Каждому - своё

Инесса Степаненко
Фото из интернета
            

                1
 Жили-были кошечка Мурка и пёсик Тобик. Они очень дружили и играли вместе. Было лето. Стояли,  шли, пробегали или пролетали тёплые солнечные дни. Кошечка Мурка, отдыхая на крылечке, тихонько мурлыкала:
            
Я – кошечка Мурка – пушистая шкурка.
Работу свою  знаю  точно.
Днём с лучиком солнца играю я  в жмурки,
В кладовке на промысле –  ночью.
Голубит хозяйка  меня и ласкает,
С утра  каждый день молоком угощает.

Надо сказать, что   сообразительная кошечка не зайдёт в дом, пока не вылижет себя чистенько, и пока хвост у неё не распушится веером. Если хозяйка бывает в плохом настроении, пушистая это чувствует и начинает ласково мурлыкать и тереться об её ноги. Хозяйка успокаивается и зовёт её ласково: «Мурчоночек ты мой, доктор  мой, пойдём домой скорее. Я тебя покормлю, по спинке поглажу, и будет нам веселее».

     А пёс Тобик имел свои обязанности. Сидя на цепи, он пел другую песенку. В ней он знакомился с окружающим миром:
 
Я – рыжий пёс  Тобик, игривый, весёлый.
Хотя  у меня и нелёгкая доля –
Ведь я целый день, но бывает и сутки
Сижу на железной цепи возле будки.
Добро я хозяйки своей охраняю –
Когда есть опасность, то громко я лаю.
Хозяйка за это меня награждает –
Чудесными лакомствами  угощает,
Потом среди дня отпускает гулять,
Чтоб с кошечкой Муркой я смог поиграть.

Так прошло, а может, пробежало, или пролетело лето. Наступила осень. Дни стали короче, а ночи длиннее и холоднее.     Начались частые дожди. Тобик от холода прятался в будке.  Но как бы трудно ему не было,  он хорошо исполнял свои обязанности. И когда получал от хозяйки заслуженную еду, или когда его отпускали гулять – это было для него большой радостью.

      Но вот однажды Тобик  подумал, что Мурка не сидит на привязи, не мёрзнет во дворе, и в комнаты хозяйка разрешает ей заходить, да ещё и кормит. Как бы и ему хотелось тоже побывать в уютном доме хозяйки.
      Думал-думал Тобик и попросил Мурку, чтобы она помогла ему устроить тёплую ночёвку.               
               
                2
Сказано-сделано.  Ночью, как только хозяйка уснула, Мурка  освободила Тобика из ошейника и они вместе направились к дому хозяйки.
      Добрая Мурка помогла Тобику залезть в окно, которое она подготовила заранее, и Тобик очутился в кладовой комнате, где были полки с банками, горшками, кастрюлями и кружками. А возле одной из них стоял мешок с мукой.

–  Располагайся, Тобик, и грейся на здоровье, – приглашала Мурка. – Только выполни, пожалуйста, одну мою маленькую просьбу. Если ты увидишь, или услышишь мышку, –   постарайся её поймать или прогнать. Только не лай и не рычи на неё, а то проснётся наша хозяйка.  А я пойду, послежу за ней, и буду прислушиваться к тому, что делается во  дворе. Если хозяйка проснётся или во дворе что-нибудь услышу, –   дам тебе знать или приду за тобой.

–  Это ты хорошо придумала, –   обрадовался Тобик, – благодарю тебя, Мурка. Я постараюсь вести себя тихо.
–   Желаю, Тобик, тебе доброй ночи.
–  Спасибо, тебе тоже доброй ночи.

       Мурка пошла в комнату, где спала хозяйка, а Тобик примостился в углу кладовой и лёг. Ему было хорошо и тепло, и он вскоре задремал. Но через некоторое время под полом послышался шорох. Тобик проснулся, навострил ушки, пристально вгляделся в темноту. На полу, возле мешка с мукой, появилась мышка. Но неожиданно Тобик чихнул, и она спряталась за мешок, выглянув с другой его стороны. Тогда наш сторож встал, молча ожидая новое приключение, но мышка убежала. Тогда он снова лёг и только, было, задремал, как под полом снова послышался тот же шорох. Пёсик открыл глаза и  увидел задиристую мышку возле мешка с мукой. Она выглядывала то с одной его стороны, то с другой, напевая при этом песенку:

                Я – маленькая и проворная мышка
                Шныряю по комнате в сером пальтишке.
       Любой  хлеба  крошечке  буду я рада,
     Детишек моих, ведь, кормить чем-то надо.
               По стенкам и полкам взбираюсь я ловко.
                Давно уже плачет по мне мышеловка.
                Меня заманить даже Мурка не может
                И Тобику в лапы не дамся я тоже.

