Голуби нашего детства. 6. Школа

Анатолий Колисниченко
      Школа представлялась мне волшебной книгой, но  мои детские мысли и грандиозные планы сегодня застопорилось, как механический будильник, не получивший своевременной заводки, а лучше сказать опрокинулось.

 Мои думы только о раненом голубе, и я благодарен другу  Шайтану, спасшему жизнь нашему новому товарищу.  Переселение на необитаемый остров отменяется.
 
    Мама всё лето готовилась к школе, а сегодня все свои результаты труда выставила в зале. Гимнастёрка с золотистыми  школьными пуговицами и брюки,  наутюженные её умелой рукой,  висят на спинке стула. На стуле фуражка с кокардой, школьный ремень с бляхой, всё как у суворовцев.  Здесь же  ранец,  в нём букварь, тетради, счётные палочки в коробке, деревянный пенал, ручка с блестящим металлическим пером со звёздочкой. В специальном мешочке  чернильница - невылевайка. Всё готово к завтрашнему дню.
 Мамина младшая сестра, приезжавшая  к нам каждое лето, оканчивала восьмилетку и мечтала стать учительницей. Играя со мной в школу,  Наталка одним махом научила меня читать, писать и  считать до тысячи.  Я даже выучил  таблицу умножения до пяти и научился  складывать и вычитать в столбик  двухзначные числа. С ней мы читали, писали диктанты, разгадывали ребусы  из журнала «Мурзилка». За данное лето я самостоятельно читал «Робинзона Крузо», вечером пересказывая родителям и сестре прочитанные страницы.
 
 Утро. 1 сентября 1960 года. С настенного календаря сорван последний листок лета.
 
   В этот день родители контролировали каждый мой шаг, напоминая мне, что ежедневно я должен это делать сам. Папа заставил делать зарядку и контролировал умывание. Ужас, мама вырезала на своей клумбе самые лучшие розы, георгины, астры и лилии, оформив огромный букет, который до самой школы нёс отец.

 Школьный автобус стоял у магазина.  Сергей Пастернак - шофёр белого «Дрынолёта», прошлой весной вернувшийся из армии, стоял у входной двери автобуса. Поселковая детвора с большими букетами цветов торопилась занять свои места, но Сергей сначала рассадил первоклашек на первый ряд и предупредил всех, что это наши места до конца учебного года.
   Рядом со мной сидел Колька Билько,  через проход Саша Яремчук с  второклассницей и соседкой Светкой Павловой.  Осмотрев  новых пассажиров, Сергей запустил остальных и важно уселся на водительское место.  Подмигнув в зеркало, стоявшей в проходе Ленке спросил:

     -Опоздавших нет? 
Симпатичная восьмиклассница Ленка Алиева с красивыми чёрными локонами,  сплетенными в тугую косу и тёмными, как у моего Шайтана  глазами, поправляя свой белоснежный передник, лишь кокетливо кивнула головой, сомкнув пышные ресницы.

     -Поехали, - загадочно улыбнувшись ей в ответ, сообщил водитель.

  Десять минут  пути, и мы у порога хранилища знаний.  Школа находилась в пяти километрах от нашего посёлка на северо-восточной окраине Оползневого в старом  двухэтажном здании постройки 1934 года. Летом здесь проживали студенты, работавшие на табачных полях и виноградниках.  В обычные дни школа функционировала в две смены, но сегодня на  праздник собрались все классы.

  Для нас всё ново. Первая школьная линейка. Первый звонок бронзового колокольчика с привязанным красным бантиком в руках девочки - первоклашки, восседавшей на плече высокого старшеклассника, совершил круг почёта. Поздравления, напутствия на долгий период в походе к знаниям от выступавших  ораторов и директора школы.

