Юрий Соломкин - новая выставка в ВОКГ

Анастасия Нуриджанян
Два месяца зимы вологжане имели возможность посетить в Центральном выставочном зале областной картинной галереи новую выставку Вологодского художника Юрия Соломкина, который с  1991 года является членом Союза художников России, а с 1995 года – членом международной общественной организации художников «Солнечный квадрат».
Автор пишет с тонким размахом, в технике масляной и темперной живописи. Его полотна производят неоднозначное впечатление на зрителя. Картины Юрия Соломкина – это, скорее, воплощение его ассоциативного восприятия мира; его видение явлений, казалось бы, насущных, выливается в его полотнах в искры, всплески эмоций, с некоим налетом психоделики. И правда, сам художник на вопрос, откуда берутся образы – смеется и отсылает к последователям фрейдизма. Одна из его знаменитых картин - "Желтый звук" представляет из себя расплесканный темный фон с почти черным стулом по центру и двумя сидящими женскими силуэтами - вдали и подле этого стула. Единственное яркое пятно в этой картине - длинный желтый кубок, стоящий на стуле просто приковывает к себе внимание. Женские силуэты в картинах Соломкина если не выставлены на всеобщее обозрение, то проглядываются на заднем плане, а, иногда даже в фоне работы. Например, в работе "Геометрия" за натюрмортом с конусом, шаром, призмой и бокалом, который, казалось бы и без того завершен - поставлена женщина в широкой шляпе. И женщина эта ухмыляется в лицо зрителю, словно она проходила мимо работающего художника и нахулиганила - оставила недопитый бокал прямо на постановке.
Создается впечатление, что единственная реальность, существующая для Соломкина – это мир его собственных фантазий. И, действительно, смотришь на его работы и не понимаешь, где кончаются реальные персонажи и начинаются вымышленные герои. Воображение художника, красками сбрызнутое на холсты, переносит нас из родной и морозной Вологды то в яркий и томный Восток, то в горячую и страстную Африку.
Сюжеты, используемые художником, узнаваемы. Но не стоит забывать что за каждым, даже узнаваемым «библейским», «глянцевым», «восточным» и даже «эротическим» мотивами, которые используются довольно широко в современном изобразительном искусстве, стоит что-то сугубо индивидуальное.
Сам художник о своем творчестве говорит следующее: «Живопись – один из инструментов познания мира и себя самого. У меня нет жизненного девиза как такового, но мне близки слова художника и графика конца ХIХ – начала XX веков Пауля Клее: «Искусство не воспроизводит видимое, но делает видимым то, что не всегда таковым является».