Свет утренней звезды

Олег Ольгин
               
                "Чем неосуществимей мечта, тем пленительней,
                чем пленительней, тем не осуществимей..."
               
                Иван Бунин
               
               
- И где мы находимся? - спросил я, - неужели снова заблудились во времени!
- И дым отечества нам сладок и приятен,- радостно улыбнулась Надин.
- Мы в Индии, северной Индии. Видишь отроги этих гор, это Западные Гималаи.
- Ты не ошибаешься? - переспросил я  Принцессу.
- Неужели ты думаешь, что  я не узнаю  долину Кулу, впрочем, как и весь северный Пенджаб! Много легенд связанно с этими нагорьями.  Здесь создавалась Махатхарата. Здесь Виасакунд, - место исполнения желаний! – улыбнулась Принцесса.
- Ну что, пошли знакомиться с местными достопримечательностями! А знаешь,-  продолжила Надин, - гостеприимство у местных жителей в крови!
Пройдя по горно-лесистой дороге, мимо обступивших нас вековых  сосен и кедров, мы вышли к перекрестью двух дорог, разбегавшихся в разные стороны.
 Я как завороженный, остановился и не мог оторвать взора от этого чудного горно -лесистого пейзажа, окружавшего нас.  Заросшая травой  тропинка,  убегала к жилым строениям, спрятавшимся среди темной зелени в стороне от дороги.  Живописно - привлекательный домик  примостился на отроге горного хребта. А за домом открывался чудесный вид на долину, на исток реки Биас, на  снежные вершины гор.
Рядом с  соседней постройкой, расположенной чуть выше,  стоял указатель  с непонятной для меня надписью.
- "Урусвати",  – прочитала Принцесса. - Что в переводе с санскрита, означает:- "Свет утренней звезды",- прокомментировала свои познания Надин.
- Урусвати, - повторил я, - но так назывался гималайский институт научных исследований, основанный Николаем Рерихом! И для Рерихов, это не просто научное учреждение, это еще и то, что индусы, так сердечно и знаменательно называют Ашрамом. Это сосредоточение!  Как говорил Николай Константинович:  - умственное питание Ашрама добывается в различных местах. Это то место, куда каждый путник приходит со своим накоплением. Но и путники в его понимании, не должны сидеть на месте! При первой возможности, они должны идти в разные стороны и пополнять свои внутренние запасы сокровенных знаний!
Да, – в задумчивость промолвила Надин, – странник много видит, а путник, если он не слеп, даже невольно усматривает многое замечательное… И только человек, от созерцания замечательного начинает творить красоту.
 Интересно, а какой сейчас год? - неожиданно задумался я.
–Тебе с точностью до последней цифры  или номер столетия устроит? – рассмеялась Принцесса.
- Ничего, сейчас разберемся, - радостно улыбнулась она, - это все - таки Индия, а не какая -то там  Европа! Не отставай, пошли знакомиться с хозяевами этих владений.
Уже бодрым шагом  мы направились к уютно-просторному строению.

 
                ***

-Ты мне никогда не говорил о Урусвати, расскажи мне о Рерихе, он твой соотечественник? А почему Индия? Я еще так многого не знаю! - с грустью в голосе сказала Надин.
- Рерих, - задумался я, потом, посмотрев на Надин, продолжил.               
- Еще в юности, он загорелся мечтой найти загадочную страну Шамбала.
- Шамбала, - переспросила Надин, - но ведь…
- Не спеши перебивать, - попросил я Принцессу,-  а лучше послушай.

- И на Востоке и на Западе испокон веков, существовали  легенды и предания о диковинно - таинственной стране, расположенной где-то в окружении неприступных гор, то ли Индии, то ли Тибета. Средневековые рыцари верили, что там находится чаша Грааля, считавшейся высшим символом  рыцарского  служения. Да и на Руси, люди шли на Восток,  в поисках "земного рая".
А ты знаешь Надин,  находились свидетели, видевшие эту страну, страну ослепительного света. И сказания о Садко,  пропитаны этой верой. И сказка об Аленьком Цветочке, это тоже вера в  далекое чудо. В страну сбывшейся мечты! В  страну ослепительного света, спорившего с солнечным, как  говорил в своем Послании новгородский  епископ Василий  тверскому епископу Федору. А в  XIV веке было распространено Сказание Зосимы о хождении к Брахманам, в котором рассказывалось  о том, как Зосима нашел на Востоке землю, где живут "в человецах тех старцы, подобии Сыну Божию". Позднее, пройдут годы, затем минуют столетия и   старообрядцы -раскольники назовут эту землю "Беловодьем" и не раз будут отправляться на ее поиск.

- Да, - согласилась Принцесса,-  мои соотечественники, считали священную гору Меру центром мира и источником счастья, жители Тибета и монголы страну бессмертия и высшей справедливости называли Шамбала.  В буддийской мифологии это страна царя Сучандры, символический центр мира, окруженный восемью снежными горами, напоминающими цветок лотоса. Согласно легендам в Шамбале существуют наиболее благоприятные условия для реализации буддистского пути и у пришедших туда открываются «центры мудрости».
 А знаешь,- улыбнулась Принцесса, - путеводителей в Шамбалу великое множество. Но ее географическое положение определяется  всегда по-разному и весьма туманно:  –  "севернее Индии", "за снежными горами Тибета".  Буддистские  ламы скажут, что Шамбала - понятие исключительно духовное и находится во внутреннем мире человека, но никак, не во внешнем.
- Да, так и мне говорили мудрецы Тибета, - улыбнулся я, но вот послушай, что об этом  Рерих писал:

 -"Мы знаем реальность земной Шамбалы. Мы знаем рассказы одного бурятского ламы, как его сопровождали через очень узкий тайный проход. Мы знаем, как другой посетитель видел караван горцев, везущих соль с озер, расположенных на самой границе Шамбалы. ...Земная Шамбала связана с небесной, и  именно в этом месте объединяются два мира".
- Что ж, блажен, кто верует... – улыбнулась Принцесса.
               
