Левиафан – символ мифической России, такой, какую хотят видеть на западе, оттуда пытаются нам внушить, что мы именно такие, а вдруг и мы поверим?
ДЬЯВОЛ КРОЕТСЯ В ДЕТАЛЯХ?
Думаю, никому не надо доказывать и показывать, какую роль в повествовании, особенно в кинофильмах, играет деталь. И вот здесь любой художник виден как на ладони. Не надо говорить об условности, об абстракции, о том, что он так, а не иначе видит этот мир, как хочет так и пишет, что хочет, то и снимает. А мы должны все это понять и принять, нет у нас другого выбора.
Но у мира, у времени есть свои приметы, неповторимые и особенные, и писатель, режиссер не может с ними не считаться: техника, элементы моды, модные словечки –неологизмы в речи, всего этого не убавить, не прибавить, если мы говорим о годах 90-х, начале века, годах 10-х, 20-х нового века.
Ими просто невозможно пренебрегать, потому что меняется и атмосфера, и речь, и окружение, и отношение наше к жизни. Эти милые штучки, штрихи, приметы выдают с головой любого из нас. Начните изъясняться хотя бы так, как в 19 веке, и по меньшей мере на нас посмотрят, как на странных. Хорошо, что в психушки сегодня почти ничего не забирают.
И вот здесь возникает вопрос, намерено ли автор, режиссер пытается показать до какой степени Россия отсталая страна, или он просто заблуждается, и вместо 2015 года выдает нам 1990 –ый год, для которого все это почти правда: и безбашенный наглый мэр города, и отсутствие современных средств связи, компьютеров, интернета, и следователь, который как в пору моей юности, пользуется исключительно ручкой и листом бумаги, когда идет к свидетелю на допрос, и отсутствие не только современных телефонов, где можно какую угодно запись сделать даже школьнику, не говоря уж о профи, но и нормального цифрового фотоаппарата. Ведь без проблем сегодня можно запечатлеть что угодно и тут же в сети обнародовать, в какой бы глухомани мы не жили.
И речь не только о крупных городах, но и любом самом отдаленном поселке, то что есть у слесаря Васи и чем он спокойно пользуется, того нет у всей нашей руководящей верхушки в фильме Звягинцева, который ну очень реалистичен, некоторые просто свою жизнь там разглядели, а кто-то говорит о том, что фильм- символ современной России. Видно, далеко от России он находится, может быть в Штатах и Канаде и лет 20 в гости не приезжал.
А прислушайтесь к реальности, господа, разве так часто вы слышите мат, если находитесь не на строительной площадке или среди тех же дворников и грузчиков, а в общественном месте?
Как бы это странно не звучало, но его не слышно совершенно, по-моему, его наполовину меньше в реальности, чем в фильме. Хорошо, понимаю, что там все должно быть зримо, ярко, а значит, сильно преувеличено, умножайте на 10...
Только я о достоверности, от которой трудно отмахнуться. Сижу на стадионе во время хоккейного матча в окружении колоритных мужиков, ситуации там всякие бывают, но матов как таковых не слышу, ну кроме одного, это когда судью называют по половому признаку, -так у нас это словечко сформулировали, и все, никаких там других матов нет, потому что по-другому они со временем научились выражать свои эмоции, господин режиссер… А может у нас тут не сибирские, не русские мужики обитают?
Вот эти бесконечные пьянки с утра до вечера –это сегодняшняя Россия, я вас умоляю. Парни работают, служат в армии, учатся, институты у нас никак не опустели, а это бы давно уже случилось, миллионерами становятся. Или этих к нам из другого мира забрасывают. Посмотрите, сколько машин, мест на парковках нет, и это все алкоголики сплошные, которые утром просыпаются и пить начинают все от мала до велика? Вы сами-то верите в это, или фильм только бизнес и ничего личного?
Снова очень сильно преувеличено, до такой степени, что даже уже и поверить трудно.
Когда нас упрекают за то, что мы не точны в деталях в исторических романах, дело понятное, потому что не все знаем, перепутать можем эпохи какие-то, но если мы пишем повесть или снимаем фильм о сегодняшнем дне, то возникают два предположения, либо мы слепы и глухи и ничего в упор не видим, либо делаем это специально, потому что так надо, так хочется, да не важно какие аргументы приводятся.
