Крещенская иордань - возвращение к православным ис

Александр Александров 7
19 января на теплоходе «Пересвет», что пришвартован к Театральной набережной, где расположен ресторанный комплекс «Капитанский клуб», в сияющий полдень отцом Максимом Золотухиным был проведён чин освещения крещенской святой воды и вод купели-иордани в р. Енисей. Второй раз с 1919 года в водосвятии приняла участие православная святыня — икона Богоявления Господня, принадлежавшая ранее адмиралу Александру Колчаку (центральная часть походного иконостаса Белой армии). Икона была написана в 1902 году по заказу тогда еще 28-летнего полярного исследователя, лейтенанта императорского флота Александра Васильевича перед его отправлением на Новосибирские острова (архипелаг в Северном Ледовитом океане между морем Лаптевых и Восточносибирским морем) для спасения пропавшей и, увы, как мы теперь уже знаем, погибшей экспедиции барона Толля. Обряд окунания в крещенскую купель совершили в общей сложности более пятисот горожан и гостей города.
Сейчас, в наши прискорбные и грозные времена, когда русской Восточно-европейской православной цивилизации уже в который раз за последние тысячелетия брошен временем очередной смертельный вызов, необходима мобилизация всех потенциальных возможностей народа. Единственный способ выжить, стать оплотом спасения человечества и обрести силы для противостояния великой надвигающейся опасности — это обратиться к корням нашей соборности, к православным истокам, к древним испытанным методам стяжания духовной силы, к традициям воинской взаимовыручки и самопожертвования, которые всегда спасали наш народ с древнейших времён от погибели и геноцида, позволяли ему выживать и отстоять свою самоидентичность и сохранить свои национальные святыни и ценности, защитить свою землю и свой народ от посягательств врагов, подавая при¬мер христианской нравственности и милосердия своим соседям, защищая малые народы от истребления воинственными, жестокими и беспощадными агрессорами, которыми была заселена и наша Сибирь после исхода из неё наших предков в XI-XII веках.
Есть прекрасное качество у русского народа — соборность, когда проблемы решались всем миром (вспомните русское «На миру и смерть красна» — слово «мир» здесь означает «община»). Именно духовная соборность помогала выживать в трудных условиях нашим предкам во все нелегкие времена нашей древней истории. И нам по наследству от древних пращуров, охотников на мамонтов, когда от каждого воина охотничьей артели зависел общий результат самоотверженных совместных усилий — добыча, а значит, и жизнь, досталось это бесценное качество, выработанное за примерно трехсоттысячелетний период охотничьей истории. Именно тогда наши предки, чтобы побеждать, разработали ратную боевую систему стяжания и приумножения Светлого непобедимого воинского духа с переходом в бою в изменен¬ное состояние сознания при помощи ключевого боевого русского клича «Ура!» — приветствия восходящему солнцу — Ра (древнерусское название солнца), Яровиту или Светобогу до крещения Руси. «Ура» в метафизическом, сакральном смысле означает присоединение и полное слияние с его Великой Светосилой, соединение с даром Божественной благодати. От этого слова произошли следующие слова: Ра-дуга, Ра-са, но-Ра, ко-Ра, Ра-дость (Ра достаточно). вРаг, бРат, сестРа, Pa-сея... Соборность, духовность, православие, любовь к Богу и Небес¬ному Воинству, духовно-нравственная личная гигиена, возвращение к корням, к нашим истокам, нетерпимость ко лжи и её Хозяину — это то, на что мы можем и должны опереться и в наше судьбоносное время.
В эти – идущие и грядущие – скорбные для русского мира дни, когда тёмные силы снова испытывают единство россиян, объединяющим нас национальным православным обрядом становится ещё и омовение в ледяной крещенской купели-иордани. Обряд этот, являющийся своеобразным испытанием водой, расеяне могут проводить своими общинами, приходами и просто семьями, не зависимо от того, в какой стране они живут: России, Украине, Болгарии, Франции, Германии, Австралии или Японии. Участие в обряде требует соборности и силы духа от каждого, что укрепляет единство всех расейских людей.
Крещенская вода в Православной церкви носит название Великая агиасма, что в переводе с греческого — Великая святыня (также, как нашей святыней является и Пасхальный благодатный огонь). Она подает исцеление недугов — душевных и телесных, гасит пламя страстей, отгоняет недобрые силы. Поэтому святой водой окропляют жилище и вся¬кую вещь, которую освящают.
