Песец

Петр Кожевников 2
   В семидесятые годы какая-то неведомая сила гнала меня на охоту. В любую погоду хотелось погонять куропаток, а если очень повезет, то и зайчишку или глухаря снять. А куропаток у нас всегда достаточно. Только миграция их с севера на юг началась, ходи, охоться, не ленись!
   И что характерно, куропаток, по моим наблюдениям, надо брать из популяции всегда много. Почему? Потому что эта птица имеет склонность к большому приростному взрыву. И если ее не изымать, то у нее, от нехватки корма начинаются болезни, и начинается ее естественная убыль. В таком случае, почему бы ни использовать диетическое мясо к столу?  Неразумность всяческих былых запретов была видна всем, но только не тем, кто ведает открытием охоты. Сидит, скажем, в Тюмени или в Москве какой-то имярек и изрекает: «Низя!» Пусть птицы или зверь дохнут, но охотник не смей охотиться! Или ты автоматически считаешься  браконьером.
   Почему я начал рассказ о песцах с рассказа о куропатках? Потому что  куропатки и лемминги являются основными, а может даже и главными кормами  для песцов. Вот и получается, сколько куропаток и леммингов, таков и  приплод у песцового семейства. Такая природная взаимосвязь.
   А еще одна очень характерная черта этого смышленого и вездесущего зверька - любопытство.
   Хмурое ноябрьское раннее утро. Плавно кружится редкий снежок. Тороплюсь  на работу в автобазу. Останавливает недавно принятая на работу сторожиха,  возвращающаяся с ночного дежурства.
   -  Ты только послушай, что сейчас было! Стою у калиточки, дожидаюсь окончания своей смены. Шофера воду носят, в радиаторы машин заливают. И  вижу, по территории собачка беленькая разгуливает. Думаю, наверное, с кем-то из шоферов наших прибежала. Пушистая такая, хвостатенькая, красивенькая! А  она подбежала ко мне и тявкает. Я ее попробовала отогнать от себя, а она  возле моих ног шасть! И побежала по улице. Сказала шоферам, так они надо  мной посмеялись и сказали что это не собачка, а песец. И сегодня на  территорию автобазы забежал не один, а сразу два песца. А вы охотники их  черт те где ищете, а они сами к вам прибегают.

   Или такой случай. Стою на автобусной остановке, чтобы уехать на работу в город Лабытнанги. Пуржит. Единственное ярко освещенное место - дорожный  перекресток. Смотрю, а в свете фонаря от больницы в сторону поселкового  клуба по-хозяйски вялой трусцой бежит песец. Людей на остановке человек  пятнадцать, а то и больше, а ему хоть бы хны! Зверь ведь, а боязни никакой.

   Еду с работы из Лабытнаног на рейсовом автобусе. Мест нет, приходится  стоять вплотную с водителем. В районе станции Морошка дорогу перебежал  песец. На что водитель отозвался:«Постоянный песцовый переход здесь у них.  А у Харпа перед переездом почти постоянно песец дорогу перебегает автобусу».
   Дневная усталость от работы дает о себе знать, и я в знак понимания о  предмете разговора киваю водителю головой.
  Подъезжаем к харпской стеле, поворот, еще один и вот уже виден  железнодорожный переезд и световое зарево от Харпа. Водитель, показывая  рукой, говорит мне:«Вон там песец перебегает всегда».
   И пока он это говорит, в свете фар автобуса дорогу перебегает песец!
   