                ***

За беседой мы не заметили, как подошли к ограде из невысокого кустарника, пожалуй, единственной преграде, отделявшей тенистые аллеи небольшого парка  от весенней красоты первозданной природы. 
Навстречу  нам вышел пожилой слуга- индус, подойдя поближе и  сделав намасте, предупредительное индийское приветствие,  замер в ожидании.
Надин  обратилась к нему на незнакомом мне наречии и после минутной беседы индус поклонившись ей еще раз, жестом предложил  нам проследовать за ним.
- Я сказала, что мы приехали из  страны, в которой раньше жил владелец этого имения, и хотели бы засвидетельствовать ему свое почтение, - шепотом сообщила мне Принцесса,  пока мы шли по ухоженной аллее, ведущей нас к дому.
– И при этом, – судя по благоговейному трепету слуги,  не забыла упомянуть, что ты  Индийская Принцесса! – тихим шепотом ответил  я.
– Ну, ни без этого…, – улыбнулась Надин – ну что, я хороший дипломат?               
Подойдя к открытой веранде, индус знаком попросил нас подождать, сам же быстро поднявшись по ступеням крыльца, исчез в проеме приоткрытой двери.
Воспользовавшись паузой, мы с Надин,  с интересом стали рассматривать внутреннее убранство этого небольшого имения.  Да, именно так, потому, что ни какое другое слово не могла лучше передать эту уютно-воплощенную красоту и просторного дома и окружавшего его парка.  Красоту, плавно переходившую в соцветье первозданно - индийской природы.
Мое внимание привлекло древнее каменное изваяние конного воина, стоявшее поодаль от дома.
– Это статуя индийского князя по имени Гуга Чохан,   – сказала Надин, уловив мой взгляд,  – Подобные изваяния  распространены  в Раджастхане,  так же, как на твоей родине Скифские Бабы.
– Я вспомнил, откуда оно мне знакомо,  – сказал я,  в задумчивости рассматривая эту работу древних мастеров.
– Скульптура не раз служила моделью для картин Рериха. На одном из полотен  Гуга Чохан,  изображен  на фоне Гималайских гор и пышно - цветущих деревьев долины Кулу.  А знаешь, – продолжил я, обращаясь к Надин, – эта картина – своеобразный гимн красоте северной Индии!
Я боюсь ошибиться в дословности сказанного, но у Николая Рериха есть такие слова, обращенные к Индии  и ее народу: -  "Вся прекрасная Индия, позволь еще раз послать тебе привет за все то влекущее и вдохновляющее, которым наполнены твои и луга, и реки, и старинные города, и священные рощи, и великие люди".

Едва я произнес эти слова, как позади нас стали слышны мягко - негромкие шаги и твердо - спокойный голос произнес.
– Не часто услышишь, такой комплимент в свой адрес, в особенности, в последнее время.
Мы с Надин обернулись. Позади нас стоял мужчина  с  поседевшими висками  и такой же клиновидной бородкой. Здоровый цвет лица, веселые живые глаза, суховатая фигура и быстрые движения.  – таким, мы с Надин,  впервые увидели  Николая Константиновича.
Его образ,  производил сильное впечатление. Его взгляд был полон необычайной силы. Да, именно так! И в первую очередь завораживали  глаза,  передающие  глубокую внутреннюю сосредоточенность, настойчивую, упорную мысль, мощное усилие  воли…
Что- то еще бросилось в глаза, но  я не успел понять что.  Между тем, наш новый собеседник продолжил.
- Очень рад вашему,  столь неожиданному визиту.
В ответ, на обращенные к нам слова, я  слегка наклонил голову  в знак благодарного приветствия.
- Я вижу, ваша спутница  индианка, - спросил Рерих.
- Да, это так, - ответил я, - позвольте представить вас.
 - Николай Рерих, - художник  и большой друг Индии.
 - Надин, - Принцесса Кашмира.
- Я буду рад представить вас своей супруге, - ответил хозяин дома, делая предупредительное намасте Надин. -  А сейчас  позвольте пригласить вас  в мой кабинет.

                ***

 Стены большой и просторной комнаты, привлекали к себе внимание окошками картин, в  основном выполненных благородной темперой.
 На мольберте стояла незаконченная картина, но,  тем не менее, именно она,  привлекла мое внимание,  привлекла своей медитативно - отрешенной   возвышенностью.
На фоне неба с кристаллическими облаками и горы Маковец, с Троице-Сергиевым монастырем, перед воинским знаменем с образом Спаса Вседержителя, стоял  святой Сергий - основатель Троицкого монастыря, с Троицким храмом в руках на белом плате, со знаком из трех кругов. Вокруг головы святого, сиял  золотой нимб - символ святости и чистоты... Но, почему в лике святого  так угадываются восточные черты?
Увидев, как я рассматриваю эту картину, Николай Константинович, негромко промолвил.
- Лики Святых смотрят на вас с пониманием и сожалением, спокойно и строго.    Они ждут нашего покаяния, чтобы освободились мы от тяжелых дум и чувств. Чтобы   на их место из Божественного мира послать нам благие энергии.
Я вспомнил, что  картину,  которую он назовет  Святой Сергий Радонежский,  Рерих  напишет в 1932 году.  Так вот куда нас занес ветер странствий!
Надин  молча любовалась мерцающей красотой картин, именно мерцающей, поскольку в них не было ничего вычурно -  кричащего.
 Оторвав свой взгляд  от мольберта,  Я окинул быстрым взором  стены кабинета, окрашенные разноцветьем картин и этюдов. Особенно поражали и восхищали  пейзажи  Гималайских гор, освещенных солнцем и  окутанных облаками, покрытых снегом и  погруженных в завораживающую  синеву ночи. Чарующие горы, одиноко- величественные, наполненные  мощью  радужного  света.
Во многих пейзажах над небесным горизонтом тянулись  длинно-нежные облака, сквозь которые отсвечивало    бесконечно-дальнее небо, к которому неизменно устремлялась творческая фантазия автора.

Я задумался  о том, как сочетание таинственности  затейливо переплелись  в этих картинах.  В них тайна  не только в сюжете, но и в названии  картины. И эти названия глубоко важны для нашего зрительного восприятия! – задумался Я. -  Художник, как бы заставляет нас напряженно отгадывать, выискивать нечто в изображении через название картины. И только тогда, да и то постепенно, ты погружаешься  в мир  неведомых образов.  Майтрейя, Гэсэр, Шамбала, и за каждым словом неразгаданная тайна, тайна  картины-шифра, полной загадочных понятий и символов.
А может в этих картинах, ответы художника на  все те вопросы,  которые он обращал в будущее?
Угадывая мои мысли, Рерих, посмотрев  своими пронзительными глазами,   сказал: – На Востоке моей главной темой стали духовные понятия, неразрывно связанные между собой и выраженные в двух словах – "Майтрейя" и "Шамбала". Эти понятия прошлого стали глубокими символами моего и  настоящего, и будущего. 
– Майтрейя – будущий Будда, который должен воплотиться в Шамбале, – шепотом промолвила  Надин.
– Все явления нашей  жизни, я преломляю сквозь образы древнего культа, –  между тем, продолжил Рерих,  –   через символы которого я и воспринимаю  новое время.
После недолгого молчания, он прочел стихи.
 
