Прогулки по Тоскане. Сиена

Сергей Хлустиков
                Посвящается моей жене Аллочке.

« Cor magis tibi Sena pandit ».
“ Сиена распахивает пред тобой свое сердце, которое шире, чем эти ворота ”.      
               
Так гласит надпись на главных северных воротах города - Порта Камоллиа (Porta Camollia).

Есть много версий по поводу возникновения Сиены. Одна утверждает, что Сиена    (Siena) в республиканскую эпоху  была основана императором  Октавианом Августом (63 год  до н. э.- 14 год н. э.), как город Сена-Юлия (Saena Julia). По другой версии,  поселение существовало еще во времена этрусков (IX-V вв. до н.э.) и ее название происходит от этрусского имени Сайна (Saina). А согласно средневековой легенде,город Сиена был основан сыновьями Рема - близнецами Сением и Аксием, убежавшими от убийцы своего отца — дядьки  Ромула. Символ города - статуя сиенской волчицы, вскармливающей двух мальчиков — весьма отличается от римской.


Сиена  пережила мрачные события смутного времени в период поздней Римской империи и раннего Средневековья. Город, сдерживаемый в распространении своих владений постоянным соперничеством с более сильной Флоренцией (Firenze), был лишен выхода к морю и открыт только в сторону Мареммы. Сиена познала опустошения и осады, внутреннюю борьбу и ужасные пандемии чумы…


После господства франков и лангобардов, в середине XI века, городом правили епископы Конти, а в последующем столетии - Консоли, создавшие светское правительство взамен клерикального. В этот период, после победы над флорентийцами в знаменитой битве при Монтеаперти ( Monteaperti) в 1260 году, Сиена достигла вершины своей политической и экономической мощи: это был период наивысшего расцвета культуры и искусства. Благодаря Правительству Девяти, пришедшему к власти в 1277 году, народ взял управление в свои руки и правил почти семьдесят лет. Сиенская  республика была одним из самых мощных государств в Италии. Процветало банковское дело. В 1240 году открылся университет.

Главной достопримечательностью города является Кафедральный собор — Дуомо( Duomo)         в честь Успения Пресвятой Девы Марии, возведенный в середине XIII века на месте святилища богини Минервы, построенного там в эпоху Древнего Рима. (Существует предположение, что именно здесь появилось первое поселение, так это место находится на вершине самого высокого холма из всех, на которых располагается город.)

История собора — прямая иллюстрация борьбы Сиены с Флоренцией. Век спустя после окончания основного этапа строительства собора, в 1339 году, горожане решили, что  их храм должен быть больше не только флорентийского Кафедрального собора, но и главного храма страны — собора Святого Петра в Ватикане. Был создан масштабный план по расширению сиенского Дуомо. Однако, строительные работы были прерваны, начавшейся в городе в 1348 году эпидемией чумы, унесшей жизни большей части населения. Амбициозному плану не было суждено осуществиться. Сохранился от него лишь  фрагмент одной стены. Здесь теперь оборудована смотровая площадка.

Собор представляет собой сокровищницу, в которой хранятся шедевры работ Пизано, Донателло, Микеланджело и других выдающихся мастеров эпохи Возрождения

 
Недалеко от Дуомо находится центральная городская площадь — пьяцца дель Кампо   (piazza del Campo). На месте этой бесценной жемчужины средневековой городской планировки было поле (campo), где шла шумная рыночная торговля.
Эта площадь со знаменитыми дворцами — словно волшебная раковина, внутри которой прошла немалая часть удивительной истории Сиены.


Одним из образующих её зданий является уникальный в своем роде Общественный дворец, Палаццо Пубблико(Palzzo Pubblico), с башней дель Манджиа (torre del Mangia), вершина громоотвода которой находится на высоте 102 метра.                ( Примечательно,что башня строилась в тот же период, что и Кафедральный собор Сиены. Это стало своеобразным символом равнозначности мирской и церковной власти в городе.)


Напротив Палаццо Пубблико находится Фонтан Радости (Fonte Gaia), имеющий свою историю…

Примерно в 1340 году Синьория Сиены приняла решение построить на площади фонтан. Его создание было поручено двум архитекторам и скульпторам Аньоло и Агостино.


Была сооружена прямоугольной формы ёмкость, к ней по глиняным и свинцовым трубам была подведена вода, и 01 июня 1343 года фонтан был открыт. После этого события Аньоло уехал в Умбрию ( Umbria), в Ассизи (Assisi). Агостино принялся делать рисунки для надлежащего оформления фонтана, и смерть его настигла за этим занятием, прямо на площади. Работы остановились более чем на 60 лет.


А в 1408 году в город приехал уроженец сиенской провинции Якопо делла Кверча (приемник творчества Джованни Пизано и предшественник Микеланджело), к тому времени уже прославившийся своими работами в других городах Италии.
За 200 скуди золотом ему и были поручены дальнейшие работы.


Мраморное украшение фонтана было закончено в 1419 году и вызвало невероятный восторг жителей города, отчего и стали называть скульптора — Якопо делла Фонте.
В ХIХ веке подлинные скульптуры, пострадавшие от времени были перенесены в Палаццо Пубблико, а на их месте установили копии работы Тито Сарокки, жителя Сиены.


Именно на Пьяцце дель Кампо дважды в год разыгрывается незабываемое средневековое зрелище – Палио, конные состязания, проводимые дважды в год: 2 июля и 16 августа.