   Как-то после новогодних праздников решил прогуляться с ружьишком возле поселка. Вышел к реке и пошел вдоль берега вниз по течению. Следов много, а самих куропаток было что-то не видно. Объяснилось это быстро, когда я вошел в кусты. Кто-то проторил до меня лыжню, и мне ничего не оставалось, как идти по ней до устья  Желтого ручья. 
   Кустарник кончился, и я вышел к куче с гравием, который использовал завод для своих хозяйственных нужд. Здесь и встретился с Володей Радкевичем, разговорились.
   - Понимаешь, увидел след песца и пошел. А он меня обманул. Шел бы, куда собрался, за куропатками, а увязался по его следу и день коту под хвост! Иду домой.
   - А как же тебя песец обманул?
   - Да очень просто! Подвел вон к той куче гравия, находил сто кругов вокруг нее. Я по этим следам крутился, крутился, закрутился, остановился  отдохнуть. И так мельком взглянул, а он от меня уже далеко чешет. Я - бах! Бах! Дробь мелкая, он далеко. Ушел.
   - А где же он был?
   - Где-где... Вот наверху этой кучи и сидел, и на меня дурака любовался. Видно надоели ему моя беготня вокруг кучи и мое пыхтение, он и убежал. Уфинтил. Бежал, только хвостище ветром на бок сносит! Эх, весь световой день на него ухлопал! Лучше бы куропаток пострелял, надежнее было бы дело. Ну, давай, ни пуха!..
   И мы разошлись, он домой, а я дальше - на охоту. На сто процентов не поверив его рассказу, я пошел осмотреть то место. Куча гравия была рядом.
   Да, все так и было. Лежка песца была на верхушке гравийной кучи, а беготня лыжная, Володина, была видна вокруг этой кучи.

   Еще помнится случай, когда мы с другом остановились передохнуть после удачной рыбалки на Колхозной яме. Развели быстренько паяльную лампу, чайник на треноге, тушенка открыта, хлеб «на столе» - обед готов!
   В лесу было то тишайшее время года, когда лист опадает, и ходишь по нему, как по золотому ковру. А влага после прошедших дождей держится под опавшими листьями, и шаги твои приглушены, а звуки все, даже шорох мыши, слышны отчетливо и ясно.
   Поели. Изредка, от полноты в желудках, переговаривались об осени и наступающей зиме, курили. Я сидел лицом к другу и реке, поэтому и заметил мелькнувшего в кустарнике песца на  расстоянии не больше шести-семи метров  от нас.
   - Тихо, песец! - предупредил друга.
   - Не спутал? Может, показалось?..
   - Да нет, вон из-за куста  выглядывает.
   Разглядывали мы этого песца минут десять, а затем решили угостить  остатками своего обеда. Бросили мясные кусочки тушенки. Он, испугавшись движения руки, отбежал за куст, но, осмелев и учуяв мясо, оттащил еду к  кусту и съел. Наверное, тушенка показалась вкусной. Осмелев, подошел к нам и стал ждать очередной подачки.
   Остатки тушенки мы ему скормили  быстро. А так как он ждал еще еды, то оставили ему на берегу битую утку. Пусть не только людей с ружьями помнит, но и их доброту.

   Возвращался я на лодке в поселок утром с рыбалки. До Харпа было еще километров пятьдесят. На берегу Соби, метрах в десяти от своей лодки, приветствует меня Сережа Букреев. Судя по полотенцу в руке, он только проснулся и шел к реке умываться. Ему не видно, а мне-то как на ладони видно как в его лодке копошится в рюкзаке песец. Кричу ему:
   - Серега, лови вора у себя в лодке!
   Из-за рокота мотора он меня не услышал. А песец на мои крики оглянулся и снова, как ни в чем не бывало, шурует в его рюкзаке.
   Сергей потом рассказывал, что в ту осень песцы его одолели. И рыбу пойманную, и еду возле балка воровали прямо у него на виду.


ПЕСЕЦ

 Он тявкает не зло.
 Негромко и для  дела.
 Мол, время подошло,
 И в брюхе опустело.

 Чтобы подбросил я
 Хоть косточку из супа.
 И будем мы друзья,
 Как тело для тулупа.

 Нашли же вот в глуши
 Друг друга антиподы!
 Я в облике «паши»,
 Он «клоун» от природы.

 Хороший пёсик, смел.
 А смелому и сало.
 Пока зверюшка ел,
 Аж сойка замолчала.

 Насытившись, прилёг,
 На белом снеге бело.
 И в серый день итог:
 Душевно посветлело.