Не судите так жестоко - 4

Эльхан
НЕ СУДИТЕ ТАК ЖЕСТОКО – 4.

- Я понимаю Серёжа, что ты иногда осуждаешь бабулю, а ведь она была совсем не такая обидчивая, как сейчас. Раньше была очень весёлая и такая гостеприимная. Кто только не был у нас в гостях! Все к нам приезжали, а мама моя всех привечала. И все они в итоге просили о чём – то. Папа редко отказывал им. Я часто вспоминаю  своё детство.  Весело мы жили. Представляешь, когда начинаю вспоминать, слёзы наворачиваются на глаза  и так становится жалко себя, папу и маму!...
Я помню, все места, куда мы ездили отдыхать. Папа признавал отдых только на курортах Советского Союза. Отдых за границей вообще не признавал… Мы проколесили много дорог.
Да… жизнь похожая на сказку!  Правда плохо, то, что вечные гости.

У нас двери не закрывались от них. Ты помнишь  Аркадия, Леонида, Афанасия, Костю?...  Это те, которые приезжали целой толпой. Они в Москве держали сеть ресторанов. Как они там оказались, знаешь? Они вначале жили в Душанбе. Когда у них там, начались волнения, выехали на двух машинах и попали под обстрел.
Тётя Вика и дочка сразу умерли. Тогда старшему, Афанасию, было лет тринадцать. А семья у них большая – десять человек. Двое умерли. Остались восемь человек. Вот они застряли там, в районе. Дед твой подключил своих людей и вывез всех. Вначале жили какое – то время у нас, представляешь,  восемь человек! Я помню, какой  это был кошмар! А потом, родители помогли купить квартиру. Дед всех их выучил, помог всем поступить в институт.  Я помню, они всегда говорили, что в любое время отдадут свою жизнь за твоего деда.

Мама всегда отшучивалась:
– Главное, чтобы не забывали навещать…
Пока папа был на высоте, навещали все. А как только с ним случилась беда, маму, какие – то люди, вышвырнули из дома. Всё отобрали. Хорошо хоть у меня было жильё. Я маму перевезла к себе. Вот это были самые трудные годы в нашей жизни.
 Отец твой вместо того, чтобы как – то помочь, начал скандалить по любому поводу. А потом предложил пристроить твою бабулю в Дом Престарелых.  Чтобы вытащить твоего деда из тюрьмы я продала нашу квартиру. Да я тебе как –то рассказывала. Но деньги твоему деду уже не понадобились. Он умер там.
Ну а дальше совсем плохие времена настали. Однажды - это мы тогда уже несколько лет жили в двух комнатке.

Там я и обещала маме, что я отомщу за папу…
Мама тогда сразу ожила.  Помню, мы собрали все наши золотые украшения и продали …
У мамы в то время было кольцо, очень дорогое. Папа купил прямо перед тем, как его забрали в тюрьму. Мама, когда продавала её, плакала. А я так не хотела, чтобы это кольцо ушло – последний подарок папы. Но мама всё – таки, продала. На эти деньги и начали бизнес. Вот так вас и выучили.
Конечно, я ведь вижу, что вы осуждаете  вашу бабулю, за то, что иногда приходится вам краснеть…
Но не судите так жестоко, потому что многое вам сейчас не понять. Всё со временем.

Я ведь тоже забылась, и хотела доказать маме, что пора забыть. И, остаток жизни жить в спокойствие, а потом поняла, что бессмысленно, что - то  предлагать, доказывать. Месть - это смысл её жизни.
Осудить за это маму, я не могу. Согреть её душу, тоже не получается. Потому что я когда – то обнадёжила, но не выполнила. Ты знаешь,  когда она уехала, не сказав ничего, я очень сильно была напугана. Что только я не передумала ?! Всё вспомнилось, а особенно…
Один случай, он так и остался в моей памяти…
Я маму встречала на Вокзале.  Она как раз приехала на поезде. Ездила за новым товаром на продажу. Тогда мы привозили небольшими партиями. 

В тот день было очень холодно. Снегу не очень много, но ветер такой, пронизывающий….
Смотрю, идёт мама, вся промёрзшая, а руки так расставлены, как будто несёт что – то тяжёлое. Я подбежала, хотела обнять, а она мне  руки протягивает. Я не поняла, зачем это она мне протягивает. И она…посмотрела на свои руки и как побежит обратно. Оказывается пальцы промёрзли и сумки выпали. А она думала, что несёт две сумки, представляешь,  шла и даже не заметила, как сумки выпали с рук. А они стоят на дороге и все люди их обходят. И смешно и забыть не возможно. Вот так вот и выживали. Я не могла вместе ездить, потому что смотрела за товаром, и часто сидела за продавца.

