По дороге от Кабула в провинцию и во тьму веков

Маркус Норман
По дороге от Кабула в провинцию и во тьму веков.

          Немного для себя приоткрыть, понять жизнь другого народа можно по-разному. Телевизор, книги, фильмы, интернет дают нам сегодня самые широкие возможности для познания иных, самых загадочных культур планеты. Но все-таки лучше будет прикоснуться хотя бы на расстоянии к тому, что вас окружает на новом месте.
         В первых двух командировках в Афганистан я сумел, отчасти, прочувствовать, увидеть, как меняется окружающее пространство, когда ты на сотню километров, другую, третью удаляешься от Кабула. По дороге на Джелалабад или на Кандагар, в сторону провинции Вардак. Характер изменений лично мне постепенно открывался с борта вертолета, на закрытых площадках компаундов ООН,  где аборигены-грузчики или местные клерки с летной службы подходили для выполнения положенных формальностей.
        Правда, еще учитывал мнение моего земляка, работающего в Кабуле уже семь лет. По роду своей деятельности в миссии ООН парень не только сидит за высоким забором, но регулярно выбирается за пределы города в составе усиленных конвоев. Пусть с риском для жизни. Работа у него такая, в службе безопасности.
Так вот, чем дальше от Кабула, тем быстрее во времени вы переноситесь буквально в другую эпоху. Можно сказать, что на каждую сотню километров удаляетесь как раз на сто лет назад.
       Есть места, где местные аборигены еще живут в пещерах. Тринадцатый, четырнадцатый век в своем историческом развитии. Родоплеменные отношения.
Зимой, в холода, они погибают в этих пещерах семьями.
- Иншалла, - так сами афганцы относятся к такому повороту биографии.
      В своей третьей командировке в Афганистан мне доводится проводить достаточно много времени на борту вертолета, вместе с нашим экипажем. В чем всегда завидую пилотам, так только в том, что они наблюдают землю с высоты во всей красе. Причем, на вполне приемлемой скорости, позволяющей им многое рассмотреть.
Что сразу бросается в глаза новому человеку в столь экзотичной стране?
      Она достаточно слабо заселена. Например, от Кабула до Кандагара примерно два часа лета на вертушке. Местность наполовину гористая. Вотчина горных таджиков, которые на равнине жить не могут. Привычно пылят на безотказных осликах по узкой тропе, навьючив на животное нехитрую поклажу в виде хвороста или мешков с мукой .
      Другая часть ландшафта представляет собой зеленые долины (в теплое время). Они уже более плотно заселены. Под фюзеляжем машины ты видишь дома, словно сошедшие с картинок произведений Льва Толстого. Помните, из «Кавказского пленника»?
      Сооружения из глиняного или саманного кирпича. Причем, по одной и той же архитектурной схеме, буквой «П». Или «О», т.е. полностью замкнутые. Этакие коробочки, с плоской крышей, внутренним двором, окнами на улицу.
      Топливо, дрова в Афганистане считаются дефицитом. Поэтому, если человек селится где-то вдали от цивилизации, то при наличии воды он стремится здесь высаживать разнообразные деревья. Это дает тень в жару. Со временем, появляется топливо. Конечно, фрукты. Пропитание для скотины.
     В процессе долгого полета постоянно размышляешь, как же аборигены живут в таких суровых условиях?
А ВОТ ЖИВУТ. Не потому что, а ВОПРЕКИ. Так привыкли, пробавляясь натуральным хозяйством. Без электричества, канализации, интернета, телевизора и т.д. Веками, а может быть, даже тысячелетиями. И, наверное, все же самое настоящее преступление вмешиваться в их жизнь различным амерам или «прогрессивным» европейцам». Субъективно, тоже самое, что в заповедник вламываться с огнестрельным оружием. Звездно-полосатые «разносчики цивилизации» этого не понимают со своим куцем менталитетом , а потому, рано или поздно, они обязательно уйдут восвояси, несолоно хлебавши.
На фото: Местечко Бамиян, где талибы лет 12-14 назад разрушили древнюю и одну из самых больших в мире статую Будды.
Ноябрь 2011 года. Кабул-Кандагар.