Поэма Храм Сердца. Часть 22

Олег Малашонок
Беседа купца Святолика с отроком Захаром.
Захар изучает художественные картины в доме Святолика,
Он расспрашивает Святолика о них.

"Я очень рад! Фёдор, скажите.-
Кто ж ваш отец и ваша мать?
Что ж вы, любезный друг, молчите?"-
"Я не могу вам рассказать.
Они погибли... Я не знаю..."-
"Прости меня!"-"Я вас прощаю!"-
"А кто же вас усыновил?"-
"Отец Захар любовь явил."-
"Послушай, Фёдор! Приходите
В гости ко мне. Я покажу
Картины вам. Я расскажу
Кто их писал. Меня найдите
Вы во дворе. Мой дом стоит
Вон там, где дым печной клубит."-

"Хочу спросить я разрешенья
Отца Захара; и тогда
С родителя благословенья
Я рад вас посетить всегда!"-
"Да будет так!" Захар заходит
И обнимает, и находит,
Что друг его прекрасней стал-
И поседел и возмужал.
"Хочу я показать картины,
Которые из дальних стран
Привёз я нынче; где созд`ан
Образ великой героини,
Фёдору; и прошу я вас
Пустить его ко мне на час!"

Захар кивнул:"Я отпускаю!
Ему полезен сей урок.
Я об одном напоминаю,-
О, Фёдор! Возвращайтесь в срок!"
Они ушли дорогой длинной.
Вот перед ними дом старинный
Раскинул красочный фасад;
У дома любовался сад;
В тени цветущих лип беседка
Являлась им. Они прошли
Мимо её; и обошли.
Вот и крыльцо. Их ждёт соседка.
Она к Святолика жене
Зайти желала по весне.

Заходят в зал. Глядят картины.
Великий мастер создавал
Портреты жизни героини-
Её духовный идеал.
Рукою лёгкою, изящной,
Полувоздушной, полновластной,
Недосыпая много дней,
Стремился он к любви своей
И рисовал, молясь святыне;
И каждый день её черты-
Лица тончайшей красоты
Воссоздавал он в героине.
И вот итог- пред ним предстал
Нежнейший, хрупкий идеал.

Глаза, как солнышко сияли,
Распространяли мир, покой
И свет небесный отражали
Великой силой неземной;
Они пленяли чистотою,
Смирением и простотою
И вместе с тем- они смогли
Быть неподкупны и строги.
Женщина была в длинном платье,
Держала на руках дитя
И пела музыку дождя.
Тайной улыбкою распятье
Она целила души тех,
Кто осознал мучений грех.

Фёдор застыл во изумленьи;
В груди дыханье затаил;
Забилось сердце в восхищеньи;
И он Святолика спросил:
"Скажи,о, старец просвещённый!
Что означает вдохновлённый,
Проникновенный, женский взгляд,
Которому я очень рад?
И в чём же смысл и назначенье
Великой,женской красоты?"-
" Задал вопрос прекрасный ты!
Духовной женщины стремленье-
Очаг во чистоте хранить
И целомудрием святить.

"Однако женщина забыла
Предназначенья Божий Дар,
Она без меры возлюбила
Звон денег - это было встарь.
Желая пышно одеваться,
В серёжки, кольца украшаться,
Иметь большой, богатый дом
И принца знатного при нём,
Она на шаткий путь ступила
И пала в жадности до дна.
Её не радует весна,
Ведь дева сердце позабыла,
Направив мужа воевать
И злато в битвах добывать.

"О, женщина! Как много можешь
Любовью сердца совершить,
Когда от всей души захочешь
Цель своей жизни изменить!
Очаг семейный очищая,
Улыбкой солнечной блистая
И устремляя помышленья,
Мысли и чувства, и решенья
На благородный и достойный,
Духотворимый идеал,
Который сердце б утончал,-
Жена на мужа взгляд спокойный
Роняет, говоря:"Прости
Мне, друг любезный, шалост`и!"

"Она влиять на окруженье
Родных и близких день за днём
Может достойным поведеньем,
Давая им пример;  свой дом
Украсить нежным, добрым словом,
Руководясь сердечным зовом;
Судьбу народов изменить
Может она; и вдохновить
Людей построить Мир Достойных,-
Где незнакомый человек
Вас уважал бы целый век,
Где нету мыслей непристойных,
Где ценят в каждом его труд,
На благо общее живут."-

Закончил речь нравоучений
Святолик; перевёл свой взгляд
Вновь на картину; там где гений
Сокрыл священной мысли клад.
"Спасибо, старец, за прекрасный
И сердцу милому подвластный
И поучительный рассказ!
О, как хочу я видеть вас!
Услышать пламенные речи
И научиться понимать
Мысли художника; и знать,-
Какой же образ он при встречи
Творил великою рукой,
Что позабыл сон и покой?"

Они простились; расставаясь,
Договорились - завтра вновь
Урок продолжить; улыбаясь,
В глазах Святолика любовь
Сердце мальчишки разбудила
И огоньком воспламенила...
Он шёл домой, не замечая,
Ногами камешки сбивая;
Чуть-чуть - и врезался б в ограду;
Застыл пред ним глубокий взор
Лица прекрасного; в узор
Собраны волосы; отраду
Нёс облик женской красоты,
Лелея детские мечты.

"Тебе понравились картины?"-
Спросил Захар. "Из них одна
Понравилась. У героини
Были, словно сама весна
Глаза духовные,- ответил
Фёдор отцу.- Я не заметил
Как час прошёл, за ним - другой."-
"Ты раньше не встречал такой
Красивой женщины?"-"Не видел!"-
"Чем же ещё она тебя,-
Скажи мне, милый, не шутя,-
Так привлекла?"-"Отец! Я видел,
Как на руках ребёнок спал,
А женский взгляд его ласкал"...

Солнечный свет на небосклоне
Явился утренней зарёй
И на природном, спящем лоне
Запели птицы над землёй.
Мальчик услышал их. Проснулся.
Протёр глаза и встрепенулся.
С постели встал и побежал
К Захару; и ему сказал:
"Хочу к Святолику пойти я!
Отец, пусти меня к нему,
Пожалуйста! Мне одному
Он обещал. Найти я
Его хочу среди картин
В просторном зале, где камин."

И, получивши разрешенье,
Он убежал. И на ходу,
Ликуя в страстном возбужденье,
Подпрыгивал; и на лету
Срывал листочки низкорослых
Кустов; смешил улыбкой взрослых;
И перепрыгнул за крыльцо,
Царапая себе лицо.
Святолик в зале его встретил,
Обнял мальчишку и сказал:
"Мой резвый друг! О чём мечтал
Ты ранним утром? Я заметил,
Что вся щека твоя в крови
И на висках и на брови."

"Не знаю как!"-"Возьму треножник
С водой я. Смою кровь с лица
И приложу я подорожник,
Который взял я у жнеца."
Святолик проявил заботу;
Когда закончил он работу,
Задал вопрос:"Хочешь ли ты,
О, Друг, осуществить мечты-
Учиться рисовать картины?
Я и учителя нан`ял,
Который сердцем бы пон`ял
Твой дикий нрав неукротимый."-
"Хочу! Веди меня к нему!"-
"Да будет так! Я позову."