Великое водоосвящение совершается дважды — в самый день праздника и накануне, в Крещенский сочельник. Некоторые ошибочно полагают, что вода, освященная в эти дни, различается по своим свойствам. Однако и в сочельник, и в самый день праздника Крещения при освящении воды читаются одни и те же молитвы, и вода имеет равноценное по силе Святаго Духа действие.
Святитель Иоанн Златоуст еще в IV веке говорил, что святая вода в продолжение многих лет остается нетленной, бывает свежа, чиста и приятна, как будто бы она только минуту назад была почерпнута из живого источника, что есть чудо благодати Божией, которое и сейчас может увидеть каждый! Я уже описывал в «Аргументах недели» о сенсационных научных исследованиях святой воды.
Крещенская вода — это одно из благословений и даров, данных Богом Православной Церкви. Известно, что святые имели великое благоговение к святой воде и часто пользовались ею. Так, например, преподобный Серафим Саровский после исповеди паломников всегда давал им святой Крещенской воды. Преподобный Амвросий Оптинский однажды послал смертельно больному человеку бутылочку со святой водой — и неизлечимая болезнь, к изумлению врачей, прошла. Иеросхимонах Серафим Вырицкий всегда советовал окроплять продукты Крещенской водой. Когда кто-нибудь сильно болел, он благословлял принимать по столовой ложке святой воды каждый час. Старец говорил, что лекарств сильнее, чем святая вода и освященное масло, нет.
Чудеса исцелений происходят и в наши дни. Однако чудесных действий святой воды удостаиваются лишь крещённые православные верующие, которые приемлют её с живой верой в Бога, кто верит в силу молитвы Церкви, кто имеет искреннее и чистое желание изменить свою жизнь. Бог не творит чудес там, где хотят видеть их только из любопытства или где не имеют намерения воспользоваться ими для спасения души. «Род лукавый и прелюбодейный, — говорил Спаситель о своих неверующих современниках, — ищет знамения; и знамение не дастся ему».
Святитель Феофан Затворник пишет: «Вся благодать, идущая от Бога через святой Крест, святые иконы, святую воду, мощи, освященный хлеб (артос, антидор, просфоры) и др., включая Святейшее Причастие Тела и Крови Христовых, имеет силу лишь для тех, кто достоин этой благодати через покаяние, смирение, служение людям, дела милосердия и проявление других добродетелей христианских. Но если нет их, то эта благодать не спасет, она не действует автоматически и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан».
Православные верующие верят, что купание в Крещенской проруби очищает нас от грехов. Купание в проруби-иордани — старинный православный народный обычай, истоки которого уходят в глубочайшую древность. Но стоит помнить, что от грехов очищает таинство покаяния, совершаемого через исповедь. Таинство это обязательно для всех православных христиан, тогда как Крещенское купание особенно благотворно действует на воцерковлённых верующих. Имеющие большое желание обязательно должны окунуться. Наша воскресная семинария и приход корабельного храма третий год окунается в крещенскую купель почти в полном составе, и мы все ощутили чудотворное и благодатное влияние крещенской воды. Важной частью обряда водосвятия является крестильная рубаха, которую православные бережно хранят всю жизнь, надевая лишь в праздник Крещения и дни хворей, когда особенно нужна помощь святых. Затем в этой же рубахе родные провожают их в последний путь. Наши предки также надевали белые рубахи, когда шли на смертную битву – последний смертный бой - поэтому вторым названием белой крестильной рубахи является «смертная».
В праздник Крещения верующие берут святую воду домой. Это правильно: Крещенская вода должна быть в доме каждого православного христианина. Хранить ее следует в достойном месте, лучше в святом углу, рядом с иконами. Святую воду, как и просфору, принято употреблять натощак, после утреннего молитвенного правила, с благоговением и молитвой. Однако в ситуациях, требующих особой помощи Божией, при недугах или нападениях злых сил пить ее можно и нужно в любое время. Самое главное, следует помнить, что, если мы не будем стараться изменить себя для Бога, употребление святой воды нам не по-может. Чтобы святая вода принесла пользу, нужно заботиться о чистоте души, о высоком достоинстве наших помыслов и поступков, о совершении добрых дел. Нужно всегда помнить завещание Спасителя – для восхождения в Свету не достаточно не делать грехов, нужно ещё и совершать добрые дела.

Ваш во Христе ктитор-офицер корабельного храма
Св. Преподобного воина Александра Пересвета,
заместитель Настоятеля Воскресной семинарии
митрополита Пантелеимона
Александр Александров