 Звездные руны проснулись.
 Бери свое достоянье.
 Оружье с собою не нужно.
 Обувь покрепче надень.
 Подпояшься потуже.
 Путь будет наш каменист.
 Светлеет восток. Нам пора.               

Достоевский говорил, что красота спасет мир, – в задумчивости  продолжил  Рерих.   – А мне кажется, что он несколько ошибался.  Сознание красоты спасает мир,  а инструментом этой красоты должно стать искусство.  Ведь только искусство объединит человечество, искусство едино и нераздельно. У него много ветвей, но корень  то един!
Неожиданно наша беседа была прервана, негромким шепотом открывшейся двери.  Рерих,  стремительно направившись к выходу,  ввел в комнату высоко-стройную женщину.
– Позвольте вам представить, – моя Другиня, –  сказал он,  слегка обнимая её, – Елена Рерих.
Трудно  было оторвать  взгляд  от этой женщины. У нее были тонкие черты лица с легким румянцем на слегка смугловатой коже щек. Вместе с тем, мне показалась, что  Елена привыкла к тому, что ее красота ошеломляла. Высокого роста, с черными миндалевидными глазами и пышными светло-каштановыми волосами, она притягивала к себе внимание, необыкновенной женственностью и мягкостью, сквозящей во всем ее облике – в выражении глаз, в голосе, в улыбке.
Я представил Надин хозяйке этого необыкновенного дома.

                ***

Пока Елена и Николай,  обменявшись с Надин обычными любезностями,  были увлечены беседой, я отойдя к открытому окну,  продолжал наблюдать  за этой удивительной парой.               
Да, - задумался я,-  юность  Николая и Елены протекали в годы, когда философ Владимир Соловьев, рассуждал о явления Вечной Женственности и  Мировой Души.  Когда Елена Блаватская    изучала  философские и религиозные учения, с целью выявления в них истин,  раскрывающих сверхчувственные силы человека. Стремясь получить знания для будущего  просветленного или как она выражалась, лучистого  человечества...
 Несомненно, Елена Ивановна, тоже ощущала   себя в духовном контакте с Великими Мастерами прошлого! И вот тандем, где  мировоззрение, художественная интуиция и научные поиски Николая Константиновича, явились благодатной почвой для восприятия мистического опыта Елены Ивановны и постепенного их соединения в общее самосознание, впоследствии облеченное Рерихом в формулу, -  "Оставьте все предрассудки - мыслите свободно".
Их  встреча явилась началом удивительной жизни, выразившейся прежде всего для Елены в написании цикла книг, получивших название Агни Йога, или Учение Живой Этики.               
С  первых  встреч, они нашли друг друга,  Рерих называл ее  Другиней, и как вспоминала Елена Ивановна, "любовь взаимная решила все".  Мне вспомнилось, что в  своих дневниках Елена Ивановна писала, что накануне официального предложения от Рериха она видела два вещих сна, в которых покойный отец,  входил к ней в комнату и говорил: – "Ляля, выходи за Рериха".
Собственно, со встречи с ней и началась подлинная история тайного Рериха. Тайного, вот что сразу бросилось мне в глаза, и вот что Я не сумел распознать  в первые минуты нашего знакомства!
Как-то Рерих сказал о Врубеле: "Нет теплоты близости в дальнем сиянии, но много заманчивости, много новых путей!". Но эти слова в полной мере можно отнести и к личности, да и к творчеству самого Художника!
Всю  жизнь,  он ставил перед собой далекую цель, ради которой  подвергал и себя, и близких себе людей, опасности. Эта цель, а порой и  сверхзадача -  носила имя Шамбалы,  и Шамбалу  – во всяком случае, находящуюся в земных пределах – ему найти не удалось…

От моих мыслей меня отвлек голос Елены Ивановны.
 – О чем вы беседовали до моего прихода, – спросила Другиня.
 – Об искусстве, - улыбнувшись, ответил я.
 – Искусство объединит человечество, - ответила Елена. - Искусство едино и нераздельно. И каждый должен учиться чувствовать истину красоты. Для всех должны быть открыты врата священного источника. Свет искусства озарит бесчисленные сердца новой любовью.  Сперва  бессознательно придёт это чувство, но после оно очистит все человеческое сознание. Сколько молодых сердец ищут что-то прекрасное и истинное! 
Искусство воздействует не только на сознание, но и на подсознание человека. Изначальное предназначение искусства, приблизить человека к божественному, наполняя сердце любовью, помогать развиваться духовно.
Но, увы,  как часто, цель современного искусства, получение сиюминутных благ, а ни выражение полета души. А когда это так, то и воздействие  такого, с позволения сказать искусства, идет не на верхние энергетические центры, а на нижние. Возбуждая в первую очередь животные инстинкты. Это на короткое время, позволяет испытать эйфорию, но плата за эту эйфорию приходит потом,  и приходит, как разрушающее воздействие на душу, на интеллект, на физическое тело…
Впрочем, мы еще продолжим нашу беседу, – промолвила хозяйка этого необычного дома. – Ну а сейчас, прошу вас перейти в гостиную, - предложила  она всем присутствующим.

                ***

Когда - то, очень давно, будучи еще молодым  и начинающим художником, –рассказывал Николай Константинович, обращаясь к Надин,  – я имел честь беседовать с Львом Николаевичем.
 – Хотя, нет, давайте все по порядку,  – продолжил он.  – А то вы подумаете,  что я запросто калитку в Ясную Поляну ногой открывал.
В 1897 году я окончил Петербургскую Академию художеств. Мою  дипломную картину "Гонец"  приобрел  Третьяков. И вот тогда Стасов, а он был известный критик и искусствовед, мне и говорит,  –  "Непременно вы должны побывать у Толстого… пусть сам великий писатель земли русской произведёт вас в художники".
Надо вам сказать, что тему для картины "Гонец",  или как я ее еще называю, –  "Восстал род на род",  я нашел в "Повести временных лет" – первой русской летописи, составленной в XII веке монахом Киево-Печерского монастыря  – Нестором.
Вот представьте, как Я впервые увидел, еще не написанную картину:

...Рог золотого месяца появился из-за густого леса и осветил мрак ночи, вырвав из темноты высокий холм, похожий на муравейник, глухие жилища на нем, обнесенные высоким частоколом, тихую гладь реки и лодку с сидящим в ней стариком и стоящим гребцом…

Я видел эту картину в Третьяковке,-  улыбнулся я. -  Состояние, полное тревоги, вот первое впечатление  от этой работы.
-  Да, - обрадовался Художник, -  тем более  что картина написана под несомненным влиянием Куинджи, это даже  мотив Лунной ночи, но другое мироощущение!  Не правда ли? Но, позвольте я продолжу.

