Левиафан - это не моя жизнь. Запах женщины

Любовь Сушко
ЭТО  НЕ  МОЯ  И  НЕ НАША ЖИЗНЬ

Честное слово,   хотела поставить точку в  спорах о нашем  несчастном кино, но после двух десятков рецензий, очень разных, очень интересных, все-таки откладываю рукопись с романом о князе Дмитрии Донском и  снова возвращаюсь к кинематографу последних лет.

Вопросов было несколько, на них в рецензиях отвечала, но сейчас  хочется еще раз взглянуть на то, что в процессе общения выяснилось, где у нас бриллианты, а где стекляшки в самом массовом искусстве.

Признаюсь честно, я не знала до сегодняшнего дня, что министру культуры  фильм не понравился, конечно, это никак не повлияло бы на мое личное мнение, но то, что и он заметил нечто странное в фильме по личным ли наблюдениям или долгу службы показательно, тем более, он у нас сам писатель, знает о том, что творится и в литературе, и в кино лучше, чем другие чиновники, надеюсь, чувствует творческий процесс изнутри.
 
Но сам  факт, конечно, интересный, с его мнением  связывают те отрицательные рецензии, которые появляются. Но думаю, что у каждого из нас есть свое мнение и свое отношение к шедевру. Министры придут и уйдут, а фильм, книга, останется или нет – это уже  другой  вопрос. Многие склоны думать, что этот забудут, как только обсуждать перестанем.

На вопрос в рецензии о том самом современном фильме, который можно называть шедевром о современной жизни я лично застряла на «Ворошиловском стрелке» - вот где наша жизнь, ситуация, с которой может столкнуться каждый, и каждый должен принимать решение, как ему быть дальше. Там и правоохранительные наши органы, и наша беспомощность перед миром, и все как раз в той дозе и доле  правды,  когда не верить нельзя. Остается только подумать о том, что сделала бы я, окажись на месте героя М.Ульянова?

Выводы неутешительные в любом случае, и можно с уверенностью сказать, что  мало что изменилось в нашей жизни, со времени выхода фильма, а если изменилось  то не в лучшую сторону. И  в противопоставлении с «Городом Зеро», где все нереально, хотя и правдоподобно, здесь все как раз наоборот.

Но когда меня убеждают в том, что «Маленькая Вера» - это вся правда о моей и о вашей жизни, вот уж никак не могу согласиться. Специально посмотрела – фильм снят в 1988 году. Каждый может вспомнить этот год и сравнить со своей жизнью. И твердо могу сказать, что это не моя жизнь и не моих друзей точно.

У меня это был 4-й курс университета,  интереснейшая учеба, возвращенная литература – время, когда вышли книги  всех любимых поэтов серебряного века, и мы просто  торжествовали и наслаждались –вторая оттепель. Это были бесконечные диспуты с самыми яркими преподавателями, самая большая и светлая моя любовь, какой больше не было никогда. Никаких проблем дома не было и быть не могло. Мы путешествовали, открывали мир, это те самые московские  кухни с песнями под гитару, и самые лучшие в мире друзья.

Какой там кошмар и чернуха, кстати, через пару лет была интереснейшая работа в гимназии, где творились просто чудеса. И я должна согласиться с тем, что жила именно так, как маленькая  Вера, что у меня были такие же родственники и такое же желание покончить жизнь самоубийством? Да ничего такого в помине не было, и это подтвердят тысячи моих ровесников, которые были чуть постарше той самой Веры. Но мне говорят в ответ:

-Нет, у тебя склероз, ты заблуждаешься,  такая была жизнь и такая страна, и родители такие, и жить невозможно.

 В чем там правда, в том, что были и такие семьи и такие отношения, и так занимались сексом? Подозреваю, что такое могло быть в любой стране мира, но это не наша жизнь и не наша правда. Не были мы никогда маленькими Верами. Кстати, случайность ли, что Наталья Негода навсегда  уехала из страны после этого фильма, в ту самую Америку и больше не возвращалась.

Потом нам показывали «Интердевочку»  с  Яковлевой в главной роли, и тоже говорили: это наша жизнь, это наша реальность, мы все такие и такими навсегда останемся. Правда, тут уже все было не так однозначно, просто героиня выбрала такой странный путь, и понятно, куда это ее должно было завести, и завело.

Сегодня  дамы из Европы в первую очередь и не только из Европы, пытаются меня убедить в том, что  «Левиафан» - это символ России, это наша жизнь, вот именно такая и никакой другой у нас нет.

И снова приходится представить себя и своих друзей, родственников, которые подучили матерный язык, ну или стали на каждом шагу употреблять сплошные маты, чтобы соответствовать, пить из горла исключительно водку с утра до вечера ( подсчитала –моей зарплаты не хватит на полмесяца, если полностью соответствовать и еще закусывать, иначе просто загнусь) , но бог с ней, с водкой. Надо срочно растерять всех друзей и знакомых, которые еще есть,  бросить любимого  мужчину, а еще лучше у него на глазах изменить ему с его лучшим другом, так, чтобы совсем было как в жизни, вернее, как в фильме.
А что, вероятно, это возможно, если постараться...

