Вера Ивановна

Алексей 37
Я в 5 лет научился читать, и Никитична свела меня в детскую библиотеку. Библиотекарем  была сухонькая, седая старушка.      
 -Сколько же мальчику лет?
 -Ему 5 лет, но читает он хорошо.
     -В библиотеку записывают только с 7 лет. Пусть подождет пока.
     -Я хочу читать! - решительно говорю я.
     -На, прочти вслух, что здесь написано.               
Читаю быстро и без запинки.
      -А теперь прочти вот это про себя. Прочитал? Расскажи, что прочитал.
Рассказываю почти дословно.
     -Ладно! В качестве исключения, запишу временно, с испытательным сроком, решила Вера Ивановна.
     -Что бы ты хотел прочитать?               
 Перед глазами стояло много томов , на которых золотом сияло « В. И. Ленин. »      
   –Ленина, - ответил я.
   -Ну, Ленина тебе читать еще рано, заявила Вера Ивановна и дала какую-то детскую книжечку.  Придя домой, я проглотил эту книжонку за каких-то полчаса и завтра уже один опять пришел  за книгой.
   -Прочитал уже? 
   - Еще вчера.   
  –Понравилось?
- Нет. Какие-то утята, поросята, не интересно.
Внимательно посмотрела из-под очков и дала «Сказки» Пушкина. Вот это была книжка! Читал запоем. Потом бегал за всеми, приставал с вопросами: что такое ступа, кто такой леший,кто такая русалка и т.д. Достал всех…. Зато потом Вере Ивановне декламировал стихи, чем вызвал ее неподдельное удовольствие.  Особенно почему-то понравилась мне «Сказка о рыбаке и рыбке» и « О попе».  В общем, взяла меня Вера Ивановна под опеку, и предлагала книги умные и интересные.
 В  лето 1947г. остался я практически один в свои 10 лет. Моя бабушка (она меня растила с 6 месяцев) уехала в Серпухов к беременной дочке на все лето. Была у меня иждивенческая хлебная карточка- 250гр. да пачка сахарина, которым я торговал.   На рынке тогда орудовали банды воров. Руководили ей взрослые, шестерили у них подростки, да и детей потихоньку приучали к воровской жизни.   И я потихоньку втягивался. Но это уже другая история,может потом расскажу.
     Так вот сидим у меня на веранде, играем в карты на конфеты да папиросы. Вдруг заходит библиотекарша Вера Ивановна, посмотрела на нас, все поняла.  –Леша, ты уже месяц книгу не возвращаешь, а ее и другие читать хотят! Тащу книгу Ф.Купера про зверобоя и пр. – Нет уж, будь добр, сам принеси - мне уж тяжело такие толстые книги таскать! - укоризненно заявляет Вера Ивановна. Карты в сторону, друзья - тоже. Иду в библиотеку. Вера Ивановна расспрашивает, как живу, где бабушка…Леша, сдали книгу Майн Рида - интересная книга, но надо прочитать быстро, я уже обещала другому читателю через три дня. Успеешь?    - Конечно, успею! Вы же знаете, что я читаю запоем. - Знаю. - смеется Вера Ивановна.   А потом новая книга ,за ней другая…Какие карты, какие друзья! Все к черту! Читаю взахлеб! Спасла меня старая библиотекарша!                Карточки хлебные стали отоваривать в ларьке рядом с домом, появились огурцы, стал подкапывать картошку. Щи теперь стал варить из щавеля, картошки, морковки.… Бросил я базарную жизнь и всех друзей вместе с ней.  А осенью и мать-Никитична вернулась. И жизнь как-то наладилась. Позднее узнал, что Вера Ивановна
воспитывалась в Питерском институте благородных девиц. В Питере же и работала после революции библиотекарем. Пережила  там голод в Гражданскую войну, а в в блокаду Питера фашистами была эвакуирована в Рыбинск, где и продолжала работать в детской библиотеке почти до самой смерти. Это была высокообразованная, высококультурная, доброжелательная воспитательница детей, образец профессионала.. Я ей  очень многим обязан. Да и не я один. Светлый был человек, светлая ей память