Исторические имена мстят

Историк Владимир Махнач
Фонозапись и статья 2001 года.

И Слово плоть бысть (Е;ангеліе отъ Іоанна 1:14)

Сегодня, братья и сестры, мы поговорим об исторических названиях, исторических именах, ибо если мы небрежно пользуемся ими, они нам мстят, и мстят жестко.

Люди тысячелетиями ответственно относились к слову. Неосторожно произнесенное слово в иные эпохи приводило к смертельному поединку. Неверность данному слову вызывала войну или, во всяком случае, навлекала на неверного позор, тем больший позор, если неверный слову был воином, аристократом, начальником, и неизгладимый позор, если жрецом или государем.

Знаменитый русский философ протоиерей Сергей Булгаков полагал, что каждое слово обладает софийностью, то есть определяет сущность того, что называет, что именует. Древние египтяне рассказывали, как бог Птах творил вселенную: он называл различные вещи, и вещи возникали. А св. апостол Иоанн Богослов открыл нам, что Слово есть Имя Божие.

Если небезопасно даже простое слово, то сколько же опасностей таит имя! Многие народы скрывали подлинные имена, полагая, что знающий имя человека имеет над ним власть. Для тех же египтян подлинное имя было одной из сущностей человека, если хотите, частью его души. Желая изменить сущность, изменяли имя. Отпущенный на волю римский раб принимал родовое имя своего бывшего господина. После людоедского восстания самозваного «мессии» Бар-Кохбы в Палестине император Элий Адриан упразднил имя Иерусалим, назвав город Элиа Капитолина. И даже на Первом Вселенском соборе 325 года не было епископа Иерусалимского, был епископ Элийский. Только Константин Великий, император-христианин, вернул имя Иерусалиму. Задумайтесь, одно дело Константинополь — величайший христианский город, и совсем другое дело — турецкий «Стамбул». Одно дело — Таврия, совсем противоположное — «Крым».

Таврия, Таврика, Таврида. За тысячелетия кто только не побывал на прославленной земле: тавры и киммерийцы, скифы и сарматы, древние греки и греки византийские, римляне и понтийцы Митридата, готы и армяне... Славяне и русы жили в Северном Причерноморье повсюду, по крайней мере с I века нашей эры, жили столько, сколько известны в исторических документах. И хотя большую часть времени славяне жили в чужих государствах, они оставили свои имена. Эллинизированный сарматский Боспор звался по-русски Корчев (ныне Керчь). Славянское имя греческой Сугдеи — Сурож, теперь зачем-то по-татарски — «Судак». В 966 году местные русы открыли князю Святославу ворота оккупированной хазарами Тмутаракани. В 988 году местные соплеменники открыли св. Владимиру не только путь ко взятию Корсуни (Херсонеса — нашего Севастополя!), но и путь ко крещению. В Таврии первых славян крестил апостол Андрей Первозванный, и в Таврии же Русь крестилась окончательно и бесповоротно!

На тринадцать столетий позже на Таврической земле появились первые татары. Жили они в северо-восточной части полуострова, звали свое ханство «Крымским» по столице в городке Крым (ныне поселок Старый Крым). Вся же земля так и оставалась Таврикой. И только с XVI века, после разрушения турками в 1475 году последних христианских владений, полуостров постепенно начинают называть «Крымом». Но нам-то что за дело до того? Иноземцы тоже в XVI веке называли Россию «Московией», но русские так не говорили. Когда в 1783 году Российская империя упразднила, наконец, Крымское ханство, в исторические документы вернулось историческое имя — Таврическая губерния, Таврическая епархия, светлейший князь Потемкин-Таврический. Бездумно, а то и безумно бросаем слова. Помните, когда мы говорим о Таврии, речь идет о месте Крещения Руси, о корнях русской православной культуры, о земле, общей для всех русских: и великорусов, и украинцев, и белорусов, и подкарпатских русинов, и донских казаков. Если же покорно сохраняем чужое и чуждое имя «Крым», как на картах, так и, что хуже, на языке, то внутренне признаем права на эту русскую землю поздних мигрантов, триста лет угонявших наших предков на невольничьи рынки. Смотрите, как бы до новых рынков не «доназываться»!

