Роды на дому

Инесса Баскина
Сегодня младшему сыну восемь лет. Утро хмурое. Настроение у меня "слёзки на колёсках". Припухшие глаза выдают ночную бессонницу. В эту ночь с девятого на десятое апреля я с 1994 года никогда не могла спать крепко. Каждый раз пытаюсь вспомнить всё до мелочей. И каждый раз вспоминается всё. Ничто, связанное с этой ночью, не забудется уже никогда. Я родила второго сына. Дома. Хотя домом это назвать нельзя. Мы тогда молодой семьёй жили в школе, в служебном помещении, в проходной комнате по соседству с чужой бабушкой. Я фанатично закалялась  с детьми по системе П.И.Иванова, муж поддерживал, но над собой не экспериментировал. Муж вообще во многом меня поддерживал и помогал, но сам занимал стороннюю позицию, хотя всегда был рядом, а это много значит. В эту ночь у меня начались схватки. То, что я буду рожать дома, я решила ещё тогда, когда выписывалась из роддома с первенцем. Я даже не взглянула на роддом сентиментальным взглядом, я до сих пор чешусь при воспоминаниях о государственных родах. Может кому-то повезло больше, но мне хотелось, снова доверять больницам. Не было никакой физической боли, только душевная боль и ощущение, не женщина, а тело, которое всем мешает и всё время что-то просит.
 Я – женщина. И всё в моих руках. Я не боялась вторых родов, их боялись окружающие. Все отговаривали меня от экспериментов, лишь отец улыбался и кивал головой: «Мол, давай, дочка, давай, я мысленно с тобой, я доверяю». Кто был в сложных ситуациях, знает, что, даже если весь мир против,  доверие самого любимого человека даёт столько сил, что ты можешь этот мир и перевернуть. Я живу от подвига до поступка и наооборот. Только так. Я решила рожать дома. Приехала мама, чтобы в последний момент вызвать скорую. Схватки длились неделю. И каждый раз - "ложная тревога". Все к этому привыкли, и, когда я в очередной раз взяла матрац и ушла с мужем на кухню, это воспринималось как "сейчас пройдёт". А я рожала. Память от первых родов была свежа, и я помнила всё о схватках, о дыхании, об околоплодных водах. Схватки участились, я терпела и не отвлекала мужа, который увлёкся чтением журнала. Мама и полуторагодовалый сын спали в проходной комнате. Я оберегала их покой и стоически терпела схватки. Я помню, как по миллиметру ребёнок выползал. Там внутри. Я старалась всё запомнить. Врачей рядом нет, никто не подскажет и не поможет. И не надо. Уже поздно что-то менять. Если я сейчас отправлю мужа на улицу к телефону-автомату, он опоздает к родам. Будить маму не буду, она родила и вырастила четверых своих детей, пусть спит. Часы показывали четыре утра.
Я не ходила в женскую консультацию, там всё равно не дают никаких консультаций. Там интересуются весом, объёмом, платёжеспособностью. Я с первенцем фанатично посещала все приёмы и лекции. Я была открыта для знаний. И что? Дышать во время родов меня научила старшая родная сестра, а постовая медицинская сестра не успела оказать мне помощь, потому что ей в ординаторской оказывал сексуальную помощь доктор. После первой беременности я ходила с чувством вины перед всеми докторами и медсестрами, даже санитарок я напрягла своими родами. Ухаживать за своим послеродовым телом вообще никто не учил. А те приспособления для помывки, побривки и обработки, которые предлагает больница, учат ненавидеть себя как женщину. Я ещё благосклонно относилась к педиатрам в роддоме, но после того, как моё сцеженное молоко скормили близнецам, а моего сына покормили смесью, которая дала аллергию, я могла доверять только себе. Выписалась я с маститом болью в спине, голове, душе. У сына - аллергия на смесь, дисбактериоз, пупочная грыжа, внутричерепное давление и ещё куча каких-то слов, с вердиктом "патология беременности". Больше никого не напрягу, ни беременностью, ни патологией. Со второй беременностью я встала на учёт в семь месяцев по двум причинам. Нужно было уходить с работы в декретный отпуск, а для этого нужны некоторые документы, и нужно было подтвердить факт беременности, чтобы не было осложнений при оформлении документов для новорождённого ребёнка. На воспитательные лекции медперсонала я не обращала внимания, на двадцатой минуте они выписали мне все документы и отпустили восвояси. Попросили потом сообщить, кто родится. А заведующая мудро посоветовала, если что, приезжать в роддом, можно без анализов и документов, но приезжать. И улыбнулась. Эта была единственная медицинская улыбка за обе беременности.
