Новый взгляд человека, посетившего родные места

Елена Куликова 2
               Новый взгляд человека, посетившего родные места.

   Сподобил Господь проехать по дорогам центральной России и из окна автомобиля увидеть ширь полей, пересеченных холмами и оврагами. Простор земли по обе стороны дороги разукрашен то мягким теплым золотом зрелых хлебов, то яркой зеленью кукурузы, то веселенькими желтыми шляпками  подсолнечника. Вдаль до самого горизонта разноцветными латками, словно лоскутным одеялом, покрыта земля. Оживляют картину лесопосадки, белые горки, яры, подчас собравшие в себе озерца. После сдавленности и кучности мегаполиса, после сутолоки и шумихи городской душа плавно разворачиваетскя, словно крылья большой птицы, и замирает в лицезрении. От горизонта вверх куполом голубеет бездонная глубь чистого неба. А вот перед глазами, окнами души, другая картина: висят кипы белых облаков.

   Широка душа человека, живущего в этих местах, если, конечно, умеет он поднять взор свой от земного к небесному, из-под ног - к горнему миру, от забот плотских - к лицезрению Богом данного мира.

   Позднее приходит удивление: отку­да вдрут в сердце любовь к знакомому, но такому новому степному краю? Что изменилось? Я ли? Или земля стала другой, новой?Видимо, и то, и другое. Кроме незримого, неосязаемого впечатления от веяния нового духа земли, есть и вещественные приметы, и рукотворные оселки изменений. Другая культура: чистота вдоль дорог, бегушие ряды выбеленных стволов в посадках. Другая вера: кресты встре­чают нас у входа в города и селения, много новых храмов поднялось, или восстановлены сохранившиеся. Дух Православной веры меняет нас. И те­перь уже, проезжая мимо памятников, установленных над братскими моги­лами времен Великой Отечественной войны, невозможно остаться безучастным, приходит молитва: "Господи! Упокой души усопших раб Твоих, жиз­ни свои за Отечество положивших! Вечная память и вечный покой!"

   Многих забрала война. А как жили и живут вернувшиеся с фронтов? Мы, родившиеся в мирное время, проявляли ли интерес к жизни отцов, понимали ли боль их? Вряд ли. Жизни их - история. Так вспомним же сейчас животрепещущие эпизоды и поделимся, впишем их в летопись нашего края, России.

   Вот всплывает в памяти картина. Отец сидит на уголке диваны весь собранный,  сосредоточенный. На экране телевизора кадры военной хроники времен Великой Отечествен­ной. Отец плачет и не стыдится слез, он не видит никого и ничего вокруг, он там, в том времени, на том месте, которое запечатлела камера, он сострадает тем, кто переживает ужас войны, боли, страдания, смерти.
У незрелой детской души слезы отца вызывают удивление, а изобра­жение на зкране - только картинка. Еще не страдавшее сердце  холодно к чужой боли.
Вот другое наблюдение. Входит в комнату дядя, садится, долго расстегивает ремни, снимает протез с ноги. Мор­щась, разматывает тряпицу, отдирает от культи. Культяпка стерта до крови. После мало что-то меняющей опера­ции, перематывания тряпицы, протез, тяжелый   и  мучительно неудобный, вновь водружается на ногу... Надо продолжать работу, еще полдня впереди. И не только в колхозе, но и дома скот, хозяйство требует заботы и рук.

   Слава Богу! Вспомнили ветеранов: "Каждому автомобиль". Как выжи­вали отцы и деды ветераны? Многие забывались пьянством. Что же оста­ется, когда кроме беспросветного тру­да и боли, еще и душа саднит? Один богослов сказал, что "душа по приро­де - христианка", но истинную веру запретили, храмы закрыли, "мозги промыли". А вот душу не обманешь. Она болит, ищет утоления духовной жажды и не находит. Заливалась боль души во хмелю... Кто на себя возьмет смелость осуждать и винить. Слаб че­ловек без веры.

   Новая поросль поднялась. Праба­бушки, прадедушки ушли в мир иной. Бабушки и дедушки, родившиеся и безбожное время, очень хромают в вопросах веры. Родители по уши в ра­боте, в добывании средств на хлеб насущный, на средство передвижения, евроремонт, обучение детей.   
   
   В иных краях мудрые люди, если зайдет разговор о Белгородской шко­ле, живо откликаются: 'Там хорошо. Там Савченко." А вот и встреча с ним, с Е. С. Савченко. Присутствуя при ос­вящении нового храма, посвященного Архангелу Михаилу, в селе Голубино, я никак не ожидала увидеть там его лицо среди людей, плотно наполнявших церковь.|Никаких почестей губернатору, он молится вместе со всеми. После Бо­жественной Литургии во время торжественной передачи храма и колоколов Русский Православной Церкви слово Евгения Степановича просто и кратко. Речь его о том, что главная наша задача - воспитание, и, в первую очередь, - ду­ховное воспитание детей и молодежи.

   Дай Бог, чтобы это великое и важ­ное дело не было сведено к формализ­му и некомпетентности, ибо правиль­но преподнести детям культурные ценности русского народа может только любящий и хорошо знающий свое дело профессионал. В против­ном случае может быть только вред.
   Будем надеяться, Господь управит к лучшему.
30 августа 2008 года                Е.К.