В 1348 году Италия была охвачена чумой, опустошившей и Сиену. Начался экономический упадок.


Во времена Итальянских войн ( 1551-1559) страну грабили  чужеземные захватчики.
Город, в котором оставался лишь французский гарнизон Блеза де Монлюка, героически держался восемь месяцев, осаждавшие никак не могли добиться своего. Наравне с мужчинами на защиту стен поднялись и женщины. Жители добровольно разрушали собственные дома, чтобы дать простор городской артиллерии. Но 21 апреля 1555 года город все же пал, и в него вошли испанцы. Сиена, переданная по испано-флорентийскому договору в состав Великого герцогства Тосканского, навеки лишилась независимости.


Когда правитель Тосканы запретил в 1590 году сражение быков, контрады организовали скачки на площади дель Кампо. Первые такие скачки были на быках . Затем их заменили скачки на ослах, а гонки на лошадях проходили в других местах. Первое Палио в современном понимании было устроено в 1656 году. Поначалу в год устраивались только одни скачки, 2 июля. Вторые, 16 августа, были добавлены позже.


Контрады — это районы города, которых изначально было более 50, а в настоящее время – 17. В Средние Века  основной их задачей было снабжать продовольствием и пополнениями войска, нанимавшиеся Сиеной для защиты или для борьбы с Флоренцией  , своим главным соперником. Со временем военные функции отпали, а контрады стали не только административным, но и социальным образованием.


( Кстати, в кинофильме о Джеймсе Бонде «Квант милосердия» был эпизод, в котором промелькнула  Пьяцца дель Кампо в период одного из этих двух празднеств.)


Глубокое восхищение охватывает путешественника при посещении  церквей и музейных залов, художественной галереи Палаццо Буонсиньори ( Palazzo Buonsignori), выставки предметов этрусской культуры.


В городе находится старейший действующий банк в мире — Монте деи Паски ди Сиена  ( Banca Monte dei Paschi di Siena ), основанный в 1472 году.


Здесь в Средние века родился общеизвестный финансовый термин — банкротство. Правительство города обязывало купцов и весь торгующий люд продавать свой товар честно. А тому, кто был уличён в различного рода махинациях, ломали прилавок и он не мог больше заниматься этим ремеслом. Сломанный прилавок по-итальянски — banco rotto.


Средневековая, подлинная Сиена прошлого, продолжает сосуществовать с Сиеной наших дней в таинственной атмосфере чарующей гармонии.


На стенах старинных домов в центральной части города можно увидеть литые железные кольца, использовавшиеся для привязывания запряжённых конями экипажей — своеобразные старинные парковки.


Бродя по извилистым сиенским улочкам, нельзя не полюбоваться палаццо, построенным семьёй Марескотти в XII веке, выступающая каменная башня сохранилась с того времени. Готический фасад был сооружён в XIV веке, в сиенском стиле, со стрельчатыми арками и двумя рядами украшенных гербами владельца тройных окон. Внутренний двор с расписанной фресками лоджией — в стиле Возрождения, в самом его центре находится старинный колодец.


В конце XVIII века палаццо приобрела семья Сарачини, а спустя сто лет, оно стало собственностью семьи Киджи . После реконструкции в 1932 году граф Гвидо    Киджи-Сарачини основал здесь музыкальную академию и по сей день размещающуюся в этом здании. Преподавание  здесь организовано в виде мастер-классов. Сам граф, имевший музыкальное образование, сделал академию всемирно известной. К проведению мастер-классов приглашались самые лучшие музыканты, такие как великий испанский гитарист Андреас Сеговия, а среди её слушателей в разные годы были Клаудио Аббадо, Даниель Баренбойм и многие другие известнейшие музыканты.


В палаццо также находится настоящая сокровищница — коллекция старинных музыкальных инструментов со струнными работы непревзойдённых мастеров Амати, Гварнери, Страдивари и самым старым из сохранившихся клавесинов, созданным в 1515 году.


Идя по мощёной гранитным булыжником улице в центральной части города, то и дело натыкаешься на антиквариат — литые крышки канализационных люков, цифры на которых гласят, что они произведены в ХVI-XVII веках.

 
Путешественнику навсегда запомнятся элегантные трёх арочные окна, изящные стрельчатые арки, чудные внутренние дворики, лабиринты переулков и грациозные площади; многочисленные  бары, кафе, рестораны в которых можно отведать блюда, типичные для местной кухни. Поражает обилие тосканских сладостей, десертов, мороженого!


Недалеко от городского центра находится бастион Санта-Барбары ( bastione di Santa Barbara), возведенный по приказу герцога Тосканского Козимо I Медичи в 1561-1563 годах. Он был демилитаризован в конце XVIII века по приказу Великого герцога Пьетро Леопольдо. В 1937 году после окончания реставрационных работ муниципальные власти здесь организовали общедоступный парк. С широких стен бастиона открывается великолепная панорама города и его окрестностей. Здесь находится прекрасное собрание тосканских вин с дегустационным залом и Сиенский джазовый клуб.


Древняя и юная, незабываемая, неповторимая, волшебная Сиена!
Когда уезжаешь из неё, неотвратимо оставляешь своё сердце в самом её сердце — на пьяцце дель Кампо, у фонтана Радости!