Созидая великую Россию, наши предки также терпимо относились к аборигенным названиям, как и к самим аборигенам. Увеличивали Русскую землю по большей части мирно, а иногда и по доброй воле местного, нерусского населения. Так остались на карте и Казань, и Астрахань. Получили аборигенные имена города русского заложения Акмолинск, Тюмень, Якутск. Между тем, русские появились на территории будущей Якутии в XVI веке, а якуты — в XVII. Реки и озера вообще не переименовывали, образовывали от их имен русские названия: Томск, Енисейск, Верхнеудинск. Даже Москва и Можайск — топонимы неславянского происхождения. И русским вовсе не было от этого неуютно, а тем, кто жил до них, видимо, было уютнее. Сравните эту манеру с поведением испанцев в Южной Америке, французов — в Северной Америке, англичан — в Австралии и Новой Зеландии.

Революция, стремясь изменить сущность России, осатанело набросилась на имена. Даже само гордое имя страны заменили ничего не значащей аббревиатурой «СССР». Где находится такое государство? На Марсе?! Наши несчастные города поначалу либо получали клички большевицких «праведников», прости Господи: «Сталинабад», «Ульяновск», «Троцк» (Не знаете? А так называли Гатчину), «Карллибкнехтовск» (Это же выговорить невозможно!), либо получали случайные прозвища с корнем «красный», Так, Верхнеудинск превратился в «Улан-Удэ», Белоцарск (Как красиво!) назвали «Кизилом». Был Царевококшайск — стал «Краснококшайск», лишь много позже сочинили искусственное название «Йошкар-Ола». Заметьте, убивали почти исключительно русские имена.

Позднее начали сочинять советские названия из корней местных наречий. Город Усть-Сысольск известен с XV века, основан новгородцами. И почему же он в 1930 году превратился в «Сыктывкар»? Город Обдорск (от Оби), основанный в 1595 году, в 1933 году переименован в «Салехард». А ведь Обдорская земля известна еще раньше, «правитель Обдорский» — один из титулов Русского государя.

Самое ужасное, что мы забываем исторические топонимы, хотя должны были бы знать их с младенчества, наплевав на все усилия советской школы. Автору этой передачи, мне многогрешному, довелось однажды задать вопрос очень сильной, заинтересованной аудитории: «Кто помнит историческое название Махачкалы?» Никто из трехсот слушателей! «А кто хотя бы знает, что Махачкала — новое название?» Тот же результат. Так вот, это город русского заложения, называется он Петровск-Порт, а «Махач» — кличка красного разбойничка Дахадаева. Разве удивительно, что на фоне нашего поведения Назарбаев осмелился переименовать Гурьев в «Атырау»? Город основан ярославскими купцами братьями Гурьевыми в XVII столетии. Если так легко все забываете, то, зайдя в русский ресторан, закажите там «атыраускую кашу»!

Самое пакостное, что в подобном духе воспитывают детей. И не в каком-нибудь «независимом Казахстане», а в школах Российской Федерации. Раскройте стандартный учебник Зырянова для 9-го класса по русской истории XIX века. На форзацах видим карты Российской империи: на переднем — середины прошлого столетия, и на заднем, соответственно, его конца. Вполне естественно, что на картах нет Ленинграда, Ульяновска, Кирова, но загадочным образом обнаруживаются: Вильнюс вместо Вильны, Тбилиси вместо Тифлиса, Таллин вместо Ревеля. Видимо, по мнению издателей и министерства образования названия «Горький» или «Калинин» придумали революционеры, а топонимы «Тарту» или «Таллин» — не революционеры, а некто неведомый и неведомо когда. На учебных картах изменяют имена, снова желая изменить сущность, изменить сущность России, сущность нашей истории, суть нашего мышления. И то только города, с ними революционерам приходится идти на наглую фальсификацию. А вот названия исторических земель можно просто истребить, изъять с карт, из учебников, справочников, энциклопедий, что революционеры и сделали. Ну как же можно нашим нынешним чиновникам и журналистам применять историческое название Новороссия? Ведь тогда всем станет ясно, что историческая Украина никогда не имела выхода к морю, ибо там, у моря — Новороссия. Как можно называть своим именем Семиречье, если Верный, центр Семиреченского казачьего войска, переименован в «Алма-Ату», а затем и в «Алматы»? Как рассказывать о землях Всевеликого Войска Донского, если они включают и Донбасс? И Латгалия должна исчезнуть, ибо она часть отнюдь не Латвии, а вовсе даже наоборот — Витебской губернии. И Бессарабия не нужна, и Холмщина, которую Сталин подарил полякам.