Я никогда вам не рассказывала, но если бы не бабуля, нам было бы очень тяжело вас выучить. Потом перешли на обувь. Это уже мы с мамой стали вместе ездить в Польшу. Ты помнишь, мы часто вас оставляли с тётей Эльмирой?
Дела у нас пошли, и мы с мамой помню всё вспоминали, как делили одно яблоко на четыре части.. Тогда я была против этого, а мама мне всё говорила: « Пусть знают, что помимо них, есть и мы. Дели яблоко и точка!
Помнишь соседку Любу? Из – за неё, мы потеряли хорошего поставщика в Польше.
Она в то время жила почти впроголодь. Пожалела и взяла к себе продавцом.  А она проработала с годик и стала проситься поехать со мной за товаром. Всё ныла, что никогда не видела Польские города. Пожалела. Я тогда оставила маму, а с нею полетела в Польшу.

Привезли, много обуви - продали очень быстро.  Подошло время и полетела опять. Прилетаю к своим поставщикам, а они с круглыми глазами объяснили, что ваша сестра уже забрала всю партию
- У меня нет никакой сестры.
- А вы с нею в тот раз забирали всю партию…
Ну понятно. Люба увидела откуда я беру обувь и опередила. По прилёту, я к ней сразу домой.
А она мне в лицо:
- Это бизнес! А потом и мне надо как- то выживать! Не всегда же на тебя работать!
Полетела ещё раз в Польшу, а мои бывшие поставщики отказались со мной работать.

Люба с ними заключила договор. Она предложила им более выгодное предложение.
А однажды, твоей бабуле позвонила с Германии, одна знакомая. Просила найти ей одного умного и шустрого мужчину, который бы принимал поддержанную мебель с Германии. Нужно было срочно арендовать магазин и хороших мастеров, которые бы смогли убрать кое – какие огрехи. Бизнес должен пойти. Они организовывают отправку мебели с Германии, а приёмка уже здесь. Цены не надо держать, потому, что мебель бросовая, хоть и вид очень даже приличный.  Минус все расходы, а прибыль делить поровну. Вот мы с мамой нашли классных мастеров по мебели. Арендовали помещение, наняли дизайнера, уборщицу – бизнес пошёл. А потом, когда вы стали работать, мы тогда продали наш бизнес.  Да к тому времени и у мамы стало пошаливать здоровье.

Она стала такой обидчивой. С одной стороны я её понимаю, но от этого мне не легче. Чувство вины не покидает меня. Оставить там, где она хочет остаться одной – это не дело. Переживаний будет предостаточно. Дорога к ней не близкая. В город, поближе к нам – не захочет…
Как быть?
Разговор впервые такой откровенный между матерью и Сергеем:
- Мама, давайте поговорим с нею откровенно. Объясним ей. Она должна понять, и пойти нам навстречу.
Давайте купим ей квартиру,  увеличим портреты деда, повесим на стены, может быть сработает? Ну а если нет, то тогда мам, придётся Вам пожить с нею, пока она не согласится переехать. Я вам быстро приведу весь дом в порядок.

Буду частым гостем. На все праздники к вам. Ну как мой план?....
Вот уже, как год, моложавая женщина, каждый день выходила на улицу, ведя под руку старушку. Они ходили всегда по одному маршруту. Доходили до парка. Там садились на скамейку, и смотрели, как не спеша, прогуливаются люди. Затем возвращались домой тем же маршрутом. В воскресные дни в обязательном порядке в Церковь. После проповеди, они возвращались домой с посветлевшими лицами.  Некоторые с завистью, а некоторые с улыбкой говорили, что здорово когда родные дети вот так, с любовью и с нежностью, ухаживают за постаревшими родителями. Ведь у многих детей не находится время для них…
А дочь рада, что мать уже не мучается, как раньше.

Всё же Церковь – великое дело. Как -то сразу помогло снять печаль, которая как коррозия, съедала её. Нашла  в Церкви успокоение Души своей.
Рады очень за Эльмиру, которую, всё же нашёл её родной, племянник.
Так и живут вместе с ним, в деревне, в том самом доме, которую две старушки, нашли год назад на своё житиё.  Вроде всё наладилось, и ничто уже не печалит…
Правда, Эмма никак до сих пор, не может привыкнуть к тому, что мать разговаривает с портретом отца, как с живым. Вначале не могла понять, с кем это мать каждое утро здоровается…
А потом поняла, когда увидела, что она всегда садится напротив портрета и докладывает ему все новости.
 Он, в курсе всех её дел. Так и живут  опять все вместе, как когда – то,  давным - давно…

PS. И это правда. Всё, что написано это и есть реальная история. Печально, что люди порой забывают отплатить за ДОБРО - ДОБРОМ.... Но что поделать... Это уже на совести тех, кто так забывчив... А так - то надо всегда помнить, что жизнь продолжается...

 ЭльХан.