Путь Козерога 8. Следы войны. Послевоенные годы

Ирина Маракуева
     Война всё дальше отходила от деревни, всё реже появлялись здесь воинские подразделения, но, тем не менее, отзвуки кровопролитных сражений постоянно врывались в тихую, но тревожную деревенскую жизнь.
     ...На прошлой неделе Гурьяновы получили извещение о гибели в бою под Львовом своего старшего сына;
     ...у Алипиных средний сын вернулся с фронта инвалидом, потеряв ногу;
     ...вчера проводили на фронт семь молодых парней...
- эти и другие, подобные, сообщения вызывали постоянную тревогу у жителей нашей улицы, да и во всей стране. У населения всё чаще требовали больше продовольствия, фуража, разных вещей из одежды и обуви, и люди старались дать всё, что требовалось для фронта.
     Помню, моя мать вязала из шерстяной пряжи рукавицы для фронта, выделяя отдельно указательный палец.
     - Зачем так делаешь? - интересовался я.
     - Чтобы можно было стрелять из винтовки, не снимая рукавиц, - отвечала мать. Многие женщины вязали для фронта носки, рукавицы, шили бельё. Жители сдавали для фронта овчины, шерсть, излишки хлеба и фуража.
     После разгрома Деникина капиталисты организовали новый поход Антанты. На юге — Врангель, на западе белополяки предприняли наступление против молодой Республики Советов...

     Усилиями рабоче-крестьянской Красной Армии, под руководством партии большевиков внешние враги Советской власти были разгромлены. Начался период восстановления разрушенного хозяйства в стране. Рабочие и крестьяне, занятые ранее на фронтах гражданской войны, после её завершения возвращались домой.
     Возвратился из плена и наш отец — он долго пробыл в плену в румынском городе Черновцы. А румынское правительство под давлением Германии не хотело отпускать пленных. Только после революции, благодаря принятым мерам нашего правительства во главе с В.И.Лениным, наш отец в числе других военнопленных вернулся домой.
     Безусловно, мы были рады. Помню, он пришёл в гимнастёрке, в потёртой шинели, в простых сапогах, с вещевым мешком за плечами — в нём были кое-какие вещи, две-три пачки махорки и глиняная кружка, которую он хранил как сувенир, как память о войне.
     Потом отец много рассказывал нам о войне, как попал в плен, как восторженно встретили пленные весть о революции в России — в родной стране. Все попытки вырваться из плена заканчивались неудачно...

     Большие задачи встали перед молодой республикой Советов — восстановление разрушенного народного хозяйства.
     В деревне, хоть крестьяне и получили землю, ранее принадлежавшую помещикам, но использовать её полностью не могли. Причиной тому война — не хватало лошадей, чтобы обработать землю. Основная рабочая сила деревни — мужики, находилась на фронтах войны, защищая Советскую власть. Немало их ещё оставалось в плену.
     По данным статистики, посевная площадь в 1921 году по сравнению с довоенным периодом(1916г) составила 72%. К тому же, в 1921 году из-за засухи в 31 губернии России был неурожай.
     В городах промышленные предприятия, в большинстве своём, были разрушены, или демонтированы бывшими хозяевами. Не хватало квалифицированных рабочих и специалистов. Правительство и партия принимали меры по восстановлению хозяйства.
     Так, в области сельского хозяйства продразвёрстка была заменена продналогом — это дало возможность крестьянам свободно распоряжаться излишками своей сельхозпродукции и подняло инициативу и заинтересованность в ведении индивидуального хозяйства. Намного выросла торговля сельскохозяйственными продуктами и промышленными товарами. Этот период в истории нашего государства назывался периодом НЭПа.
     В результате сельское хозяйство быстро пошло в гору. Уже в 1925 году посевная площадь превысила довоенный уровень на 2,2%.
     В городах восстанавливались и реконструировались промышленные предприятия. Всё больше требовалось квалифицированных кадров. В связи с этим стали открываться новые учебные заведения: профтехшколы, школы рабочей молодёжи, техникумы для подготовки специалистов и повышения общеобразовательного уровня молодых рабочих.
 
     Быстро прошли мои школьные годы в деревне. 4-классная школа, расположенная, как было сказано выше, в бывшем барском доме, сделала уже несколько выпусков учеников. Подходила к концу учёба в 4 классе и у меня.
     Кем я буду? - Этот извечный вопрос всех, или почти всех молодых, встал и передо мной. До революции такой вопрос в среде сельской молодёжи не возникал, потому что путь в науку был закрыт. Но теперь, в новых условиях, путь открыт, открыт для всех к сокровищам науки и техники. Так думалось мне. И действительно, так было, и так есть.
     После окончания школы я часто бывал в городе — ездил на базар с отцом и дедом, да и с матерью тоже. Возили продавать: летом — огурцы свежие, осенью — капусту, зимой — солому и фуражное зерно. Бывая в городе, я встречался с парнем из нашей деревни, Пашкой Беликовым, которого знал по школе. Беликов — возможно потому, что он был блондин, был старше меня лет на шесть-семь. Он учился в городе, кажется, в строительном техникуме, и закончил его, получив специальность  техника-строителя.
     Пока мой отец или дедушка продавали огурцы, я уходил на стройку, где работал Пашка Беликов — он работал там техником, или прорабом, как сейчас называют. Там было много рабочих, они строили какой-то подземный котлован — по-видимому, ёмкость для водоснабжения. Пашка выделялся среди рабочих. Те в спецовке, а он в белой рубашке-косоворотке, в наглаженных брюках, жёлтых сандалиях и форменной фуражке ходил по стройке с папкой бумаг и чертежей... Но не это привлекало моё внимание к Пашке. Главное, он — специалист! Знает, что строит и как строить... Он оказался добрым по отношению ко мне. В свободное время беседовал со мной, рассказывал о своей работе и учёбе, советовал мне продолжить учёбу.
     Я буду учиться, мысленно сказал я себе — но где и чему учиться, не знал.

Общий обзор воспоминаний В.Т.Трепакова

http://www.proza.ru/2012/02/11/1383

фото латышских стрелков из интернета