Время Александра Часть I

Валерий Камаев
(Интермедия в трёх частях)

Детство

Над кипарисовой рощей взошёл яркий ранний Гелиос. Так думали греки. Дело было в Македонии. Именно в тенистой роще среди кипарисов и прогуливались двое: философ Аристотель и юный царь Александр.
— Доброе утро! — приветствовал философ своего ученика.
Вместо ответа Александр слегка кивнул головой и протянул руку. Философ крепко пожал её.
— О чём поговорим сегодня.
— Мне бы хотелось знать, учитель, что есть время?
— Ты говоришь о Хроносе, Царь?
Александр лишь слегка кивнул головой в знак согласия.
— Время есть часть пространства, оно же содержит в себе сферы, которыми управляют боги.
— А что там за горизонтом?
Философ на минуту задумался.
— Там страны и народы, которые угнетают персы. Когда-то и я пришёл в Македонию один, спасаясь от них.
— Значит, у тебя была жена и сын?
— У меня была семья: жена Эвклада и сын Поликрит. Ему было три года, он был почти ребёнком. Туда, где я жил нагрянули персы, и я остался один.
— А что там за персидской державой?
— Там высокие горы, через которые не пройдёт никто: ни человек, ни зверь, ни бессмертный. После этого открывается пустыня. Где она кончается, я не знаю, но после этого открывается океан. Великий океан.
— А что потом?
— После, Александр, открывается благословенная земля. Люди там как в раю и они подобны богам, ибо постигли знание сферы, поэтому они всегда веселы и улыбаются.
«А что нужно, чтобы пройти весь мир до края земли?»
— Запомни, Царь, в битве будь всегда впереди, старайся жить с покорёнными народами в мире. Перенимай привычки покорённых народов и, самое главное, будь великодушен к ним. Контролируй своё время, не позволяй гневу застилать свои глаза, ибо ты царь и как поступишь ты, так поступят и другие, что пойдут за тобой. Люби себя в пространстве и пространство в себе. Не разрушай то, что разрушено и сохраняй только свою форму. Будь великодушен, и ты сможешь сделать многое. Я в это верю, ибо ты мой лучший ученик. Я верю, что тебя ждут великие дела».
Тут к беседующим подошла ещё одна фигура. То была царица Олимпиада. Она была черноволоса, высока, стройна и имела ту внутреннюю силу, которую унаследовал и её сын. Это была сила магнетизма подчинения.
— О чём беседуешь, о, великий Аристотель, да ещё в столь ранний час с моим сыном?
— О пространстве и времени и великой цели гармонии.
— Хорошо, оставь нас.
— Как будет угодно тебе, о, Олимпиада.
Аристотель ушёл. Юный Александр бросил в его сторону пронзительный взгляд. В этом взгляде было всё то, что из мальчика Александра сделает потом Александра — царя. Всё это будет потом, впереди. Время идёт. Время Александра.