И вот, приехав в Ясную Поляну, я  пришел к Толстому, который уже тогда был  маститым старцем. Пришел  и спросил его. Поделитесь своими представлениями о цели в жизни, о смысле жизни, и деятельности нашей. Зачем мы пришли в этот мир, что нам делать тут?
А вы то, хорошо знаете,  мировоззренческие идеи Льва Николаевича, улыбнулся Рерих, - обращаясь к нам с Принцессой.
  -  Нужно открыть в своей  жизни  смысл и цели такие, которые не уничтожаются физической  смертью. Если вот такой смысл и такую цель ты откроешь, и на нее будешь работать, это будет достойная человеческая жизнь… и цель, и смысл! – сказал мне Толстой.
Я его выслушал и отвечаю, - продолжил рассказчик. - Так красиво, так возвышенно, но недостижимо. А нельзя ли чего ни будь,  по реалистичней!
Тогда, обращаясь ко мне,  Толстой сказал:

- Случалось ли вам молодой человек,  в лодке,  переплыть быстроходную реку с бурным течением? Надо всегда править выше того места, куда вам нужно, потому, что течение вас все равно снесёт. Так и в области нравственных требований надо рулить всегда выше — жизнь всё снесёт. Пусть ваш гонец очень высоко руль держит, тогда доплывёт!
И вот поэтому и нам с вами, очень важно понять и друг другу сказать,  будучи  реалистами, поверим в невозможное, тогда и реального достигнем!
Ставьте перед собой возвышенные цели, тогда и низшее материальное пристегнется  само собой, к высшему.  Такова иерархия. Начинать надо с высшего,  как это ни странно.

Но и цели бывают разные! И надо уметь отличать преданность своей истинной цели, от нашего чрезмерного, но сиюминутного желания. Поэтому, я позволю себе  напомнить, о еще одном наставлении Льва Николаевича.

Если только представить, – говорил Толстой, – что целью жизни является одно лишь счастье, –  жизнь превращается в жесткую и бессмысленную вещь. Нужно понять то, о чем говорит нам мудрость человеческая, наш разум и наше сердце: – смысл жизни в том, чтобы служить той силе, которая привела нас в сей мир. И тогда,  жизнь превратиться в радость!

 Напомнив вам слова Льва Николаевича, я хотел сказать, что как я считаю, что человеком движет не счастье и наслаждения как таковые, а то,  что их порождает : –Творец и Божественная любовь. И наша истинная цель, научиться слушать этот голос Творца, а услышав, правильно понять смысл его слов.
Принцесса, поправит меня, если я ошибусь, – продолжил Рерих, – но индийские Мудрецы считают, что  препятствия, на пути  к блаженству, это:
 
– Когда человек, забывает, о своей истинной сущности – душе.
– Гордыня и самодовольство.
– Тяга только к мирским утехам и богатству.
– Ненависть и гнев, от неисполнения своих желаний.

– Да, – улыбнулась Надин, – но при этом, восточная мудрость еще добавляет, что наши желания, – это причина наших будущих страданий.  Конечно, нет причин совсем отказаться от желаний, мы живем в мире, в котором нормально   и желать, и хотеть! И иметь определенный уровень комфорта и достатка. Едва ли европейцу, а уж тем более столичному жителю, было бы уютно в хижине индусского погонщика мулов.
Вот только исполняя свои желания, нам стоит отказаться от духа стяжательства и безразличия. Ведь самая глубокая потребностью человеческого сердца, – это потребность, жить ради чего-то более значительного, чем сиюминутно – эгоистические  позывы  нашего  ума.
– Я полностью соглашусь с вами, Принцесса, – промолвил Николай Константинович, с уважительным любопытством глядя на Надин. –  Наша цель, прожить свою жизнь, свою судьбу, в соответствии с нашим Высшим предназначением!  Пройти тот земной  путь, который и уготовлен нам Творцом! И когда наше сердце,-"поет от радости", то это значит, что  мы и следуем этим путем!
– К сожалению, не всем хватает мужества идти этим путем. – С грустью сказала Елена Ивановна.

 – Да,  – задумался я,  – Нам мешает страх неудач, а порой мы боимся причинить боль и страдания своим близким, тем более, когда нам с детских лет внушают, что то, чего мы хотим  - невозможно. Правда в начале, когда человек отклоняется от своего истинного пути, он может почувствовать острую боль в сердце, но потом эта боль притупляется и со временем, он её может перестать слышать вообще.
– Поэтому, когда я говорю о целях и желаниях, – мягко перебил меня Рерих,  – я думаю, каждый человек должен идти от своей души и воплощаться, с помощью разума!  А вот отсюда и следует, что наш девиз, должен быть един, – не стань, рабом своего ума, или не ума, – усмехнулся Рерих, – не предай своё истинное Я!  Нам необходимо постоянно развивать желание, чтобы  достигнуть своей цели. Мы должны страстно захотеть и  придет вдохновение! Без этого первого шага, мы ничего не достигнем, ибо Вселенная только отвечает на все наши желания.
Любой процесс начинается ни с действа нашего настоящего, а с творчества высшего! И в силу этого, носит космический характер. А человек, являясь источником знаний, неизменно становиться и самым мощным претворителем космических сил. Человек часть космической энергии, часть стихий, часть разума, часть внутренней энергии, часть высшей материи. Он претворяет идеи пространства в действие…
Вот мы и решили с Еленой, измерять  прошлое и настоящее будущим! – сказал  Николай Константинович, обращаясь теперь уже к Другине.
 - Это когда мы зовем изучать прошлое, то будем это делать только  ради будущего, – мягко прокомментировала его слова Елена Ивановна. - Из древних чудесных камней сложатся ступени грядущего.

- А как же теософия, а как же мистический опыт, - спросила Надин.
 - Я не считаю себя мистиком,  - ответила Елена, стремление к  познаванию тончайших энергий  является не мистицизмом, а поиском истины. А отсюда и новая  концепция культуры, основанная  на идеях Живой Этики.  Ведь  культура тесно связана с проблемами космической эволюции человечества и является величайшим устоем этого процесса. Культура покоится на Красоте и Знании, и  осознание Красоты спасёт  наш мир!
- Но и  Красота познаётся человеком, наиболее полно, только лишь через Культуру, неотъемлемой частью которой и  является творчество. Об этом говорится и в книгах Живой Этики. И в этом мы с Еленой  Ивановной  едины, - продолжил Рерих. 
- Елена записывала, а я отображал идеи Живой Этики в художественных образах. В понятие Культуры,-  продолжил  Рерих,-  я  включаю синтез лучших достижений человеческого духа в области религиозного опыта, науки, искусства, образования. 