Муж совсем расслабился. Надо отрывать его от чтива и приобщать к действу. Дальше начались указания.
Помой руки.
Сядь напротив.
Как только молодой папаша уселся между ног, на него прям оттуда хлынула вода. Не успев обтереться, муж уже протягивал руки к чёрной головке. Мне нельзя было расслабляться. Я должна руководить процессом. После того, как вылезла головка малыша, я могла позволить себе тридцатисекундный отдых. Но его не мог позволить мой муж. Он не знал, что ребёнок выходит по частям, и, увидев только головку, только  вымолвил: "Пожалуйста, постарайся родить всего". Я выдавила наше счастье целиком на родные мужские руки. И дала себе пятисекундный отдых под «мяуканье» младенца. Уложив ребёнка на грудь и укрыв его простынкой, я была счастлива. Когда мы укладывали малыша, всё-таки поинтересовались полом. Мальчик. Но было настолько всё равно, что мой муж сказал: "Лишь бы не двойня, если полезет второй, я этого не вынесу". Мама не смела входить, пока не позовут. Мы позвали её в четыре часа десять минут, и я отчего-то ляпнула: "Мама, знакомься, это – Данилка". Откуда всплыло это имя, непонятно.
Мама схватилась за тряпку лишь бы не встречаться со мной глазами и не выдать тревогу. Дальше было проще. Отошла плацента, что опять-таки напугало моего супруга. Он по незнанию решил, что из меня выходит печень, почки и всё, что может находиться у женщины внутри. Но об этом он рассказал мне позже. А тогда всё сложил в пакетики и выбросил. Я потом очень смеялась над желанием мужа оставить меня без жизненно важных органов, ведь он же всё выбросил. А он был безумно горд собой, ведь без внутренностей я не смогу ему устроить "праздник третьих родов". Воистину, стресс делает человека иным.
Мамуля корректно спросила, что же теперь делать с пуповиной. Сначала, я подождала, пока кровь от плаценты отступит по пуповине к ребёнку. Надо заметить, что на пуповине был тугой узел, который мешал ребёнку дышать, и последствия могли быть ужасными, но ужасными они могли быть и в больнице. Я перерезала пуповину пополам. Из пореза выделилась капелька крови. Она была единственная за все роды, больше крови не было. Ещё полчаса понадобилось для того, чтобы пуповина окончательно побелела, а значит, вся кровь вернулась к ребёнку. Мы тупыми ножницами оставили сантиметровый хвостик пуповинки, который у нас на глазах стал закручиваться, а через три дня обрубочек и вовсе отпал без всякой обработки.
Данилка родился в "маргариновой" смазке, которую мы долго не могли отмыть. Но облить холодной водой успели сразу после родов. Не поверите, ему понравилось. Я и сама облилась. Потом помылась в ванной. Взвешивали ребёнка смешным способом. Запеленали, уложили, как котёнка, в сумку и прикрепили к безмену. Вместе с сумкой тельце тянуло на два с полтиной. Но я, зажмурив глаза, громко произнесла: – «Три с половиной». Это были наши два с полтиной килограмма, и я не собиралась отдавать докторам крохотное чудо.
Около шести утра я уже кормила малыша и засыпала. Рядом спал старший сын. А на кухне суетились любимые люди. Свежая родная постель, атмосфера счастья и покоя не давали образоваться маститу. Спокойная и довольная мать, не давала ребёнку причин для болезней. Гордый отец носился с оформлением документов на ребёнка. А бабушка ещё три месяца не могла прийти в себя. И когда её просили рассказать, как всё было, она вздыхала, открывала рот и начинала всхлипывать. Рюмка водки успокаивала, но рассказа не получалось. Она тоже хотела бы родить дома рядом с любимыми, но она рожала в советском роддоме с очередью в предродовую палату и с потоком кормления. С голым ребёночком было принято знакомиться только дома. Радости секса полагалось закончит в момент зачатия и возобновить только через два месяца после родов. Зря доктора переживали, после психологических и физических травм родового периода без реабилитации многие женщины не подпускали к себе мужчин годами.
Врача мы позвали на шестой (!) день после родов. Этой недели мне хватило, чтобы установить дома психологический комфорт, подрастить ребёнка, отправить маму домой и принимать у себя гостей. Все были рады за нас.
Сегодня ситуация с родами другая. Есть выбор. Я не знаю, как будут проходить мои третьи роды, если они вообще состоятся. Но то, что ощутили мы с мужем во время совместных родов, не передать словами. Мы видели, как заворачиваются маленькие ушки, как отходит меконий, как мы нужны ему беззащитному. Никто не нужен маленькому так, как мама с папой рядом.
