Рецензия на спектакль Астрономия любви

Игорь Тазеев
"Астрономия любви" ("Московский государственный музыкальный театр под руководством Геннадия Чихачёва")

"Звезды никогда не отклоняются от своего пути."

Вчера побывал на новом для себя спектакле прекрасного и любимого мною театра Чихачёва, мюзикле "Астрономия любви", поставленном по пьесе румынского писателя Михаила Себастьяна "Безымянная звезда". Хотя, "по пьесе" - это чересчур громко будет сказано. "Используя идею" - да. Но совсем не "по пьесе". На самом деле, постановка весьма удивила своей оригинальностью, необычностью и совершенно своеобразным подходом к переносу произведения Себастьяна на сцену.
И первое, что мгновенно сражает наповал - мюзикл начинается... чуть ли ни с середины пьесы! Авторы решили конкретно переработать текст Себастьяна и полностью исключили из действия сцены на вокзале. Необычно. Свежо. Оригинально. Хотя, конечно, немного жаль было потерять часть обаяния произведения, которую привносил в неё тот же начальник вокзала, к примеру.
Следующее, что меня поразило, это текст, с которым авторы либретто обошлись достаточно вольно. Очень много изменений как в идее произведения, так и в самих репликах героев, некоторые из которых были попросту перетасованы между персонажами - взять, хотя бы, тот же диалог о море. Хотя, должен заметить, в итоге получилось очень даже органично и забавно.
Но, несмотря на то, что количество локаций было сведено авторами мюзикла к минимуму, тем не менее, героев от этого меньше не стало. Их количество, скорее, приближается к фильму, чем, непосредственно, к самой пьесе. Здесь на сцену выходят и жители городка, и господа из высшего света, и даже известнейшие драматические литературные герои!
А вот что удивило больше всего, так это соотношение речи и музыки. Если прошлые виденные постановки Чихачёвки были, в первую очередь, всё же классическими мюзиклами, то "Астрономия любви" - это, скорее, качественная смесь классического драматического театра и театра музыкального. Очень необычный подход и интересная трактовка произведения со смещением акцента с комедии в пьесе и мелодрамы в фильме на драматически-проникновенное повествование в мюзикле.
Что касается музыки, то не могу не отметить, что Марку Самойлову удалось создать действительно невероятно волшебную и чарующую атмосферу, пронизанную темами любви, нежности, страсти, надежды и неумолимости судьбы. Мелодии пробирают до мурашек, а арии уносят куда-то далеко и заставляют пульс учащаться, а сердце - ликовать или плакать - вместе с героями спектакля. Но всё же, если сравнивать "Астрономию" с "Плахой" или "Тарзаном" - лично для меня она закончилась вместе с финальными аккордами. И если арии из тех же "Плахи" и "Тарзана" я напеваю постоянно до сих пор, то, с сожалению, с "Астрономией" такого не будет. Не могу сказать, что мне что-то не понравилось. Просто не врезалось так сильно и эмоционально, как это случилось с прошлыми мюзиклами. Хотя, партию ударника до сих пор набиваю "под столом" ногой - у него здорово получилось "достучаться" до зрителя!
Если говорить о том, что ещё мне здорово запомнилось, что удивило и необычайно порадовало - так это действительно крутая, на мой взгляд, находка с выходом на сцену дирижёра-постановщика мюзикла Владимира Янковского в своей ставшей уже фирменной шёлковой рубашке. Да, этот ход режиссёра оценят только постоянные зрители Чихачёвки, но он волшебен! Потрясающая идея и великолепная атмосфера, подаренная аурой Владимира Владимировича! Весьма и весьма удачный ход!
Также не могу не отметить очень качественную работу со светом и восхитительные декорации и костюмы героев! Художественное оформление мюзикла - как всегда, на высоте! Меня просто поразило звёздное небо на весь зал и впечатлили идеи с созвездиями на реквизите, а также по-своему милая "душевая комната". Особенной похвалы заслуживают костюмы литературных героев любовных драм и, конечно же, совершенно восхитительное платье Моны.
Что же касается артистов - они привычно были на высоте. А по другому в труппе Геннадия Александровича быть и не может!
Замечательный и очень нежный образ учителя Мирою удалось создать Константину Скрипалёву - его игра была великолепна и по-настоящему эмоциональна, честна. Хотя вот с голосом Константина было что-то не то. Лично у меня сложилось впечатление, что Костя выступал немного простуженным, потому что голосу явно не хватало той силы, чистоты и мелодичности, с которыми привычно актёра видеть.
Что же касается исполнительницы роли Моны Натальи Замниборщ, то тут у меня сложилось двоякое впечатление. С одной стороны, её игра была просто великолепна и выше всех похвал - она действительно сыграла восхитительно и очень живо, открыто, ярко. И, кстати, по её игре прослеживались явные параллели с Моной Анастасии Вертинской. С другой же, я немного удивлён выбором актрисы на главную роль, потому что, всё же, в роли Моны в данном дуэте Наталья смотрелась не вполне органично, на мой взгляд.
Не могу не отметить совершенно восхитительный и потрясающий образ мадмуазель Куку, созданный заслуженной артисткой России Татьяной Петровой - вот уж точно - лучшее перевоплощение и потрясающая сцена с пирожками и, особенно, дуэт с Моной!! Браво, Татьяна!!
Впечатлили и Григ шикарного Юрия Красова с его неповторимым вокалом и мимикой, а также тонкий и нелеповатый Удря Григория Захарьева. Весьма удачные герои прекрасных исполнителей!
Из особо выделившихся для меня артистов также хотелось бы отметить совершенно чумового Отелло Владимира Куркина, шикарнейшего Квазимодо бесподобного Станислава Якубовского с его мощным, чистым и безумно красивым вокалом, наблюдательную горожанку прекрасной, буквально солирующей Анны Альт, волшебную, воздушную и лучезарную Дездемону Дины Велес-Морозовой, так и сияющей на всю сцену своей очаровательной улыбкой, а также потрясающих горожан и гостей в исполнении ярких и запоминающихся в своём образе Антона Фадеева, Евгения Башлыкова и Зины Громоздиной!
Кстати, немного удивили остальные пары литературных героев, заметно проигрывающие по игре Отелло с Дездемоной, которые, казалось, перехватили инициативу на себя и "зажигали" за всех.
Ах, да - чуть не забыл! Очень понравилась идея танцевальной вставки в начале второго акта с блестящим исполнением танца балеринами театра Вероникой Гагкаевой, Оксаной Кучменко и Василисой Паньковой - заворожило!
Словом, у Геннадия Чихачёва в очередной раз получилась совершенно оригинальная, неповторимая и весьма необычная постановка, удивляющая и завораживающая, эмоциональная и необычайно красивая. Да, она не так западает в душу как упомянутая выше "Плаха", но, без сомнения, обладает своим волшебным очарованием и нежной восхитительностью. Хотя, на мой взгляд, по-настоящему её оценят только те, кто уже знаком с "Безымянной звездой" Себастьяна или, хотя бы, одноимённым фильмом. Мои твёрдые 6/10!

"У нас нет времени быть счастливыми."