Глава 42. Дона Флор

Виктор Еремин
Герои латиноамериканской литературы

Дона Флор

Жила в Баии молодая, уважаемая всеми соседями женщина, хозяйка кулинарной школы для будущих невест «Вкус и искусство» дона Флорипедес Пайва Гимараэнс, или проще — дона Флор. Была она замужем за распутником, картёжником и шалопаем Валдомиро по прозвищу Гуляка, причём, влюблена была в своего мужа до беспамятства. Но однажды на карнавале Гуляка дотанцевался до разрыва сердца и умер. Потрясенная дона Флор думала, что не переживёт своего благоверного. Но летело время и через три года вышла она замуж за сорокалетнего аптекаря Теодоро Мадурейру, человека степенного, всеми уважаемого, обеспеченного и необычайного педанта. Всё у него в жизни шло размеренно, чётко по плану. У Мадурейры даже девиз такой был: «Всякая вещь — на своём месте и всему — своё время»*.
_______________________
* Ж. Амаду «Дона Флор и два её мужа». Спб.: Продолжение жизни. 2005.

И рада была дона Флор такому супругу, но смертельно затосковала от его занудства и всё чаще стала поминать о беспутном Гуляке. Услышали её молитвы могущественные силы. Однажды вошла дона Флор в спальню и увидела на своей кровати развалившегося голого Гуляку — отпустили его с того света, разрешили обретаться подле верной супруги, только ею видимым и осязаемым привидением.

Так началась полная анекдотов и приключений жизнь доны Флор с двумя мужьями — земным и потусторонним.

А придумал и написал эту забавную историю классик бразильской и всей латиноамериканской литературы Жоржи Амаду (1912—2001).

Он родился в семье мелкого плантатора какао в городке Феррадас близ Ильеуса, штат Баия*. Учился в иезуитском колледже в Салвадоре, затем изучал юриспруденцию в университете Рио-де-Жанейро. Сочинять Амаду начал с четырнадцати лет. Свой первый роман «Страна карнавала» опубликовал в 1931 г. и со временем стал известен как автор серьёзных социальных произведений**. Именно к начальному периоду творчества Амаду относится знаменитый в России и один из самых любимых в Бразилии роман «Капитаны песка»*** (1937).
______________________
* Ильеус — город на востоке Бразилии, в устье реки Кашуэйра; штат Баия с главным городом штата Салвадором (он же Баия или Баия-ди-Тодус-ус-Сантус, был столицей Бразилии до 1763 г.), считается центром бразильской культуры. Город Салвадор называют «негритянским Римом», столицей «чёрной» Бразилии и негритянской морской богини Иеманжи (Иансан). В Сальвадоре находится всемирно известное кандомблэ — святилище языческих сект. Следует учитывать, что Баия — нищий, слаборазвитый штате страны.
** Жоржи Амаду написал более тридцати романов.
*** Нам этот роман больше известен по названию его экранизации 1972 г. «Генералы песчаных карьеров».

В 1930 г. Амаду стал работать журналистом, увлёкся политикой и вступил в Коммунистическую партию Бразилии. За радикальные взгляды его неоднократно сажали в тюрьму и высылали из страны, а многие из его романов запрещали. Сегодня на родине писателя коммунистическая позиция Амаду принимается как само собой разумеющаяся. Зато её никак не могут простить наши российские либералы, всеми силами стремящиеся опорочить писателя как личность и принизить его значение в судьбах мировой литературы второй половины XX в. Особенно возмущает «борцов за свободу» Ленинская премия 1951 г., присуждённая писателю с личного согласия И.В. Сталина.
В 1946 г., когда мировое отношение к СССР, а заодно и к коммунистическому движению было более-менее лояльное, Амаду избрали депутатом Национального конгресса, но двумя годами позже, после запрещения бразильской компартии, его в очередной раз выслали из Бразилии. Тогда Амаду отправился в дальнее путешествие, и за четыре года посетил ряд стран Западной и Восточной Европы, Азии и Африки, встречался с П. Пикассо, П. Элюаром, П. Нерудой и другими видными деятелями культуры. Довольно часто приезжал в СССР, где активно пропагандировал бразильскую литературу.
По возвращении на родину в 1952 г. писатель всецело отдался литературному творчеству, став одним из основоположников того направления великой латиноамериканской литературы, которое ныне именуется «магическим реализмом». Большинство романов писателя относят к «баиянскому» циклу*, в котором Амаду открыл человечеству пряный, экзотический, горячий и страстный мир бразильского народного характера.
__________________
* Первые романы Ж. Амаду «баиянского» цикла: «Жубиаба» (1935), «Мёртвое море» (1936), «Капитаны песка» (1937). В «Мёртвом море» писатель впервые нашёл ключевое решение сюжета его произведений, когда каждая ситуация, каждый поступок героев имеет двоякое толкование — реальное и легендарное.