Сегодня Данилке восемь лет. Он практически не болеет или переносит недуги легче, чем старший брат. Он чувствует безграничную любовь родителей, хотя жизнь внесла свои коррективы, и мы с бывшим мужем уже поздравляем ребёнка отдельно друг от друга. Это был поступок того времени! Той ситуации! Это не значит, что роды на дому лучше профессиональной помощи. Я благодарна всем тем, кто оставляет только положительные эмоции в сердцах женщин, носящих детей. Я безгранично восхищаюсь людьми, для которых родовспоможение не рабочий поток, а чувственный акт. Но я горда, за свой поступок. Я безумно люблю своих сыновей, но не сплю ночь накануне дня рождения младшего сына, потому что ответственность на мне, ни на докторах, ни на государстве, а на мне, женщине, решившей рожать дома. Бывший муж тоже не спит и всегда волнуется перед Днём рождения младшего сына. Это праздник для всех нас, для наших друзей и родственников, которые пересказывают эту историю своим друзьям и родственникам. Но поверьте, нам была нужна не слава, а поступок, который бы спас наши отношения.
До сих пор многие не понимают меня и моего поступка, лишь отец сказал: «Как я тебя понимаю. Я тоже в октябре месяце 1959 года побрился наголо и  переплывал Катунь». А может это гены?

10 Апреля 2002 г.
10часов 14 минут
Баскина Инесса
5 вопросов самой себе
Ты готовилась к родам на дому?
Мы с мужем не готовились к родам на дому по медицинским книгам. Но я твёрдо знала, что буду рожать дома. Весь опыт состоял из первых родов и рассказов друзей. Почему то я была уверенна, что роды – это природный дар, и всё пройдёт естественно, как в природе. Но я никого не зову на такой же путь.
Почему? Это очень страшно?
Страшно всегда и за всё. Ответственному человеку не страшно не бывает. А почему не агитирую всех рожать дома? Очень просто. Роды, это не только физиологический акт, но и большая психологическая нагрузка. Далеко не все к ней готовы. Когда рядом есть другие роженицы и медперсонал, как-то легче обсуждать пережитое. Да и физическое состояние будущих мам часто под вопросом, может потребоваться квалифицированная помощь. Одной уверенности в собственном здоровье мало, очень важна уверенность в партнёре и психологический настрой.
Твой партнёр не испугался? Не разочаровался?
Мне кажется, нет. Конечно, испуг виден был вначале, но если бы я увидела, что муж не может участвовать в домашних родах, я не пошла бы на это никогда. Тонко чувствовать партнёра тоже большое искусство. Первый муж  «пережив» рождение сына, стал трепетнее относится и к детям, и ко мне. Мой второй муж отказывается принимать участие в подобном мероприятии. Если мне не удастся убедить его в обратном, то вопрос снимется сам собой. Буду рожать с докторами. Если нет необходимости в эксперименте, то и экспериментов делать не надо. Понимание друг друга гораздо важнее выяснения: «Кто прав? Кто не прав?»
Что посоветовать тем, кто решил рожать дома?
Если уже решили, что им ещё посоветовать?! Сегодня несколько систем родов на дому. По каждой системе есть подготовка и помощь. Если роды на дому решили провести под лозунгом: "Авось всё получится", велика вероятность последствий. Если есть минимальные сомнения, лучше прямиком отправится в больницу. Готовящимся к родам могу дать только несколько советов:
Где бы ни родился Ваш ребёнок, и каким бы он ни родился, вся ответственность лежит на родителях. Ребёнка Вы должны принять любого вне зависимости от результата. Бессмысленно потом кого-то обвинять. Что заработали, то и получили.
Любить себя, своё тело до, во время и после родов – большое искусство, никто кроме Вас этого не оценит.
Беречь отношения. Уметь "слышать" ситуацию и уметь договариваться с партнёром по чувствам.
Практика присутствия мужа при рождении ребёнка оправдана?
Хочу повториться. Всё зависит от отношения в семье и в отношении каждого к этому миру. Если человек хочет, пусть присутствует. Полезно посмотреть на роды и мужчине и женщине, вдруг пригодится. В любом случае, все, участвующие в родах, должны быть психологически готовы. К сожалению, сегодня ни в женских консультациях, ни в роддомах, ни в детских поликлиниках нет специалистов по психологической подготовке к рождению ребёнка и тем более нет никакой психологической реабилитации после родов. Перед тем как пойти на роды, поговорите со специалистами и будьте готовы к любым последствиям. Ну а то, что муж с женой должны доверять друг другу, сострадать и помогать, и так известно.
Любви всем, здоровых детей и крепких отношений!