Вот со всеми мэрами и священниками труднее связаться, но и тут можно что-то придумать, если не в храме танцевать, то  хотя бы что-то, и тогда будет совсем то, чего от нас добиваются, в контексте режиссера Звягинцева.

Девушки задают вопрос: - А что, так не бывает, всего этого нет в жизни?

Да есть вероятно, то там матерятся, то тут водку из горла пьют, хотя распивающих почти не вижу, но это было при любом строе, и самоубийства были, и наркотики, и водка, и вино, и женам, и мужьям изменяли.

Только  стоит ли это все собирать  в одном месте в одно время, делать из этого сначала сценарий, а потом фильм, и убеждать нас, что именно это и есть наша жизнь.

Вот Иван Сергеевич Тургенев каких девушек рисовал в своих произведениях, их не было еще в реальности, они появились потом, потому что хотелось стать такими, как он писал. А нас, если следовать этой логике,  творцы толкают как раз на обратный путь, стать хуже, значительно хуже, чем мы есть на самом деле.

Люди у нас доверчивые, они свято верят всему, что написано и снято, многие из них убедились в том, что они именно такие и есть, как герой Серебрякова, и такими останутся, раз фильм сняли, так и есть, не у нас, так в соседнем городе точно, ведь дыма без огня не бывает.

Но я бы лично всем этим легковерным людям показала совсем другой фильм – «Запах женщины»  лучше с Аль Пачино в главной роли. Французский вариант мне нравится меньше.

Вот перед вами человек, который потерял значительно больше, чем  наш герой, преданный близкими, с очень непростым характером, но он живой, настоящий и очень сильный.

Даже это последнее путешествие, когда он решает уйти из жизни, какое яркое и неповторимое : танго с прекрасно девушкой, вождение машины, когда он обманывает полицейского и тот  верит, что он видит, то как он повлиял на этого молодого парня, и как остановился у последней черты.

И наконец, эта тяга к прекрасной женщине, которую он даже увидеть не может, только чувствует, но он останется жить. Прекрасная женщина и сама жизнь, не такая уж простая, его спасают, а не добивают окончательно. У нас же в фильме та  самая женщина, которая одна может спасти героя, непонятно почему  в тот самый момент решает ему изменить с его лучшим другом: сейчас и с другом, а по-другому никак сюжетную линию не построить, чтобы уже ложка меда в бочке с дегтем  только и осталось.  И тут же на разные голоса будут повторять особенно впечатлительные особы: а это и есть наша жизнь. Это у них там женщины спасают, а у нас они губят, изменяют, предают.

Только сейчас поняла, самое страшное, что сотворил знаменитый режиссер, это как он поиздевался над  женским образом. Думаете случайно?

 А еще Некрасов  в поэме своей писал, о том, что вся Россия  пьет, но пока женщина трезвая- все держится на ее плечах. Раз женщина у нас превратилась в гулящую и безголовую, это крах. Хорошо, что она только на экране превратилась, потому что  в жизни таких единицы. Они не делают погоду в России. Более того, иностранцы готовы жениться на наших женщинах именно потому что мы не такие, как у Звягинцева..

  Когда  награждают "Запах женщины"  Золотым глобусом за Лучший фильм (драма), Лучшая мужская роль (драма) (Аль Пачино) Лучший сценарий  -почему-то вообще никаких  вопросов не возникает, и когда  актер получает Оскара за лучшую мужскую роль, сомнений в их объективности никаких. Ведь прошло 12 лет со дня его выхода, смотрю практически каждый год, знаю каждый эпизод, и очень хочу станцевать со слепым полковником, проехаться с ним по улице, когда он за рулем, еще раз пережить этот драйв и убедиться в том, что он остался жив, что он прошел  этот тяжкий путь..

А когда о нашем говорят, что  смотреть его во второй раз не будут, как и «Маленькую Веру», это же совершенно понятно, ну не мазохисты мы, и не наша это жизнь, и никогда она нашей не станет. А если даже стала бы, то мне нужен такой фильм, как «Запах женщины», чтобы поверить в то, что  еще не вечер, что жизнь прекрасна и, несмотря на все дикие трудности и беды,  мы все это одолеем, мы сможем отойти от края пропасти и станцевать свой танец с упоением назло всем бедам и отойти от края пропасти...

Если это не так в нашем искусстве, тогда зачем оно нужно, кому оно служит? Стоит ли к нему обращаться, если оно не оставляет никакой надежды?

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Еще одно наблюдение, связанное в первую очередь с бандитскими сериалами: если раньше, не так давно, мы открыли для себя истину, что у нас есть оборотни в погонах, то сегодня мы уже удивляемся тому, что есть порядочные, нормальные милиционеры ( полицейские). А Вы знаете сколько их погибло на боевом посту, сколько совершило подвиги, или вас только оборотни интересуют...

И вопрос на засыпку, почему те же американцы не допустили бы, чтобы к их полицейским, их армии кинематографисты относились так, как мы к своим? Может в этом корень зла и вседозволенности в кино, которое формирует наше отношение к миру?