О чем шепчет древний Храм?

Николай Львов 4
       Он стоял у Алтаря разрушенного древнего Храма и читал ветхую, почти истлевшую от времени книгу. Страницы, видевшие десятки сотен пальцев, едва держались, понукаемые ветром оставить старинный фолиант и унестись в открытое неспокойное море. О, этот ветер! Резкие и жадные холодно-злые порывы все норовили не только разнести желтые хрупкие страницы, но и покушались со все нарастающей агрессией раздеть и отхлестать исхудавшее закоченевшее тело священника. Но не покрытая его голова все продолжала мерно покачиваться в такт произносимым нараспев словам, как-будто нарочно подставляя потокам ранне-весеннего воздушного нашествия длинные, неаккуратные пряди редких волос, давно забывших о расческе.  Мужчина, некоторым образом,  был не совсем прилично одет, да и вовсе не по сезону. И в то же время он не  походил на бродягу. Да священник ли он вообще? Обычное изношенное пальто, старенькая вязаная шапчонка, что торчала из растянутого  кармана, башмаки, хоть и добротные, похожи на армейские. Удивляло отсутствие теплого свитера и шарфа, столь обычных для подобной хмуро-холодной погоды только проклюнувшейся ранней весны. Расстегнутое его холодное пальто приоткрывало  клетчатую фланелевую рубашку и тонкую жалостливую шею не очень молодого человека.
       Однако, такое долгое стояние, мерное покачивание и тихое увлеченное чтение старинного текста, все ж, выдавало служителя культа. Какого? Его замусоленная книга лежала на полуразрушенном алтаре Храма, что был не единожды перестроен с незапамятных времен колонизации этой земли греками. Обновленный после дорогой реконструкции большой Православный Собор маячил золотыми куполами из-за спины мужчины и, как казалось, отнюдь не служил ему сколь-нибудь важным ориентиром для  поклонов и   молитв.
         "О, Боже! Неужто это колдун или сектант какой-то?! "- пронеслось в моей голове после недолгого наблюдения за одинокой фигурой, мешавшей мне подойти к чудодейственному Алтарю в надежде прошептать без свидетелей свою заветную просьбу к Деве. Ах, да! Необходимы тут отступления, как часто и бывает при попытке описать неординарные события.
          Начало религиозных культов на этой благословенной и прекрасной климатом земле восходит  к невероятно далекой и непонятной древности. Археологи нам повествуют о ста-тысячелетней старости религий здешних. Да, дорогой читатель, речь о Крыме! Не будем уходить так далеко. Не строили те люди храмов. А вот десятый век до нашей эры - это  поинтересней! Культ Девы, которой и пришла я поклониться, идет от тех веков, таких далеких ныне... Представить трудно. Но как загадочно-прекрасны все домыслы людские, что могут увести совсем к невероятной теме инопланетного вмешательства в историю Земли! Но это мы с тобой должны оставить, коль хотим добраться до сюжета моего рассказа.  А если вдруг появится  в голове твоей вопрос, влекущий к загадке всех загадок, то бишь - к происхождению, истокам цивилизаций?... Счастливого тебе пути и неожиданных открытий. Мы же вернемся к разрушенному Храму, к которому я шла.
       Немало ученых делали попытку разобраться с Девой, но так и не пришли к единству. Не будем утруждать себя запутанной историей, но коротко придется мне рассказать о главных хитросплетениях нитей жизни, связавших воедино события, столкнувшие меня со странным человеком и его старинной книгой.
       Да, главнейшей из Богинь, которой поклонялись жители Тавриды с седых времен являлась Дева. Но около шестого века до нашей эры пришли на эту землю греки из Эллады и принесли расцветшую свою цивилизацию и пантеон богов. Возвели города-республики на Боспоре Киммерийском, и следом Таврический Херсонес. Раскинулись сотни колоний по берегам Понта (Черного моря) и Меотиды (Азовского). А с первого века уже нашей эры, как понятно, пошло в наступление и христианство, обустраивавшее свои молельные дома тайком. За пару сотен лет до первых христиан в этих благодатных землях появились иудеи со своим единым Богом, что не могло не повлиять на древний культ.
       Не деться никуда от римлян! Они явились с фракийцами почти в одно и то же время, покорили Понтийское царство и захватили Крым. Кого тут только не было! Но в основном язычники славяне, германцы, хазары... Всех и не упомнить! Приходит время и из подземелий выходят Христопоклонники, чему немало поспособствовали венецианцы, генуэзцы и пизанцы, принеся с собой католичество. А позже княжество Феодоро возвело православие в ранг официальной религии. Теперь понятно  сколь похож Крым на настоящий Вавилон? Когда, кому, каким богам здесь поклонялись и какие святые мощи в земле лежат? Очень сложно разобраться!
        Бывали времена спокойного мирного сосуществования народов, чему и свидетельствует легко воспринятый цивилизованными греками культ Великой и могущественной Девы. Она вписалась без особых трудностей в многоликий пантеон их богов, а через некоторое время в древнем Херсонесе взяла над ними верх, достойно взойдя на пьедестал Хранительницы государства.