Вдумайтесь, какое внутреннее ощущение создает одна и та же информация в следующих двух вариантах: «Русская армия рассеяла вооруженные банды, вторгшиеся в область Терского казачьего войска», и «Федеральные войска ведут войну в Чечне». А ведь нету никакой исторической Чечни между Тереком и Сунжей. Меняя имена, меняем сущность.

Странно мы, однако, себя ведем. Ну, еще в «Союзе нерушимом» как-то можно было объяснить, почему мы калечим русский язык, произнося топонимы на литовский или грузинский манер. Менее понятно было появление перестроечных «Ашгабата» или «Таллинна» с большим количеством «н», который до недавнего времени мелькал на экране телевизора. И уж совсем нелепо сохранять нерусские названия для территорий теперь как бы зарубежных государств, когда есть русские названия. Братья и сестры, а мы, между прочим, Лондон не по-английски произносим и Рим — не по-итальянски. Кстати, Рим женского рода в итальянском языке. И во французском имени французской столицы нету буквы «ж». Так неужели неисторическая Эстония весомее Франции?

А вот другие народы ведут себя иначе. На немецкой карте всегда в подобной ситуации будут два названия: Бреслау (Вроцлав), Данциг (Гданьск), Кенигсберг (Калининград). И поляки Львов никогда не именовали Лембергом. Давно пора и нам писать: Юрьев (Тарту) и Ругодив (Нарва), ибо оба они русские города XII столетия. И Двинск должен вернуться, и Верный. И то на современной политической карте. А на исторических картах вообще имеют право на существование только исторические имена. И если кто-то в министерстве образования желает изменить сущность, то мы должны вымарывать фальсификации прямо в школьных учебниках, причем вместе с ребятами (лучше запомнят), прямо посреди класса: «Этот учебник вам, ребятки, врет!»

Всем нам, особенно высшей церковной иерархии, должно быть стыдно и за названия епархий, за титулы наших архиереев. Ну что это за епископ «Ульяновский», «Кировский», «Краснодарский», «Алма-атинский»? Ну, слава Богу, уже не «Свердловский». Греческие земли, между прочим, были полностью оккупированы четыреста лет, но греческий патриарх не назывался «Стамбульским». Он по-прежнему носит титул «Архиепископ Константинополя — Нового Рима и Вселенский патриарх». И Антиохийский патриарх носит свой, заметьте, апостольский титул, хотя уже несколько столетий вынужден пребывать в Дамаске, а не в оккупированной турками Антиохии.

Наше право и наш долг в отношении исторических имен совпадают. Нужно только помнить, что бесспорными для всех они станут, когда Санкт-Петербург освободится из плена в «Ленинградской области», а Екатеринбург — в «Свердловской». Когда вместо косноязычного «Тутаева» мы вновь увидим эпический Романов-Борисоглебск, а на месте постыдных «Тольяттей» засияет прекрасное имя Ставрополь-Волжский, то есть Город креста на Волге! Когда с лица наших улиц смоет непроизносимых «Либкнехтов», «Цеткин», «Урицких» и «Володарских», а неповторимая псковская Званица (нету больше такой улицы в Русской земле) избавится от имени Леона Поземского (кстати, не псковича даже). А если вас станут стращать дороговизной восстановления имен, советуем ответить вопросом: «А ты-то сам родился в нашем городе? Или ты мигрант, не имеющий права голоса?».

Братья и сестры, одна мысль давно не дает мне покоя: посмел бы бандит Басаев бесчинствовать в «Буденновске», если бы город продолжал носить свое славное и праведное имя Святой Крест?