 Сильная рука старшеклассника завела меня в класс, усадив за последнюю парту у окна. Для нас всё ново и необычно.  Маленькие парты и высокий стол учителя не соответствовали большому и светлому помещению.  В классе пахло свежей краской и цветами.  Крупные букеты, перевязанные шпагатом, заполнили весь учительский  стол.  Георгины и  розы, хризантемы и лилии  создавали впечатление Крымского хребта, из-за которого как полная Луна выглядывала голова нашей учительницы.
Вчерашняя выпускница Ялтинского педагогического училища, Юлия Николаевна была  невысокого росточка,  круглолицая смугляночка,  с большущими  карими и чуть влажными  глазами. Она часто  подглядывала в новенький классный журнал и слегка дрожащим голосом произносила наши  фамилии. Сегодня и у неё настоящий школьный урок, именно, в её первом классе.

  Ученики, вписанные в алфавитном порядке, поднимались и отвечали на вопросы.  Непоседливый  по жизни  Колька уже был представлен классу, но сидел смирно, не спуская глаз с учительницы. Впереди меня сидела наездница с колокольчиком. Её огромные банты закрывали мне вид спереди. Я занимал место  у окна и  принялся рассматривать школьный сад. Моё внимание привлекли необычные грядки, взятые в кольца разнокалиберными камнями, я попытался сосчитать эти камешки, булыжников было так много что,  постоянно сбиваясь со счёта, начинал  заново. Очнулся от неожиданного  удара Кольки по моей ноге.

     -Тебя.

     -Тебя, тебя, - как эхо прозвучал  голос учительницы.

Приподнявшись из-за парты, я посмотрел  на учительницу,  глаза которой всё так же  светились,  но по мере знакомства с классом, стали увереннее и чуточку строже. Класс продолжал смеяться после шутки, которая прошла мимо моих ушей.  Вероятно,  это было связано с моим тринадцатым порядковым номером в классном журнале, из двадцати двух учеников.  Стало быть,  подошла и моя очередь представляться  классу.
   Учительница приблизилась к нашей парте и посмотрела в окно.

     -Ну и сколько грядок ты насчитал в школьном саду?

     -Четырнадцать.
 
     -А сколько букетов на учительском столе?

     -Двадцать два.

     -Каким образом ты их  сосчитал?

     -Мальчиков 14, девочек 8, значит букетов 22.

     -Молодец. Только надо всегда слушать учителя, а не считать грядки в саду, - чуть строже  сказала Юлия Николаевна и тут же  назначила меня старостой класса, объяснив мои обязанности.
 
 Такое назначение меня ни сколько  не радовало, хотя в душе, чувствовался какой-то эмоциональный прилив.
 
   После знакомства в классе состоялась небольшая экскурсия по школе и прилегающей территории. Наставления учительницы: «Туда можно, сюда нельзя»… каждый воспринимал по-своему.

    Фотографирование классом и каждого в отдельности исчерпалось и, не дожидаясь окончания занятий в остальных классах, мы пошли домой пешком.   
Дорогу, петлявшую среди оползней – косогоров и менявшую свою конфигурацию после проливных дождей, знали хорошо.
 
  Слева у дороги  поросшая  редким кустарником, больше походившая на плешивую гиену, возвышалась гряда Верблюд, у подножья которой снимался кинофильм «Иоланта». Чуть дальше, устремившись к небу  кратером, не выплеснувшегося  вулкана, всегда манившая нас - Партизанская скала.
 

     -Старики рассказывали, что во время войны, засевшие на скале партизаны, долго отбивались от немцев, и дождались наших.
 
 Указывая рукой в сторону скалы, Сашка озвучил местную легенду.

     -Твой отец здесь воевал? – Спросил Колька.

     -Нет. Под Сталинградом. 

  Не моргнув глазом, Колька тут же  рассказал ему о наших находках  в пещере  у скалы.   Игнорируя Санькины вопросы, я  со злостью взглянул на предателя Кольку  и тот прикусил язык.

 Коля, Коля, одним словом - Би-Би-Си, а ведь  сам придумал клятву и заставил меня найденным штыком до крови разрезать палец.

 Дальше шли молча. Мне хотелось как можно  скорее попасть  домой.

         .....