Заметки об искусстве-1

Сергей Романов 4
ХУДОЖНИКИ

ххх

Особые это люди – художники…
Они и «корабли» строят и «моря» под них творят (а кто поталантливее, то и «океаны»).
Сами шампанское о форштевень бьют, сами спускают, сами же и плывут…
И некоторые даже доплывают до наших человеческих гаваней-сердец.

ххх

Художник есть абсолют одиночества.
Оборотной стороной этой аксиомы является другая аксиома: итог творения принадлежит множеству и только множеству.
Иначе это не итог и даже, видимо, не искусство.

ххх

Художнику никто не подмога и ничто не помеха, и жизнь его удивительно проста и ясна: за все – абсолютно за все! – в ответе только он сам.
А высшая всему мера – произведение.
Не вышло – значит не художник.
Со слабой надеждой, что еще не созрел…

ххх

Настоящий художник – это ель. И ни в коем случае не береза.
Чем мощнее давление «снегопада жизни» на ель, тем сильнее гнутся ее ветви, тем круче угол их наклона, пока, наконец, – бац! – гибельная тяжесть не соскальзывает наземь. А дерево, слабо покачиваясь, возвращается к свободному бытию.
Береза тоже гнется. Только стволом, и вмерзает головой в «сугроб обстоятельств» так, что застывает в уродливом поклоне до конца жизни.



ххх

Абсолютно ясно, что художник – объект шарообразный, излучающий энергию и сгорающий.  То есть  самосветящийся, подобно звезде.
Поэтому любой имитатор от искусства вынужден надуваться и обмазывать себя блестящей корочкой, способной отражать чужой яркий свет. Собственно, в этом и состоит «талант» имитатора.
И, разумеется, ни о каком сгорании в данном случае речь не идет вообще.
Поэтому-то они довольно легко и распознаются.

ххх

Вся мера публичности, отпускаемая художнику, концентрируется целиком и полностью – до донышка! – в его произведениях.
Если, помимо этого, художник любит «встречи со зрителями», «читательские конференции», «выездные заседания творческих союзов» или не прочь залезть на трибуну, это значит, что где-то он подцепил страшную заразу, которая пожрет его, как художника, без остатка.
И вряд ли в истории искусств останется, со временем, память о таком художнике-«трибуне».

ххх


Одной из важнейших и непременных составляющих таланта художника-живописца является умение мысленно отлетать от картинной плоскости на расстояние оптимального рассматривания ее будущим зрителем.
Именно с этой точки он как бы и пишет, в реальности пребывая на длине полусогнутой руки.
Главный же культурный навык зрителя – умение находить именно это «золотое» расстояние, заложенное автором. Тогда тайна картины легко и полно нисходит в душу смотрящего…

ххх

Удивительна смелость художников динамических искусств – кинематографа и телевидения. Как они обращаются со Временем! Они его членят, трамбуют, перевертывают, размазывают… Природа Времени бесконечно насилуется под сомнительную человеческую цель.
Художник старинный никогда не дерзал далее акта замораживания мгновения.
Но этим самым он умел, одновременно, проницать и глубь Прошлого и, каким-то чудесным, многократно отраженным лучом, освещать Будущее...
Без всякого насилия.