Простое правило общения

Сергей Сизов Омск
Накануне Нового года я оказался в компании коллег в одном омском вузе. Как обычно, застолье сопровождалось активным общением: делились воспоминаниями, шутили, фотографировались, говорили и о проблемах образования. Потом стали по очереди вспоминать, что у кого интересного было в уходящем году. В душу, понятно, никто ни к кому не лез, кто что хотел, тот и рассказывал. Это был, по сути, ни к чему не обязывающий, лёгкий разговор. Но вот очередь дошла до одного очень молодого коллеги, который лишь пару лет как окончил университет. И совсем недавно, когда он был студентом, почти все присутствующие за столом его учили. Юноша, насупившись, молчал. Тогда я, желая ему помочь, мягко и доброжелательно спросил, что интересного было у него. Может быть, какая-то любопытная книга, или кинофильм, которые понравились, и он может посоветовать посмотреть. Скажу также, что обращался я к юному коллеге в тот момент по имени-отчеству и на «вы».

Молодой человек взглянул на меня с негодованием. Так, будто я предложил ему публично исповедоваться, а затем весьма напыщенно заявил: «Вы знаете, я не привык всем рассказывать о своих делах». На секунду повисла пауза. Присутствующие испытали неловкость от его слов. Мало того, что получалось, что все остальные в его глазах выглядели людьми нелепыми и излишне откровенными. А он - вот такой скромный, самодостаточный и мудрый человек, который свысока поглядывает на всех и, конечно, не будет откровенничать со случайными людьми. Он в этом не нуждается.

Я не оставил этот ответ без внимания, прежде всего потому, что он был почти на грани грубости. И именно я, как человек задавший вопрос, должен был пояснить ему, бывшему своему студенту, прямо сейчас, в чём именно он был неправ. Не скрывая своего разочарования, и уже переходя на «ты» (теперь было понятно, что надо говорить с ним именно так) сказал примерно следующее: «Да, тебе ещё многому надо научиться. В том числе и умению нормально общаться и уважать присутствующих. От тебя ничего особенного не требовалось. Ну, посоветовал бы какую-нибудь книжку, фильм, что-то вспомнил забавное вместе со всеми. Неужели это стало бы посягательством на твой священный внутренний мир? Ведь иначе приходится думать, что ты не уважаешь сидящих рядом». Молодой коллега не нашёлся что-то возразить и продолжал напряжённо молчать. Мне хотелось бы думать, что он меня услышал, но, поскольку извинений не последовало, видимо, понят до конца я не был.

Разговор вскоре перешёл к другим темам, закончилось наше застолье вполне непринуждённо. Но небольшой осадочек у меня остался. Может быть, размышлял я позднее, не стоило обращаться к нему с этим вопросом? Ну, молчит и молчит. Но я задал-то вопрос вполне искренне, без какого-то ни было негатива, без всякой задней мысли. Был обычный предпраздничный трёп, и этот юнец тоже сидел и улыбался. Никаких настораживающих знаков, что у человека какие-то проблемы, просто не было. Мне действительно было интересно общаться и, вполне вероятно, я бы даже нашёл книжку и фильм, если бы он посоветовал. Кроме того, молодой преподаватель – образованный и довольно разговорчивый юноша. Мне и в голову не пришло, что вполне невинный вопрос может вызвать подобную реакцию, поскольку мы с ним периодически нормально общались. А вот именно в этот раз он не снизошёл. Возможно, за столом был кто-то, кто ему был менее приятен. Но, в конце концов, отшутился бы, назвал бы первый попавшийся фильм. Нет, выбрал абсолютно нелепую позу. Но и это ещё не всё. У каждого из нас в юности бывают какие-то ошибки. И совершив их, мы обычно извиняемся. Здесь же гордыня не дала ему возможности сделать этого.

Потом, уже в его отсутствие, спросил у слышавшей наш диалог его коллеги-преподавательницы: не был ли я слишком суров к молодому человеку, наставляя его. Она ответила категорично: «Нет, ему это только на пользу. Я с ним как-то уже говорила на подобную тему».

Увы, приведённый случай не является первым в моей практике. В этой связи я и подумал напомнить молодым людям главное правило общения в моей интерпретации. Есть специальная дисциплина – этикет, который расписывает все детали поведения. Юношам и девушкам советую почитать на досуге. Их, этих правил, конечно, очень много, но я назову лишь одно простое правило, которые считаю самым важным - УВАЖЕНИЕ.

Поясню. Самое главное – уважение своего собеседника, (собеседников). Это предопределяет всё остальное. Из уважения вытекает ВНИМАНИЕ И ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ.
Нельзя сидеть как пень и ждать, что тебя будут развлекать, а ты будешь только слушать. Да, ещё и выступать в роли председателя жюри: хорошо тебя развлекают или нет. Общение - это как танго, его нельзя танцевать в одиночку. Нужно участвовать в разговоре. Если ты не готов откровенничать, не надо. Это тебя не освобождает от ОБЯЗАННОСТИ поддерживать разговор, ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНО ответить на доброжелательно заданный вопрос. Особенно, если ты относишься к сильному полу, а за столом присутствуют дамы. Особенно, если ты молод, а тебя спрашивают намного более старшие по возрасту. Не хотите открывать дверь, то прорубите хотя бы форточку к своему собеседнику, мысленно протяните ему руку.

Каждый человек всегда чувствует ситуацию. Если перед тобой будет находиться глухая стена, что-либо говорить будет почти бессмысленно. Всё будет отскакивать как от стенки горох. Но и человеку, который эту стенку построил, вряд ли будет хорошо. Кто захочет с таким общаться? Поэтому, молодые люди, простое правило общения в следующем: хотите, чтобы вас уважали, научитесь уважать своего собеседника. Будьте внимательны, доброжелательны, будьте готовы, когда надо слушать, а когда надо и сказать что-то интересное в тему.

29.01.2014, Омск