Говорят все время о невероятном таланте Звягинцева, тогда нужно склоняться ко второму, не такой уж он слепой и глухой, как может показаться, простите, по-другому не получается никак. И понятно, что хотел он как лучше, может быть даже искренне хотел, но получилось то, что получилось.
Еще одна странная мысль закралась в связи с такими дикими несоответствиями в деталях- человек был все это время в местах не столько отдалённых, ну в Швейцарии, например, или как Гоголь - в Риме, запомнил он все как было в России в том самом 1990 году, а потом его вернули назад в Россию и потребовали снять фильм. Он решил, что сейчас все так же как тогда, только еще хуже, вот примерно так и получилось в итоге.
Кстати, как мы узнаем отсидевших в тюрьме приличный срок? Они одеты не по моде, привычки те, какие были тогда в реальность приносят.
Искусство допускает некоторые преувеличения, и даже очень большие, но тогда давайте говорить о фантастике, антиутопии, фантасмагории, но глупо говорить о том, что это фильм о реальности нашей, а если о реальности, то о такой, какой ее хочется видеть кому-то. К настоящему времени это не имеет никакого отношения, ну или очень отдаленное, страшно далекое...
Сразу вспоминается фильм К.Шахназарова «Город Зеро», который в этом контексте и то кажется более реалистичным, вот уж точно все познается в сравнении, но там следишь за развитием события и сочувствуешь герою Л.Филатова в значительно большей мере. Там как раз те самые детали становятся узнаваемыми и выпуклыми.
И очень хочется, чтобы герой выбрался, наконец, из этого чудовищного города в обычную жизнь. Героев Звягинцева же хочется всех там оставить, захлопнуть последнюю страницу книги, которая нам позиционируется чуть ли не как летопись современной жизни, и забыть, именно потому, что трудно поверить в то, что это было, есть, может быть…
А тут уже появляются такие грозные записки некоторых наших европейских братьев "Левиафан Звягинцева - символ современной России" (Бурова) – вот так не больше и не меньше.
Для того, чтобы задуматься о деталях, в которых скрывается не только дьявол, но и реальность, приведу –пример знаменитого стихотворения
А.Блока «Незнакомка», где каждый в меру своей распущенности определяет, кто же такая эта таинственная дама, которая не должна появляться одна в ресторане, значит, всем понятно, что это значит, кто она такая
Только не видят те, кто анализируют текст, одной простой детали, посмотрите на одежду героини, спросите у людей, которые знают историю моды – в 1907 году не было такого одеяния у дам, шляпа с траурными перьями – это деталь моды 1900 года и чуть раньше. Это время, когда А. Блок встретил свою первую любовь К.Садовскую, и, конечно, мысленно он к ней обращается все время.
- Все давно сожжено и рассказано, только первая снится любовь, - так он напишет об этом позднее. Призрак этого сильнейшего чувства все время его преследует, и нет там с ним в данном случае никакой куртизанки, гулящей женщины.
Но чтобы понять это, надо знать время и его детали, чего упорно не хочет делать господин Звягинцев, а потому это фильм о России, которой нет, уж в 2014 году точно, она совсем другая, и к его фильму имеющая мало отношения..
А вот кому это надо - хвалить фильм до небес, награждать его, говорить о нем снова и снова, вопрос, конечно, интересный.
А мы с вами, как герой Л.Филатова, прошли по этому странному городу, который надо было выдумать от начала и до конца, и посмотрели широко открытыми глазами на все, что там творится, а потом с облегчением выбрались наконец на свет – в нашу реальность, которая не так страшна, как ее некоторые художники малюют.
Послесловие
Каждый из нас творит свои мифы, а уж кинематографисты особенно, в отличие от сказки, миф - это то, что было очень давно, но было в реальности, вот с этим можно согласиться. Но к реализму и к реальности сегодняшней этот фильм никакого отношения не имеет, символом никаким не является, да простит меня господин режиссер, жанр немного попутали создатели этого шедевра