А знаете,  в чем принципиальное отличие Культуры от цивилизации?  Если Культура имеет отношение к духовному миру человека к его творческому  самовыражению, то цивилизация есть лишь внешнее обустройство человеческой жизни во всех её материальных, гражданских аспектах. Отождествление цивилизации и Культуры, приводит к путанице этих понятий, к недооценке духовного фактора в развитии человечества.
И богатство само по себе ещё не даёт Культуры. Ни богатство человека, ни богатство общности людей, ни богатство государства. Но расширение и утончение мышления,  и чувство Красоты, дают ту утонченность, то благородство духа, которым и отличается культурный человек. Именно он может строить светлое будущее своей страны. А, исходя из этого, человечество не только должно развивать культуру, но и обязано её защищать.
– А вот для того, чтобы осознать в себе такой уровень понимания себя в этом мире, нам  нужна духовность.  Пробуждение духовности является космическим условием, –  продолжила  Елена Ивановна.
– Духовность вмещает в себя весь мир, переживает за каждого человека…   Духовность - это внутреннее подвижничество к единству… Мы – маленькая часть Единого целого, и на мой взгляд, тайна жизни заключается в том, что мы должны проявлять через себя волю Высшего начала.
Впрочем, мы увлеклись беседой, –  улыбнулась она.
– А наши гости проголодались, –  обратилась  он к супругу, – поэтому, милости просим отобедать с нами.

                ***

Послеполуденное солнце, неспешно  касалось своими лучами отрогов далеких гор.
– Ты знаешь, –  тихо сказала Надин, – день пролетел так стремительно, а наши новые знакомые такие интересные собеседники.
– Хотя,- уже шепотом промолвила Принцесса, – мне кажется, что они догадались, что мы из будущего.
– Не будем их провоцировать на откровенность, – так же тихо, ответил я. – Если они сочтут, нужным, то сами коснуться этого вопроса. А на нет, как говориться, и суда нет.
От нашей беседы, нас отвлек голос Николая Константиновича.
– Позвольте вам сделать подарок, Принцесса. Вы можете выбрать один из моих этюдов, хотите еще раз на них взглянуть?
– С радостью - улыбнулась Надин.
После этих слов, они направились в кабинет.  Я остался стоять на открытой веранде, любуясь, красотой окружавших нас предгорий.

– Мы вас не очень утомили, – услышал я голос Елены Ивановны.
– Напротив,  – улыбнулся  я, – для нас эта встреча была весьма поучительной.
– Для нас тоже, – ответила она, продолжая смотреть на меня, своими внимательно- прозорливыми глазами. Потом,  улыбнувшись,  промолвила.
– Не спорьте, но вы не простые путешественники.
Я , в ответ на  ее словам, лишь слегка наклонив голову.
– Нет чудес на свете, – сказала Елена, – есть только ступени знания и ступени духовного развития человека. И они тем выше, чем выше  в нас любовь. И чем больше  любви, тем дальше мы видим. И тем ближе осуществляем свою тесную связь, и с другими людьми, и с их путями.

Вот поэтому и наша встреча с вами, это  есть результат созревшего духа как нашего с Николаем Константиновичем, так и Вашего с Надин.
– Да, – улыбнулась она, того духа, который только и может продвинуться в новую высшую ступень откровения, ту ступень откровения, когда мы можем и выслушать и понять друг друга.
– Ведь вы согласитесь, Рыцарь, позвольте мне вас так называть, – продолжила Елена, – вся жизнь человека, – только внимание.  Это первая и главная  необходимость нашей жизни.  Согласитесь,  для того,  что - бы чего - то добиться,   в бегуще - ускользающем сейчас, нам надо вкладывать всю силу своих устремлений, в наше сегодня!
А вот для этого, общаясь с человеком, вдумываясь  и вслушиваясь в его слова, посмотрев в его глаза, нужно замечать, спокоен он или расстроен.  Нужно для того, чтобы нам уметь, и понять и выслушать  его.  И если мы  не почувствуем  раздражение, в том, с кем  общаемся, вот только тогда, мы и постараемся  пробудить в нем чувство.
– Чувство,  – переспросил, я.
Да, – мягко продолжила Елена, – чтобы понять человека, надо понять, что он действительно любит! И только потом, заметьте, только потом,  стремиться  его понять!
– А знаете, что,  на мой взгляд, главное, – ответил я. –  Надо исключить  из своей жизни печаль! Ведь только радость побеждает, не правда ли?  Каждая наша улыбка, ускоряет нашу победу и придает нам силы! А слезы уныния и досады, только преграды на нашем пути.
– Сказка, волшебная сказка есть сердце человека.  – задумавшись, сказала Елена. – Поэтому и наша жизнь, есть та сказка, которую рассказывает нам наше сердце. И если ты сам в это поверишь, то и Великая Мать Жизнь не осудит тебя и подаст тебе покров своей доброты. Энергия зла окутывает только тех, кто встречает раздражение. И тогда оно поглощает человека, да, именно поглощает. Вы наверное согласитесь со мной, что дьявол, это удобное слово для тех, кто не хочет брать ответственности за тьму, в собственной голове...- Усмехнулась Другиня.
А энергия доброты, не минует ни одно существо в мире, и если не освободит, то облегчит твою жизнь. Облегчит каждого,  коснувшись  своим крылом. Но энергия доброты, это и твои старания.