–  А я ловить тебя не собираюсь, – отозвался Тобик. – Я просто сижу, и  пытаюсь согреться.
–  От дела хочешь меня отвлечь? Да, знаю, что хочешь меня обхитрить! Ведь ты местами  с Муркой решил поменяться! Как же над этим не посмеяться? 

      Тут Тобик рассердился и прыгнул. Но неудачно – врезался головой в мешок. Мышка проскользнула между лапами Тобика и убежала. Мешок плюхнулся на пол, и развязался. Мука рассыпалась. С грохотом повалилась посуда, которая стояла на полке. Прибежала Мурка:

–  Хозяйка проснулась, надо убегать скорее, – сказала она и выпрыгнула в окно. Тобик –  за ней.
–  А теперь беги к своей будке и  лай погромче,  – советовала Мурка, – а я буду поблизости.
Так Тобик и сделал. Хозяйка вбежала в кладовую и никого не увидела. На полу лежал развязанный мешок. Рядом лежали кастрюли, миски, кружки. Окно было открытым.
Не обнаружив никакой пропажи, хозяйка закрыла окно и ушла к себе в комнату. А Тобик лаял, старался до тех пор, пока Мурка не успокоила его.
   
                3
Наступило утро. Тобик проснулся, выглянул из будки и увидел в своей миске еду. Видно, хозяйка проснулась раньше и принесла ему её. Тобик вспомнил свои ночные приключения, и ему стало стыдно, что его незаслуженно накормили.
–   Чего ты такой грустный? – спросила Мурка. – Тебе попало от хозяйки?

–  Наоборот, она мне дала поесть, а я не заслужил. И теперь мне совестно, – говорил Тобик. – А ты должна поесть, потому что благодаря тебе, я всё же имел возможность погреться  в  помещении.  – Тобик подвинул миску Мурке.

–  Что ты, что ты, –  засмущалась она. – Сегодня  меня уже накормили и тоже незаслуженно. Ведь я не ловила мышку, но позавтракала. И ты ешь. Ведь именно ты  пытался прогнать мышку.

–  Да, нехорошо получилось, –  вздохнул Тобик. – Уж лучше я буду исполнять свои обязанности, а то как-то нечестно получается.  А вдруг хозяйка узнала бы…?
–  Да ладно, ладно. Не переживай ты так. Уже прошло, – успокаивала Тобика Мурка. – Лучше поешь. А мне надо идти по своим делам.
 
        Но вот, как-то раз Тобик  простудился. А ночью в сад пожаловали  чужаки. В руках у них были фонарики. Тобик хотел залаять, но не смог. Никто не услышал его хриплый голос. Хорошо, что Мурка оказалась поблизости и прибежала.
–  Что случилось? – спросила она.
– Слышишь, там, в саду кто-то ходит. А  у меня голос пропал.   Пожалуйста, помоги мне. Прогони их из сада чужаков, а иначе хозяйка меня выгонит.
–  Хорошо, попробую прогнать, – согласилась Мурка. – А потом будем вместе искать твой голос.

      Смелая Мурка пошла в сад, ощетинилась, выгнула спину и зашипела: «Глаза у меня ясные, прыжки – точные, когти – острые! Уходите! Ш-ш-ших!»
Чужаки услышали шум, направили свет своих фонариков на Мурку, и она увидела, что это были мальчишки. Её зелёные глаза тоже засветились в темноте, как фонарики. Но мальчишки не испугались и кинули в Мурку яблоком. Но она быстро отскочила в сторону  и яблоко не попало в неё.

–  Тобик, у меня ничего не получается, – жаловалась Мурка. – Они кинули в меня яблоком.
–  Ах так! – возмутился Тобик, – тогда я им покажу!
И  залаял,  так громко, как только мог. От волнения к нему вернулся голос. Из дома с фонариком выбежала хозяйка,  и прогнала шалунишек.
–  Теперь будут знать, что нельзя без спросу брать чужое, –  сердито проворчал Тобик.

      Утром хозяйка принесла Тобику завтрак и тёплую подстилку:  он их вполне заслужил. А потом к хозяйке пришли те самые мальчики, которые пожаловали ночью в сад,  попросили у неё прощения и помогли  сделать в саду уборку.
     Так они отработали свои ночные приключения. А добрая хозяйка угостила их.
С тех пор Тобик решил больше не жаловаться на свою собачью жизнь, как бы трудно ему ни было. Ведь, если не он, то кто  ещё может всё сделать, как надо? Пёсик  ощутил   гордость и услышал чью-то песенку. Может,  пели птицы, а может, ветер донёс:
 
 
    А пчёлки трудиться летят утром ранним,
Чтоб осенью фруктами сад зардел  весь…
У доброй работницы кроме охраны
Теперь и помощники славные есть.
Всем жить интереснее стало и лучше –
У каждого есть своё место теперь.
И  кошечке с мышкой ночами не скучно
И с Тобиком смелым – надёжнее дверь.

***