        Херсонеситы приняли культ Девы легко, словно им родной. Об этом и говорит текст присяги, высеченный на огромном камне, стоявшем в центре главной городской площади.  Там был и Храм, и статуя богини, как утверждает сам Страбон. Но! Поклонение Деве восприняли жители Херсонеса без жертвоприношений, которыми и отличались Тавры не одну сотню лет наводя ужас на местные многоликие племена и на мореплавателей, рискнувших ступить на эти берега.

    Меня в Херсонесе не покидает ощущение, что он состоял сплошь из храмов. Это оттого, что их иногда возводили поверх старинных построек. Одним из крупнейших древних храмов Крыма считают Уваровскую базилику, что  расположена в епископском квартале средневекового города.  Храм был открыт в ходе раскопок под руководством графа Уварова. Многие полагают, что именно здесь крестился князь Владимир, а в главном храме комплекса он мог венчаться с византийской принцессой.  К её развалинам и лежал мой путь. 
     Давно уж появился у меня обычай в трудные дни  обращаться за духовной поддержкой не только к православным святыням, но и идти с мольбой в Места Силы. Это придает дополнительную уверенность в благополучном исходе очередных жизненных испытаний. Кому-то может покажется и странным подобное мировоззрение, но не привело меня оно  ни к язычеству, ни к сектантству. Я ощущала силу энергий земных, что и вело меня в намоленные со времен праотцов места.
     Херсонес я очень любила не только за возможность наполниться силой, но и за его тишину, бесшабашную открытость морю и удивительную благость, разлитую щедрой Божественной десницей. Не напрасно здесь принял крещение князь Владимир. Сильное, даже, можно сказать, - могучее это место!
     Туда и спешила теперь, немало подогретая мыслью о чудодейственном Алтаре древнего храма. Ведь самый мощный источник Силы и находился в алтарной его части. Обойдя прежде пять православных церквей, усердно помолившись и оставив там свои скромные дары, направилась к руинам базилики.  Великосильную Деву, тысячелетиями хранившую жителей крымской земли, хотела я о помощи просить.
      Довольно долго простояв, кое-как укрывшись от холодного ветра за полуразрушенной мраморной колонной, в ожидании того момента когда странный молитвенник закончит свое дело и освободит мне доступ к алтарю, решилась, наконец, его поторопить и подошла поближе, дабы он меня увидел.
         - Что же ты так долго не хотела подойти ко мне? - без всяких церемоний и так, словно мы давным-давно знакомы, негромко он обращается ко мне.
         - Похоже Вы не собираетесь пока покинуть это место? И я напрасно жду?
         - Да не смущайся! Подходи поближе и рядом становись! - мужчина широко улыбаясь мне, приглашающим жестом указывает место рядом с собой.
         - Простите, но почему на "ты" словно мы знакомы тыщу лет? - немного раздражаюсь, но всё же подхожу поближе в уверенности оттеснить его.
         - Так и есть! Мы тысячу лет с тобой знакомы. И даже более того... - его улыбка повисла на обветренных губах, пригвоздив меня к каменным плитам на полпути от цели.
