартарары. Медведеву бы уйти со всем этим "сообществом", но... Он - заложник "совкового" менталитета, когда "коммунисты умирают, но не сдаются". Как бы теперь стране умирать не пришлось... - Мой собеседник на секунду умолк, затем иронично ухмыльнулся и прибавил: - Вот только не дай Бог Премьеру перейти на "ручное управление" - он так далёк от экономики... Дальше, чем декабристы от народа...
   Больше в этот вечер мы к политическим темам не возвращались и провели время в приятной беседе. Уже прощаясь у метро, Сергей заговорщицки подмигнул и своеобразно пошутил:
   - Наши власти и их политтехнологи очень любят образность и метафоры. Вот, например, во время президентской компании 1996-го, когда наверх тянули полумёртвого алкоголика, рефреном звучала русская (или татарская?) народная мудрость: "Коней на переправе не меняют". Возможно, скоро эту "мудрость" опять возьмут на вооружение... А я тут грешным делом подумал: а "кони" ли те, кого призывают не менять? А вдруг они - "пони"? Или того хуже - "ослы"? Или того хуже - "козлы"? Вот я и придумал новую поговорку: "Ослов на переправе обязательно меняют на коней"...

   P.S. Буквально вчера наутро, просматривая новости на Яндекс, я наткнулся на броский заголовок: "Медведев ввёл госрегулирование цен на вино и шампанское"...  Как говорится, вот оно и началось - понеслась звезда по кочкам...