В 1955—1956 гг. писатель пережил глубокий творческий кризис, завершившийся его возвращением в Баию, а с 1963 г. Амаду поселился там постоянно. В возобновлённый «баиянский» цикл вошли романы «Габриэла, корица и гвоздика» (1958), новелла «Необыкновенная кончина Кинкаса Сгинь Вода» (1961), роман «Старые моряки, или Чистая правда о сомнительных приключениях капитана дальнего плавания Васко Москозо де Араган» (1961). Все три произведения объединены общим названием «Старые моряки». Далее последовали сборник повестей и новелл «Пастыри ночи» (1964) и роман «Дона Флор и два её мужа»* (1966).
________________________
* «Баиянский» цикл продолжили романы «Лавка чудес» (1969), «Тереза Батиста, уставшая воевать» (1972), «Тиета из Агресте, или Возвращение блудной дочери» (1976). Роман «Дона Флор и два её мужа» в русском переводе впервые был опубликован в 1970 г. и с тех пор остаётся самым читаемым в России произведением Ж. Амаду.

Главную героиню романа дону Флор можно без преувеличения назвать бразильским Кола Брюньоном в юбке. Конечно, воевать ей не пришлось, но в её характере та же любовь к жизни, к людям, к окружающему миру, которые вознаграждены сверхъестественными силами — этой доброй жизнерадостной женщине даровано земное счастье в соединении противоположностей. Многим ли в этом мире удавалось соединить волну и камень, огонь и пламень? А вот дона Флор удостоилась такой чести.

Конечно, невозможно понять эту женщину без понимания окружающего её мира. Ярче всего охарактеризовала его соседка и подруга героини дона Норма, сказавшая как-то раз:

— Если на мои похороны придёт меньше половины Баии, я буду считать, что зря прожила свою жизнь!*
_______________________
* Ж. Амаду «Дона Флор и два ее мужа». Спб.: Продолжение жизни. 2005.

Баии — это мир, жизнь которого протекает преимущественно на улице, всегда заполненной пёстрой толпой, в которой все и каждый знает друг друга и не отказывается от общения — здесь торгуют, устраивают представления, едят, дерутся, зазывают, бьются об заклад...

К сожалению, современная цивилизация пытается превратить шедевр Амаду в порнографическое произведение. Но безрезультатно. В романе нет не то что откровенных, но даже эротических сцен. Писатель добивался соответствующего физиологического эффекта посредством описания национальных танцев и подробного изложения баиянских кулинарных рецептов — одного из феноменов бразильской культуры. Недаром дона Флор является хозяйкой кулинарной школы.

В литературе дона Флор стала символом борьбы человека за своё земное счастье и его победы в этой борьбе даже над потусторонним миром.

Роман был экранизирован в 1976 г. на родине Амаду при жизни писателя, причём необычайно ярко отразил противоположность европейского и латиноамериканского восприятия культуры. В Бразилии фильм режиссёра Бруно Баррето* «Дона Флор и два её мужа» с Соней Брага** в заглавной роли считается одной из лучших экранизаций Амаду. В Европе картину восприняли занудной и нагоняющей скуку, популярной она не стала.
___________________
* Бруно Баррето (Бэррето) (р. 1955) — один из самых популярных режиссёров и продюсеров бразильского кино; автор семи фильмов, преимущественно боевиков и мелодрам.
** Соня Брага (р. 1950) — известная бразильская актриса и продюсер; звезда Голливуда.

В 1998 г. в Бразилии роман был экранизирован на телевидении. Был создан 20-серийный фильм. В роли донны Флор выступила актриса Жулия Гам*. У постановки были три режиссёра.
_________________
* Жулия Гам (р. 1966) — бразильская театральная актриса итальянского происхождения. Любимица великого современного театрального режиссёра Питера Брука.

Сюжет романа в самых изощренных формах неоднократно был использован порнодельцами.