Где ночуют птицы

Рустам Тухватуллин
ГДЕ НОЧУЮТ ПТИЦЫ.
Когда вчера пришел с работы, шел уже седьмой час, было темно, на улице холодно – минус двадцать пять градусов с ветерком. На работе весь день сидел, требовалось размяться, намотать километраж. Но холодно. Но надо. Раз надо, решил заодно изучить, где же ночуют птицы в такой холод. Взял фотоаппарат и пошел. Изучать. Сначала обошел городской парк, и, странно – ни одной птицы не увидел. А ведь еще три года назад на самых высоких деревьях парка ночевали галки. Я это хорошо помню, ведь целый год я ходил на работу и с работы через парк. Пошел в другой парк – на каскаде прудов между ЗАГС-ом и центральной мечетью. Когда-то давным-давно, более тридцати лет назад, мы, заводчане-Радиоприборовцы, высаживали деревья на месте будущего парка, ухаживали за ними и убирали эту территорию. А наш начальник службы охраны уважаемый фронтовик Шагит Лутфуллинович Гарифуллин в свое время привез из Казани списанный пассажирский самолет, наш завод установил его на постаменте в этом парке. Много лет этот самолет был украшением города, пока его не сожгли хулиганы. Много воды утекло с той поры. Деревья, которые мы сажали, выросли большими-большими. Нефтяники построили и обустроили великолепный каскад прудов. Уважаемый Шагит Лутфуллинович получил в этом году ко Дню Победы поздравление за личной подписью Путина. А грачи и вороны облюбовали выросшие деревья местом своей ночевки. Их здесь ночует очень много – не сотни птиц, а многие тысячи и тысячи. Когда я пришел в парк, птицы еще не утихомирились, галки озабоченно галдели, то и дело перелетая с одного на другое дерево, вороны изредка громко каркали, пытаясь призвать к порядку суетливых галдящих галок. Белый густой дым из труб городской котельной шел именно в направлении парка, поэтому мне удалось пофотографировать на этом белом, отражающем свет фонарей, фоне всю это галдящую, каркающую братию. Сфотографировал я и узкий полумесяц-серп луны на фоне минаретов мечети. Кстати, на следующее утро я опять прошелся по этим местам, и ни одной галки, ни одной вороны на деревьях парка не увидел. Они разлетелись по городским дворам в поисках пищи. А на земле под деревьями на снегу лежали продукты жизнедеятельности этих многотысячных птиц, а также обломанные веточки. Кстати, на рукаве своей куртки и на фотоаппарате я тоже обнаружил высохшие продукты жизнедеятельности этих галок. Прицельно метили птицы. Хорошо. Хорошо, что в рот не попали. Хорошо, что в объектив фотоаппарата не попали. Хорошо, что коровы не летают. Днем только немногочисленные синички и воробьи кормились из развешанных кормушек. Кстати, я знаю еще одно место ночевки галок. Это в пойме реки Зай, левее городского ипподрома, в густых прибрежных зарослях. Когда я работал в лесу на горе, каждый раз, идя в темноте на работу, я хорошо видел эти многотысячные стаи галок и их мерный мощный галдеж. Мне еще интересно выяснить, куда исчезают утки из каскада прудов, ведь их количество заметно уменьшилось за неделю. Также интересно узнать, куда улетают чайки. Есть предположение, что и утки, и чайки зимуют на незамерзающем водохранилище Заинского ГРЭС. Все лень съездить туда.