Однокамерная клетка - жить или умереть. О пьесах Я

Богданова Яна
Молодой драматург Яна Богданова – подобно классикам французского экзистенциализма, Андрею Тарковскому, Ларсу фон Триеру – в своих произведениях исследует проблему трагизма человеческого бытия. В каждой из своих пьес она пробует себя в освоении новых форм и жанров драматического искусства. «Давайте поиграем в детство» написана в реалистической манере, «Мир № 0» напоминает театр абсурда и социальную фантастику. «Однокамерная клетка», о которой пойдет речь ниже – это философская притча.

Действие последней из упомянутых пьес происходит в грязной, захламленной комнате с разбитым зеркалом. Скорее всего, комната является «однокамерной клеткой» из названия пьесы. Это – не столько пространство реальной трущобы, сколько олицетворение внутреннего состояния героев, в котором человек обречен вновь и вновь переживать трагические мгновения своей жизни.

Героиня пьесы – девочка-подросток, которой является призрак недавно умершей матери. Перед зрителем разворачивается драматический диалог – дочь испытывает к матери то обиду, то недоверие, то ненависть, то обожание. Когда девочка просит мать остаться с ней – призрак исчезает.

В ходе диалога мы узнаем предысторию событий. Мать в свое время была счастлива в браке с любимым человеком, но после смерти их ребенка муж ушел от жены, и та, не выдержав свалившихся на нее несчастий, опустилась. Прижитая неизвестно с кем дочь хоть и была любима матерью, но вместе с тем являлась для женщины живым напоминанием об утраченном счастье.

Ближе к финалу пьесы зритель имеет возможность увидеть ситуацию с неожиданной точки зрения. Автор использует древнюю идею о переселении душ. Оказывается, девочка сознательно выбрала себе в матери несчастную женщину, чтобы облегчить ее уход из жизни, но, исполнив миссию, сама застряла среди прутьев «однокамерной клетки».

Такое философское обобщение подымает пьесу Богдановой над обычным сюжетом о конфликте поколений. Хоть место действия и является олицетворением нищеты, пьесу никак нельзя свести только к социальной проблематике. В «Однокамерной клетке» явственно чувствуются реминисценции театра символизма рубежа 19 – 20 веков (Оскар Уайльд, Морис Метерлинк, Леонид Андреев). Подобно драматургам той эпохи, молодой автор предпочитает монолог и диалог действию, высказывания героев пробуждают фантазию зрителя, заставляют прочувствовать не изображенное в действии.
Глубина внутреннего содержания при скупости внешнего действия, причудливое переплетение злободневного и вневременного, бытового и мистического делают «Однокамерную клетку» сложной для постановки на сцене, требуют от режиссера, актеров, художника-постановщика недюжинного таланта и изобретательности.

В настоящее время три молодежных коллектива осуществили постановку «Однокамерной клетки», но ни одному из них не удалось в полной мере раскрыть смысл драматического произведения. Самой слабой из трех является работа петербуржского театра «Диос», где полное отсутствие декораций и работы с освещением сочетается с совершенно неуместным привкусом «фэнтези». Нелепо выглядит Мать в белых одеяниях, а диалог скорее напоминает спор подростков.

Значительно удачнее осуществил постановку пьесы Яны Богдановой театр-студия «Пластилин» из Челябинска (работа получила приз на театральном фестивале «Серебряная маска»). Режиссер Валентин Комаровский делает акцент на давящей тяжести серых постсоветских буден. Очень хороша озлобленная на жизнь Дочь в исполнении Александры Веселовой.
Высокой оценки заслуживает и постановка Лизы Дениной из Краснодара. Режиссер пошла иным путем – она полностью отказалась от бытовой документальности. Девушки-актрисы появляются в круге света от прожектора на фоне черной завесы. Мать одета в белое летнее платье, Дочь все время кутается в плед. К неудачам следует отнести попытку изобразить воспоминания Матери о минувшей счастливой жизни. Бальный танец героини с бывшим возлюбленным в общем контексте выглядит по меньшей мере странно.

Будем ждать от Яны Богдановой новых интересных пьес и надеяться, что постановки «Однокамерной клетки» со временем будут совершенствоваться…

Євген Осауленко, искусствовед, старший научный сотрудник научно-просветительского отдела Национального Киевского музея искусств имени Богдана и Варвары Ханенко.

Текст пьесы http://novlit.ru/bogdanova/2011/01/28/однокамерная-кл..
Автор: Яна Богданова
Паблик автора https://vk.com/club32321626

ВСЕ АВТОРСКИЕ ПРАВА ЗАЩИЩЕНЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЬЕСЫ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ АВТОРА - ЗАПРЕЩЕНО.