Для того, что бы чего-то добиться, нам необходимо постоянно,  что - то делать! Или изучать то, что приближает нас к нашей цели! Хотя - бы, один час в день, но работайте над собой!  Вот согласитесь, - продолжила Елена, - ведь даже для того, что бы просто хорошо выглядеть, необходимо  уделять внимание физическому развитию,  и заниматься своим здоровьем,  и  избавляться от вредных привычек.  А ведь это только физический план, но есть и духовный.  Регулярно задавайте себе неожиданные вопросы  и хотя - бы на один из них, ежедневно отвечайте. И тогда, от полусонных мечтаний, вы придете к разумному осмыслению.
Научитесь постоянно задаваться вопросами:
– Чего я хочу достичь?
– Каким образом я этого хочу достичь?
– Что я для этого делаю?
Надо четко понимать, что умение ставить четкие цели и быть решительным в достижении, должно сочетаться со способностью жить в гармонии со Вселенной. Принимая то, что происходит само собой, доверившись  потоку жизни!  Чудеса существуют только для невежд, а предела развития человека, как и предела его знаний нет.
– Да – усмехнулся я,  – тот, кто по мнению умных на земле – мудрец, по мнению мудрецов вселенной, только начинает учиться.
– Но, – улыбнулась Другиня, – учиться никогда не поздно. Да и не только учиться. Что бы понять другого человека, я уж не говорю о том, что бы принять его, как цельную личность. Мы  должны научиться ставить себя на место этого человека. Никогда не забывайте, что главный принцип любой религии, как впрочем и любого учения: – Поступай с другими так, как ты хочешь, что бы поступили с тобой.
Но вот вживаться в образ другого человека, может быть  и не стоит, тем более, что это просто опасно!
– Опасно? – переспросил я.
– Давайте поясню, – ответила Елена.  – Думая о любом человеке с ненавистью или с любовью, вы приобретаете его качества. На тонком плане, у вас происходит  энергообмен. И как результат, вы помещаете часть его тонкого тела, его фантом, себе в ум. А если ваши действия  осознанны, то вы просто, на некоторое время совмещаете тонкое тело этого человека со своим. В результате, это оставит след и в вашем образе мыслей, и в характере.
Понимаете, Рыцарь,  вживаясь в чужой образ, вы берете часть души этого человека!
А теперь, согласитесь, разве все личности с которыми вас,  так или иначе, сводит судьба так уж и святы? А значит, вы сами и благо приобрели отрицательную энергетику!
– Каков же выход, вы посоветуете из такой ситуации? – улыбнулся я.
– Выход? – усмехнулась Елена.  – В восточной философии, считается высшим совершенством всегда думать о Боге. У Кришнаитов, кстати, даже существует убеждение, последняя мысль при жизни, путь в следующее воплощение. Отсюда и постоянное повторение – Харри Кришна, Харри Рами!

Не секрет, что у человека, думающего о Боге,вне зависимости от его религиозных убеждений: - начинает светиться Аура, и ум, и органы тела успокаиваются в гармонии. А вот теперь, давайте задумаемся над словами:  - " не сотвори себе кумиров."
 Если твой кумир, личность, с невысокими, скажем так, духовными качествами, то деградация сознания обеспечена. Даже постоянно думая о человеке, принесшем вам горе и обиду, вы становитесь похожи на него, приобретая его качества. Вы наверное и сами  не раз замечали, что человек, постоянно думающий о своем обидчике, или лелеющий планы возмездия, вскоре и сам начинает поступать также. Что делать, это один из законов Мирозданья, – О ком вы думаете, тем вы и становитесь. Но и харизматично  – сильная личность, на которую вы временами оглядываетесь, так - ли совершенна  во всем? А её руки, по локоть  в каких энергиях пребывают?
Я думаю что вы согласитесь,- продолжила моя собеседница, - что  особенно сильный энергообмен  происходит у нас с людьми, к которым мы очень привязаны,  кого почитаем и кого ненавидим. Поэтому все духовные школы и не рекомендуют обожествлять кого - либо или что -  либо в этом мире.
Елена, еще раз внимательно взглянув на меня, продолжила.
- Ну а что касается духовных или божественных начал в каждом из нас…  Я не знаю, есть ли Бог в каждом человеке, но богочеловеком можно стать только тогда, когда ты сумеешь увидеть в себе божью искру, а значит и Бога.

Нашу беседу прервало появление  Николая Константиновича и Надин.  Надин  прижимала к груди   картину - небольшой этюд, работы Мастера. Пейзаж, предгорий Гималаев, на котором,  в легкой дымке наступающего утра,  далекие горы наполнялись  утренней свежестью наступающего дня. Я вспомнил эту картину.  Даже не картину, а ее копию, украшавшую  нашу с Надин гостиную.  Ну, что ж, улыбнулся я, теперь будем любоваться оригиналом!
 Предложив  Надин присесть в плетеное кресло, стоящее на веранде, я остановился позади ее.
- О чем беседовали в наше отсутствие? -  полушутя - полусерьезно спросил Рерих.
- О мудрости, - ответила Елены Ивановна.

                ***

- Нельзя прикасаться к жерновам мельницы Бога иначе, как  принося в перемолотом виде все дары  истины людям! -  улыбнулся  Николай Константинович.
 - Если преподнести непонимающему сокровенное сокровище истины, он может умереть от неумелого пользования им. Или же пользуя их, он не принесет пользы ни себе, ни своему окружению, ни мирозданью. Поэтому, даже если Творец посылает нас своим гонцом, одаривая сверхспособностями  или сверхвозможностями, только полное самообладание  спасет нас от того вреда, который мы можем нанести и отдельным людям и всему человечеству.
- Все люди, - продолжил он,- мала ли, высока ли их духовная культура, имеют в сердце силу, которую все мы понимаем как благодарность.
- А благодарность - это производная любви, – улыбнулась Надин.
С теплотой  в своих прозрачно- мудрых глазах, - Мастер продолжил - Если не любишь ближнего своего, которого видишь, как  можешь любить  Бога, которого не видишь?