         Что происходит здесь? Какую пьесу сейчас играет Дева или, может, - сам Создатель? И что за роль мне уготована на этом священном месте? Вижу, не до шуток мужику, в глазах его читаю неподдельный серьезный интерес и знание великой тайны. Он не сумасшедший, не безумец и не пьян! О чем он говорит мне, с какою целью озадачил и зачем сама к нему теперь пришла?
         - Вопросы есть, как вижу! - он явно понимает мое изумленное замешательство и более мягко, почти ласково продолжает:
         - Спрашивай, красавица...
           Мне трудно описать мое состояние и ума, и тела. Почему-то бросило в жар и почувствовала как пылают мои щеки. Ветер будто стих вовсе. Смутные воспоминания размытыми образами, звуками и запахом горящих ароматных свечей, перемешанным со знойно-жарким ароматом роз и тонким оттенком ванили, наполнили пространство. Мне чудилось, будто повеяло на мгновение крымским летом.
Видение давнего маревом проступало, мерещилось, снилось... Иное, совсем незнакомое, но и одновременно далекое и родное ощущение подлинной жизни, словно медленно отхожу от долгого и тяжелого обморока... Слов у меня не было. Двигаться не могла. Лишь смотрела на незнакомца и силилась его узнать. Но нет. Что-то мешало. Быть может собственный, глубоко запрятанный страх?   
          - О чем Вы? - тихо пролепетала, взглянув ему в глаза.
         Он молча улыбался. Потихоньку стала возвращаться в данную реальность, почуяв холодное дуновение в спину. Мне не было жутко. Я точно знала, что не нахожусь под гипнозом. Мозги работали. Осознавала всего лишь неимоверной силы любопытство и дикое желание знать правду о себе.
          - Молись. Я подожду...- он тихо произнес, отводя глаза и захлопнув книгу.
          - Не могу сейчас! Скажите мне хоть что-нибудь! Пожалуйста...
      Его рассказ не был длинным. Вот он:
      " Не очень важно сколько сотен лет тому назад, но ты меня прекрасно знала. Сейчас можешь мне не верить. Но пройдет немного времени и ты вспомнишь не только эту нашу встречу. Ты вспомнить должна многое. Ты, дорогая моя, отдаешь ли себе отчет, что именно тебя так часто влечет на это место? Почему среди десятков храмов ты выбрала именно этот? Знаю, тебе приходило на ум это странное обстоятельство. Вот и настала пора узнать ответ.
       Ты здесь служила Великой Деве! Ты молода была и прекрасна! Ты вспомнишь. Я же был в этом храме Верховным жрецом. Ты мне всегда и во всем подчинялась. Я любил тебя и как мог оберегал. Но не все было в моих силах. Я не был всемогущ. А более тебе и не надо знать! Приходи сюда всегда, когда душа попросит. Великая Дева слышит тебя! Проси только с умом. Только о самом главном. А, впрочем, ты знаешь это сама. Ну, а теперь мне надо уходить. Может еще увидимся. Но это уже и не важно."
        Он медленно, как бы нехотя удалился ни разу не оглянувшись. Я осталась совсем одна. Со своими спутанными мыслями, бьющими через край не поддающимися описанию эмоциями и дующим без перерыва холодным настырным ветром. Ветер, словно затаившись на время моего разговора со жрецом копил силы, а теперь, отпущенный на свободу, захлестнул меня ураганом, перехватывая мое дыхание и заглушая мой рвущийся из груди стон хлесткими порывами в ветках низкорослых еще голых деревьев.
 
