Одержимость, 2013

Бадди Фазуллин
Одержимым музыкой и не только...

Называть фильм гениальным, конечно, несколько гиперболизировано самонадеянно. Но у фильма есть неоспоримые достоинства, заслуживающие пристального к нему внимания и самых высоких похвал, главным из которых является великолепная игра актеров, включая и самого главного актера - музыку.

Именно ей можно посвятить многие страницы восторженных эпитетов и дифирамбов. По большому счету, именно великолепно подобранная и сыгранная, кондовая джазовая составляющая сделала этот наспех снятый фильм столь высоко оценённым как кино-, так и музыкальными критиками.
Лично я сразу после просмотра полез в сеть в поисках саунд-трека, который тут же еще раз с упоением и прослушал.

Фильм, буквально, насквозь пропитан музыкой: ласкающими самый искушенный музыкальный слух джазовыми гармониями и великолепными аранжировками: взять хотя бы филигранную (если не лучшую) партитуру классического джазового стандарта Хенка Леви, стоящего в заглавии фильма. И, конечно, шикарнейшей, сочной, «жирной» звуковой дорожкой, словно подарившей заветный билет посетить джазовый фестиваль в Монтрё или Монреале.

Музыка в фильме живет полноценной жизнью, музыка играет в нем самую главную роль, и заведомо обыгрывает всех остальных актеров, сколь бы хорошо они не отыграли свои партии. Фильм – и есть сама музыка. История эта – история музыки, о музыке, и целиком в музыке. Без нее интрига деспота-учителя и его взбунтовавшегося подопечного не была бы столь драматичной и метафоричной, и тянула бы, не более чем на цитату «помнят руки-то, помнят, родимые!»

Но это, ни в коем случае, не умаляет вклада центрального актерского состава в лице Майлза Теллера и Джонатана Симмонса, в полной мере отразивших вечную как мир антитезу «учитель-ученик».

Тем, кто хоть немного знаком с нотной грамотой, ее квинтами, терциями и часами, проведенными за инструментом до слез и крови, наверняка оценят не только актерскую, но и профессиональную музыкальную составляющую. Ведь Майлз Теллер и в реальной жизни провел годы за ударной установкой, и в самом деле сам «стучит» в фильме, и на самом деле – до пота, до изнеможения, до кровяных волдырей. А вы говорите «не кочегары мы, не плотники…»
Информации о музыкальном образовании его контр-партнера по кадру Джонатана Симмонса не нашел, но его абсолютное проникновение в роль заставляет задуматься о наличии и у него недюжинного музыкального опыта. Либо он просто гений!

Отдельно хочется отметить операторскую работу, давшую нам удовольствие заглянуть в эту причудливую «музыкальную шкатулку» изнутри, и увидеть ее волшебные «молоточки» и «юбочки»: руки, глаза, барабанные палочки, слепящий глаза свет рампы, хай-хэт… кровь, пот и слёзы…

Главная же драматическая составляющая: стоит ли фанатично перелопачивать тонны человеческой «руды», идя по головам, ломая личности и судьбы в призрачной надежде отыскать тот единственный «бриллиант», пусть останется за скобками этой «музыкальной» рецензии.

Baddy El Riggo, 31.01.2015

Ссылка на страницу рецензий в Кинопоиске: http://www.kinopoisk.ru/user/595574/comments/list/