А знаете, как понять эту мудрость? Её можно осознать в двух словах,  в словах  "быть" и "становиться"!
Да, трудно тому, кто мнит себя последователем Христа, как впрочем и любой другой религии, что в прочем не главное.  Но если внимание к себе других людей  человек начинает принимать как дары, получаемые по праву справедливости  за его заслуги в прошлом,  если начинает  считать, что  этим тебе возвращается затраченная энергия и потраченное время...
Если он считает, что "небеса", в лице встречающихся на твоем пути добрых людей -  награда  за прошлое. Что ж, жди, жди, пока не поймешь…  Что, если в сердце нет бескорыстия и человеколюбия, то в твоем сердце не осталось и доброты, а значит и жизнеспособности.  Благодарность в человеке -  это  признак его жизни, а когда ее нет, чуть раньше, чуть позже, но и тело уйдет в землю.
- Но ведь карма…, - сказала Надин.
- Переставьте Принцесса, повторять это маленькое слово, маленькое не только, по созвучию букв, но и по тому смыслу, которое в нем заложено, -  Рерих  так разволновался, что, то и дело возбужденно пощипывал свою клинообразную бородку.
- Вот задумайтесь,- продолжил он.
- Погрязла в жизненных неурядицах – карма виновата!
- Личные проблемы - карму за хвост в виде палочки - выручалочки!
- Нет радости в общении с окружающими тебя людьми, - опять карма!
А результат?  Тот, кто повторяет слово карма, живет своим вчера, не пытаясь улыбнуться своему сегодня, а уж тем более заглянуть в свое завтра!  А в итоге, живой мертвец!
- Нет уж,-  продолжил он, - мы будем жить и радоваться сегодня, и этим создавать свое завтра!
- Я сравниваю себя с одиноким медведем,  - рассмеялся Рерих,  - заметьте, - подчеркнул он при этом,   - что именно с медведем, а не с волком или там, львом - тигром. Наша с Еленой  жизнь -  это бесстрашие. А знаете, мы не требуем много от других людей.  Но три составляющие человеческого счастья должны быть в каждом человеке.
 Это верность, честь и мужество. Но наш мир непрост и сложен, в нем переплелись добро и зло, да и пути наши неисповедимы. Поэтому, даже  когда подходишь к другому человеку  с открытым сердцем, с чистой душой, но вдруг почувствуешь, что он мертвец,-  уйди!
- И знаете почему,- спросил он, -   потому что помочь вы ему не сможете, потому что любовь и мудрость - это не сентиментальность, это творческая энергия совершенства.
- Вот для таких людей и существует Колесо Сансары,  - продолжила его мысль Елена.
После этих слов, она неспешно подошла к нам с Надин, и присев  в кресло, стоявшее   рядом с креслом Надин, продолжила.
- Вы знаете, чтобы там ни говорили о даре предвидения  досужие люди   в мой адрес  - это их суетные помыслы.   Но,  когда мне необходим  мудрый совет, когда я стою на перепутье дорог, я сама стараюсь найти и  путь  и выход на свет из туннеля  своего мрака и непонимания.
А для этого  я крепко прижму  палец к своему лбу, там, где Урна, где энергетический центр чакры Аджна, и попрошу совета у Творца... и он даст мне совет, именно тот,  который мне нужен.
- И желание сбывается? - спросила Надин.
- Ну, раз мы с вами беседуем, - улыбнулась Елена, - значит и это желание сбылось…

                ***

Николай Константинович, очень внимательно наблюдал за своей супругой...
- Очень непросто  владеть сверхспособностями,-  сказала Елена, слегка прикрыв свои глаза. -  Подсознание -  желания,   сверхсознание  -  запреты на их исполнения,   эти импульсы порой  начинают преобладать над силами  твоего осознания.
Это те переживания, о которых еще Святые Отцы упоминают как о "священных болях". За ними всегда наступает длительный период очищения и просветления.  Это вид болевых ощущений, которые указывают на то, что у человека происходят изменения души и духа.
Когда твои  чувства постоянно сотрясают твое тело,  ты   находишься в постоянном стрессе отрицательных энергий и  вибраций.   И, вот ты  успокаиваешься. Ты  начинаешь  по-новому, по-другому воспринимать мир вокруг себя! Качество чувств и энергий в твоем организме, заменяются на более чистые, идет вымывание  старых  энергий, а это сопровождается непонятными болями. 
В  твоем теле  на энергетическом уровне,  наводится порядок, чтобы оно  сияло изнутри.  И это сияние сразу  становиться заметно в твоих глазах, в твоей  речи, в твоей душе... Сияние глаз указывает на то, что душа опережает развитие духа и ведет его в нужном для Творца направлении, придавая тебе  духовные качества. Но этот процесс проходит долго и болезненно, ибо невозможно в одночасье  стать другим, перестроить все свои  и мысли, и чувства.

Елена Ивановна замолчала, Николай Константинович, присев рядом с ней, взял ее за руку. С благодарностью посмотрев на него, Елена продолжила.
– Врачи назовут эту боль невралгией, нервными судорогами, воспалением нервных каналов. Много определений, но любой  доктор  увидит и нечто особенное.
 Я определяю  это нечто, как стук психической энергии из Беспредельности. Такие боли, начинаясь  без видимой причины и умолкают  без последствий. Они разнообразны и невозможно предвидеть, какой центр заболит. А иначе и быть не может, – улыбнулась она, – всеначальная энергия стучится в новые сферы!
– Мне знакомо это состояние, – грустно улыбнулся Я. – Боль чувствуется не столько в каком-то отдельном органе, а целая область внутри организма захвачена этим ощущением, –  горловая, сердечная, желудочная.  Они захватывают пространство, которое в эзотерике  называется чакрами.  Кроме душевных изменений, у  человека  изменяется и  сознание. Эти  боли трудно даже назвать болезнями, ибо в организме происходит перестройка на всех планах и уровнях. 
– Это можно назвать трансформацией в новое качество, вызывающей болезненные ощущения,– поправила меня Елена, – в такие минуты,  помоги своему телу радостью своей Души, любовью к жизни, и ты увидишь, почувствуешь что-то новое в самом себе. У тебя появятся новые знакомые, друзья, с которыми ты найдешь духовное единение, а старые будут отходить от тебя все дальше и дальше…
– Человек силой и светом своих чувств и мыслей очищает себе жизненное пространство.  Вот почему сказано: "…спаситесь сами, и возле вас спасутся тысячи". –вступил в беседу Николай Константинович. – Сразу охватить весь спектр чувств и все нравственные законы бытия невозможно. Поэтому очищающие боли возникают периодически,  сигналя нам, что процесс физического и духовного совершенства все-таки продолжается. Требуется пережить и очистить подсознание  от несовершенств души, чтобы дать дорогу свободе и духу.
– Никакие другие излучения несравнимы с мощью   человеческих, – продолжила Елена Ивановна.  –Психическая энергия возобновляется прежде всего чувством. Если человек умеет судить о своих чувствах, то он среди них увидит самое важное и это  будет Любовь!  Для укрепления энергии нужен огненный порыв и никакое рассуждение не дадут этого Огня, который возжигается искрою, только чувства любви!

 Сердце – лучшая охрана против низких энергий, но нужно чтобы оно не уснуло,  – обратилась Елена к Надин. – Каждое отрицание, каждая  насмешка,  парализуют даже сильные вибрации. Мы спешим на помощь, мы спешим принести добро, но часто ли нас понимают?  Впрочем, мы немножко увлеклись переживаниями, – рассмеялась она.
 – Нам надо обладать не только яснослышанием и ясновидением, но и открытым сердцем.  Таинство раскрытия духовных сил человека, в древности осуществлялось в специальных действиях мистериях, затем им на смену пришли культовые обряды, и религиозные таинства. Но все изменчиво в этом мире, теперь мы приобретаем духовность в трудах повседневной  жизни. Даже здесь, на востоке, психотренинг йоги вытесняется ежедневным трудом.
– А знаете, – продолжила она. – Любой человек, может услышать и голос безмолвия, и беседовать с духовными сущностями другого, невидимого мира,  он тоже может. Каждая земная форма жизни может сознательно сочетать в себе два состояния.
Если наше сердце и ум, настроенные на одну волну восприятия это и есть тот канал связи, который и может позволить  нашему сознанию действовать сразу в двух измерениях.
– Может, –  улыбнулась она, – но может, не значит позволит. Для того,  чтобы человек  мог не только слышать,  но и действовать, как посредник между миром людей и Творцами Вселенной, он должен войти в те вибрации чистоты, где нет места сиюминутной выгоде.
Множество посланий передаются людям земли.  Но принятие этих посланий зависит только от тебя, от того, можешь ли ты вместить в себя всю чистоту этой записи – передачи.
– И даже когда ты хотел бы принять их, –  прервал свою супругу Николай Константинович, – но твое сердце, твой ум раздираются мелкими огоньками сиюминутных страстей, то в этот канал связи врываются и негативные сущности параллельных миров, которые искажают истинный смысл послания, а порой и лишают его здравого смысла. А иногда послание уноситься твоей фантазией в несуществующие мечтания.