        Что говорить? Меня не отпускала эта таинственная встреча на морском берегу в развалинах храма. И так, и эдак все силилась проникнуть в далекое прошлое и хоть что-то принести оттуда. Ну, может какие-никакие образы, куски обрядов, силуэты зданий.. Хотя бы что-нибудь. Но тщетно. Выудить из старины так и не смогла даже малость. Частенько появлялись мысли, что юродивый посмеялся надо мной, а сам никоим образом, ни сном, ни духом и не связан ни с моей жизнью, ни с этим древним храмом. Да, честно сказать, всегда относилась с большой долей скепсиса к модной  ныне у нас идее реинкарнации.
          Пришло неминуемое жаркое лето с его суетой, понаехавшими родственниками, поездками по чарующим достопримечательностям Крыма и обязательными походами в древние развалины Херсонеса. В то лето я не смела и заикнуться кому бы то ни было о своей странной встрече с чудоковатым мужчиной у храмового Алтаря.  Зимой, как обычно, уезжала надолго из дома. Постепенно история эта забывалась.

         И вот настало то самое удивительное в моей жизни лето, что всколыхнуло не только воспоминания, но и, прямо скажу, - перевернуло мое сознание и отношение к себе самой и к удивительному миру, в котором дал нам Бог родиться.
         В разгар вновь наступившего жаркого сезона ко мне неожиданно приехала в гости моя  подруга, народная целительница и врачевательница моей души. Она, к тому же, могла иной раз ясно видеть прошлое, впадая в своеобразное полу-трансовое состояние. Но до той поры ни разу не была сама я тому свидетельницей, поскольку такие моменты случались редко и требовали каких-то мне неведомых условий. О ее такой способности, впрочем, и не вспомнила, пока мы не решили устроить экскурсию на территорию моего любимого Херсонеса.
         Уже успела рассказать подруге о дивном происшествии с моей двоюродной сестрой, что приключилось несколько лет назад и подтвердило мощное воздействие на чувствительных людей известного тебе, читатель, Места Силы. Тогда сестру водила по развалинам и потащила, как водится, "зарядиться" энергией Космоса у Алтаря. Предупреждала, - стоять в таком месте долго совсем небезопасно!  Да, куда там! Сестре понадобилось гораздо больше, чем всем другим. Она застряла там надолго!  Последствия сего неблагоразумия проявились уже спустя минут двадцать. Мы после храма этого пошли искупнуться в море, поскольку несмотря на начало октября, был очень жаркий день и она, сняв шляпу у Алтаря, перегрелось на солнце. Её долгое купание в довольно прохладной воде меня насторожило, а уж когда, выйдя из воды, она понесла полный бред, мне, откровенно, стало страшно! Она не могла вспомнить ни числа, ни месяца, ни года, с безумными глазами вдруг меня спросив:"Где мы с тобой? Как сюда попали? Это Крым?!!" Тогда собрав в кулак всю свою волю и смекалку, постепенно, чтобы не испугать, в течении долгих часов приводила родственницу в чувство. Все обошлось. Уже на следующий день оказалось, что полностью вся наша поездка в Херсонес выпала из её памяти. И по сей день она утверждает, что в то лето не посещала это место.
             Все в красочных подробностях о том странном случае подруге рассказала. Мы посмеялись немного над моими комментариями к случившемуся с сестрой и стали подходить к поистине волшебному Храму. И тут... к величайшему своему изумлению слышу  её негромкие слова:
            - Мы сейчас прикоснемся вместе с тобой к алтарю. Наши руки должны соединиться мизинцами, а глаза  быть закрыты. Только, прошу тебя, помолчи!
            Оторопело смотрю на женщину, которой столько лет привыкла доверять, и жду её объяснений такого неожиданного приказания. Но она не смотрит даже в мою сторону и всецело погружена в себя. И тут проявляются запоздалые мысли: "Неужели, наконец-то, произойдет сеанс ясновидения? Очень кстати, однако! Необходимо убедиться в невменяемости того странного жреца, что пудрил мне мозги, да и покончить со своими фантазиями! Всем этим глупостям о прошлых жизнях теперь, уж точно, пришел конец!" Мне интересно, увидит ли она хоть что-нибудь?

