Глава 40. Беатриче

Виктор Еремин
Итальянская литература

Беатриче

Беатриче — вечный символ недосягаемой платонической любви человека в жизни и в смерти. Эта достопочтенная супруга богатейшего флорентийского банкира Симоне де’Барди, которая, судя по ряду источников, весьма насмешливо и даже с презрением относилась к Данте Алигьери*, стала героиней двух гениальных творений великого итальянского поэта — «Новая жизнь»** и «Божественная комедия»***. Причём, если в «Новой жизни» читатель узнаёт о земной жизни возлюбленной Данте вплоть до её кончины, то в «Божественной комедии» именно Беатриче, спустившись из рая, просит Вергилия стать проводником поэта по загробному миру. Она же затем показывает Данте Рай.
________________________
* Подробнее о жизни Данте и судьбе Беатриче читайте в книге «100 великих поэтов».
** В отечественных публикациях название этого произведения часто пишется на языке оригинала «Vita nuova», сочинено в 1296 г.
*** «Божественная комедия» создавалась с 1306 г. до смерти поэта в 1321 г.

Данте полюбил Беатриче девятилетним мальчиком. Ей тогда было восемь лет. Вот как описал поэт их первую встречу: «Девятый раз после того, как я родился, небо света приближалось к исходной точке в собственном своём круговращении, когда перед моими очами появилась впервые исполненная славы дама, царящая в моих помыслах, которую многие — не зная, как её зовут*, — именовали Беатриче»**.
_______________________________
* Беатриче означает «Дарующая блаженство».
** Данте. Новая жизнь. М.: Художественная литература, 1985.


С появлением «Новой жизни» цифра 9 стала и для поэта, и для всего человечества символом платонической любви. Сам Данте, рассуждая о роли этой цифры в судьбе и в кончине Беатриче, главным назвал то, что «эту даму сопровождало число “девять”, дабы все уразумели, что она сама — девять, то есть чудо, и что корень этого чуда — единственно чудотворная Троица».

Весьма знаменательно заключение «Новой жизни»: «…я узрел то, что заставило меня принять решение не говорить больше о благословенной, пока я не буду в силах повествовать о ней более достойно. Чтобы достигнуть этого, я прилагаю все усилия, о чем она поистине знает. Так, если соблаговолит Тот, Кем всё живо, чтобы жизнь моя продлилась ещё несколько лет, я надеюсь сказать о ней то, что никогда ещё не было сказано ни об одной женщине».

И время это пришло. Если «Новая жизнь» дала Данте земную славу, то «Божественная комедия» принесла ему и Беатриче бессмертие. В этом великом творении возлюбленная поэта выступает уже как чисто литературный образ и олицетворяет собой Деятельную благодать, которую дополняет Вергилий, символизирующий разум и науку. И именно Вергилий ведёт поэта к Беатриче через ужасы ада и Чистилища.

Вся поэма символически построена в честь Беатриче на цифрах 3 и 9: трёхстрочная строфа (терцина), три кантики (песни) «Комедии», за вычетом первой — вводной песни; на ад, Чистилище и Рай приходится по 33 песни; каждая кантика кончается одним и тем же словом — stelle (ещё один символ Беатриче); три символических жены; три цвета, в которые облечена Беатриче; три символических зверя; три пасти Люцифера и столько же грешников, им пожираемых; тройственное распределение ада с девятью кругами; девять уступов Чистилища и девять небесных сфер и так далее.

После преодоления кругов ада и Чистилища, в преддверии земного ещё Рая Данте был встречен Беатриче, которая восседала на влекомой грифом колеснице (аллегория торжествующей церкви). Символически это означает, что для осознания райского блаженства недостаточно земной мудрости — необходима небесная, религиозная мудрость, и именно Беатриче есть для Данте её олицетворение. Она возносится с одной небесной сферы на другую, и Данте летит за нею, увлекаемый силой своей любви. Его любовь постепенно очищается от всего земного, греховного и становится символом добродетели и религии. Конечной целью этого вдохновенного полёта стало лицезрение Бога, который сам есть «любовь, движущая солнцем и другими звёздами».

Однако необходимо помнить, что в реальной жизни, как писал Борхес, «Беатриче значила для Данте бесконечно много. Он для неё — очень мало, может быть, ничего. Все мы склонны к благоговейному почитанию любви Данте, забывая эту печальную разницу, незабываемую для самого поэта.»*. И все-таки главным остаётся то, что уже не раз подчеркивали многие исследователи творчества Данте: грандиозная «Божественная комедия» была создана поэтом с единственной целью — чтобы воспеть божественную Беатриче! Таковым стало исполнение обета, данного им в «Новой жизни».
_______________________
* X.Л. Борхес. Девять эссе о Данте. Вопросы философии, 1994.

Влияние «Божественной комедии» на всю мировую культуру столь грандиозно, что пытаться хотя бы частично рассказать о нём бессмысленно. При этом характерно то, что образ Беатриче, как правило, опосредован, почему отдельно выделить её невозможно, да и не надо. Возлюбленная — путеводная звезда поэта, и этим сказано всё.