– Вот поэтому надо быть бдительным в распознавании даваемых тебе наставлений, – продолжила Елена. – Да и не всякое наставление  человек может сразу превратить в свое активное действие. Но если наставление дано, ты не всегда можешь разобраться, реально ли оно.
Трудно человеку, живущему в суете городов, погруженному в сиюминутные вибрации, создавать ту атмосферу, где царила бы гармония и звучал бы голос Высшей Истины. Проникновение мыслей Творца в твое сознание, это труд обоюдный и наша задача, создать в себе ту спокойную выдержку, которая и позволит создать  мост гармонии,  портал связи, от высших сил к твоему сознанию.  Если это достигнуто, то в тебе засветится и начнет пульсировать энергетическая гармония жизни. А термины, которые опишут это состояния, пусть будут различны, –просветление, инсайд, озарение, подъем энергии Кундалини…
–Да, – улыбнулся я, – пройдет время, и этот портал люди назовут  ченнелинг, как канал связи с высшими существами! Но будет ли он истинным каналом связи?
– Если в твоем духе не сияет свет, – усмехнулась Елена, –  способный поглощать  энергию Творца, то и польза от таких контактов  нулевая. Надо так всматриваться  в людей, так наполнять себя гармонией любви и бескорыстия, чтобы в твоей атмосфере не было бы времени на мелькания низменных чувств, не было бы мигания света в твоем духе. И вот тогда  уходит страх, уходят  сомнения и начинается истинная жизнь.
 А все земные знания,  являются лишь проводниками внутреннего света, они лишь поучают нас, как приблизиться к свету.  Но и  постигнуть их, эти сокровенные  знания, мы готовы лишь только тогда, когда дошли до них собственными усилиями. 
– Нет, – улыбнулась она, –  не озарением свыше, а собственными усилиями! Наш ум так устроен, что понять мы можем лишь только то, что уже внутренне знаем, что уже находиться внутри нашего собственного «я»!
После этих слов, она еще раз посмотрела на Николая Константиновича, как бы спрашивая его согласия, затем, повернувшись к нам с Надин, продолжила.

– Более десяти лет своей жизни, мы потратили на поиски загадочной Шамбалы. Изначально  мы считали, что, быть может,  таинства гор, именно заветы каменного царства  стоят ближе всего к исканиям нашего времени.
– Вы хотите сказать, что поиск Шамбалы, майя, иллюзия, - неожиданно обратилась она к нам с Надин, – что ж, вы правы. Но мы - то искали не сказочную страну Шамбала!
В степях Монголии, в Горном Алтае, на Тибете и в предгорьях Гималаев, в стенах Буддистских монастырей, в учениях Индусских брахманов и йогинов, мы пытались понять закономерность открытия и функционирования пространственно – временных порталов связи между настоящим, прошлым и будущим. Мы пытались отыскать источник  чистых знаний.  Знаний, приходящих от Махатм, от  великих Посвященных Прошлого!
И вот теперь мы с Николаем  поняли, что незачем  тратить время на эти поиски.  Прошлое, настоящее и будущее - оно едино и наша встреча тому доказательство!
После этих слов, она с благодарностью посмотрела на нас с Надин, потом на Рериха и продолжила.
- А знания, что ж… Мы усвоили и этот урок  нашей встречи, каждый человек получает только те знания, которые  может осознать и  только в том объеме, который может применить  в своем ускользающем сегодня.
И еще один урок, для нас, – это осознание, что наш Разум не может знать,  что его ждет на пути к цели. Наше задача – задать вектор течения, своего движения, а по какому руслу мы плывем,...наверное,  по тому,  которое мы формируем  как конечную картину мира, в котором  намерены  жить...
 – Ну а жизнь, жизнь все расставит по своим местам! – вступил в беседу Николай Константинович.
 – Как - то Махатма Ганди, - продолжил Рерих, - сказал мне мудрые слова.

Сначала  тебя не замечают,
Затем над тобой смеются,
Затем с тобой борются,
Затем ты побеждаешь!   
               
                ***

Был уже поздний  вечер, когда мы покинули гостеприимный дом.
– Какая удивительная встреча  была сегодня, – промолвила Надин.
– Ты знаешь, а ведь наши новые знакомые  действительно не сомневаются в том, что все их действия, их  культурная и исследовательская деятельность подчинены некоему Высшему служению. Как это здорово! Они  одни из наиболее впечатляющих людей, которых я когда-либо встречала.   Рерих, сочетает в себе и  ученого и древнего мудреца.  А Елена –  удивительная женщина!
Обязательно расскажем о них  твоему ангелу, Алёнушке, правда?

– Кто тут собирается мне что - то рассказывать? – раздался Аленушкин голосок и воздух наполнился запахом лесных фиалок.
– Подслушивала! – возмутилась Принцесса.
– Ну, зачем же так, – примирительным голоском, отозвалась Аленушка, – просто наблюдала, как Ангел – хранитель, имею полное право!
– А мы прямо домой, или по дороге в Цюрих заглянем, – как бы, между прочим, спросила мой Ангел.
 – Там как раз полдень, и, наверное,  так красива весенняя Швейцария! – продолжила Аленушка, невинно потупив свой взгляд.
– Зачем нам Швейцария! – удивилась Принцесса.
– Шоколад! – догадался я, обращаясь к Надин.
– Какой шоколад? – переспросила Надин.
–  Самый обыкновенный, швейцарский, – невинным голоском прокомментировала мой Ангел, – ты же сама знаешь, что самый лучший шоколад в Швейцарии. Вот я и подумала, может, заскочим на полчасика, тем более,  что я уже и пакетик для него подготовила.
После этих слов, она достала из своей сумочки и стала разворачивать, большой целлофановый пакет…
***