         Тихо подходим, положили руки на неимоверно горячий от солнца камень Алтаря и обе молча закрываем глаза...
           "Я вижу! Вижу этот прекрасный храм. Смеркается. За высокими узкими окнами начинают проявляться неяркие звезды. Окна увиты плющом, что завивается причудливо в рамах и проникает листочками внутрь. Какие прекрасно-замысловатые и яркие рисунки мозаики на полу!.. Она сверкает под тончайшим слоем воды. Вода струится тихо по всей поверхности роскошного пола и красиво огибает колонны, что поддерживают высокий сводчатый потолок. Вдоль стен висят зажженные факелы, причудливо освещая внутренность богато расписанного храма. Чудесное многоголосое далекое пение слышно. Звуки приближаются... В храмовые широкие ворота входит процессия. Все молодые девушки. Они босыми ногами медленно ступают по воде не нарушая рисунка мозаик. В длинных белых балахонах, подпоясанных разноцветными шнурками. У каждой в руках толстые короткие свечи. Их огоньки почти не колышутся. Очень красиво поют. Проходят мимо меня. Только одна из них посмотрела в мою сторону... Господи! Да это же ты!!!"



Великая и могучая Дева! Сами Тавры говорили, что это Ифигения, дочь Агамемнона. Кто она такая? Надо вспомнить мифы Древней Греции. Вспомним, читатель? Вот только на вопрос: откуда полудикие племена Тавров могли знать эти, чуждые их языку, имена?- ответить нам никто не сможет!
.
Троянская война. Богиня Артемида наслала ветер, что не дает армаде греческих кораблей отплыть. Ропот и болезни среди воинов начались через несколько недель пустого стояния.  Что предпринять? Обратились к жрецам. Прорицатель Калхас объявил: Артемиде необходимо принести в жертву дочь царя Агамемнона Ифигению! И это есть единственный способ задобрить кровожадную богиню!  Смирился с волей Неба царь. 
        Стояла у жертвенника дева, отец же, дабы не видеть смерти любимой дочери, закрыл лицо плащом. Вышел Ахилл, окропив священной водой Ифигению и жертвенник, громко воззвал к Артемиде: ВСЕМОГУЩАЯ БОГИНЯ! ПОШЛИ НАШЕМУ ВОЙСКУ БЛАГОПОЛУЧНОЕ ПЛАВАНИЕ К ТРОЯНСКИМ БЕРЕГАМ И ПОБЕДУ НАД ВРАГАМИ!
   Взял Калхас жертвенный нож и занес его над юной девой. Но вместо нее у алтаря, обагряя его кровью, билась в предсмертных судорогах лань, сраженная ножом Калхаса. Свершилось чудо: богиня Артемида сжалилась над Ифигенией, послав вместо нее на жертвенник лань. Подул попутный ветер, не дожидаясь сожжения жертвенного животного, наполнив паруса кораблей, что тот час понеслись к берегам Трои.
       Богиня Артемида, похитив у жертвенника Ифигению, перенесла ее на берег Понта в далекую Тавриду, где та стала жрицей в храме Артемиды.
       У местных жителей спокон веков существовал обычай приносить в жертву богине чужеземцев, прибывших к берегам  Тавриды. Жрица приводила их к алтарю, где он падал под ударом ее меча!
       

           Маленькая деталь. Мозаика, покрытая водой, тебя, читатель, не смутила? А вот меня в то время - очень!  И первым делом спросила подругу, как только мы отошли от Алтаря:
               
       - Что-то я не поняла про воду на полу! Что это было? Откуда может быть в храме вода?
       -  Отчетливо видела воду! Она как-бы из-под стены просачивалась, растекаясь кругом, и уходила куда-то у противоположной стороны... - ответила, задумавшись она и пошла в ту сторону, указывая на нее рукой.
        Мы вместе стали обходить развалины и вдруг... увидели  прекрасно  сохранившийся в полу слив для воды. В неописуемом изумлении стояли мы, глядя друг на друга.