Философия Протагора

Петр Дьяков
Человек есть мера всех вещей.
Протагор.


Человек есть мера всех вещей существующих, что они есть и не существующих, что они не существуют. Именно такой знаменитый тезис Протагора! Философа софиста. Основателя софисткого образа жизни, преподавателя как бы мы сейчас сказали – репетитора, который брал большие деньги за свое учение.
Афинам во времена Протагора было нужно, что то вроде софистов. Афинам был нужен новый уровень приспособляемости в политике, традиционный консерватизм сильно тормозил управление делами города.
Успех, который имели софисты в то время, уже сам по себе вызывал негодование, и зависть у тех, кто был слишком беден, чтобы заплатить за такое учение. Поэтому в основном ученики софистов были богатые аристократы.
Протагор из Абдеры был легендарным адвокатом, который мог выиграть любое дело в суде присяжных для любой из сторон. А поскольку в городах государства того времени, для любого молодого грека, стремившегося сделать карьеру, умение выступать с речами на публике и компетентность в юридических вопросах были важными навыками. Это давало Протагору большой плюс в распространении учения софистов.
Протагор родился около пятисотого года до нашей эры. Он создал кодекс законов для города Фурии. Его доктрина, что человек есть мера всех вещей – истолковывается в том смысле, что каждый человек есть мера всего, и что когда люди разнятся между собою, то нет объективной истины, благодаря которой один прав, а другой не прав. Это в сущности скептическое учение и оно по видимому было основано на обманчивости чувств. Для практических целей неверие в объективную истину делает большинство атрибутом того, во что следует верить. Хотя он не знал, существуют ли боги, он был уверен, что им следует поклоняться.
«Что касается богов, существуют ли они я не знаю, из-за трудности этой темы и краткости человеческой жизни» (Брамбо «Философы Древней Греции», стр. 250).
Диоген Лаэртский сообщает, что Протагор первый сказал «о всякой вещи есть два мнения противоположных друг другу» чем согласно Клименту, оказал большое влияние на развитие эллинского мировоззрения.
«Сенека сообщает, что Протагор в своем учении заходит так далеко, что и сам утвер-ждал, что одинаково можно говорить за и против» (Чанышев, «Курс лекций», стр. 207).
Вообще Протагор, как и большинство софистов, отличался крайностями. В принципе мы можем заметить это и на личном опыте, когда будем идти на поводу своих чувствований и желаний, считая, что только моя субъективная истина является верной и мерилом всех вещей.
«Платон делает вывод, что Протагор прав в своем утверждении субъективности ощущений, но он не прав в утверждении того, что все они истины» (Чанышев, «Курс лекций», стр. 208).
Протагор, как и все софисты, не отрицал, что существуют законы природы, но понимал эти законы по своему, достаточно своеобразно. Это было как право правило сильного. А по-другому и не может, если истина для каждого своя, и истина одного человека, выше другого человека только потому, что имеет большую практическую ценность, то всегда окажется то, что добро для одного человека, будет злом для другого и каждый будет считать это за истину. Естественно при столкновении двух «истин» прав будет тот, кто сильнее.
И я поддерживаю в этом плане Сократа, утверждающего, что есть одна абсолютная и объективная истина. Протагор и софисты были теми, кто впервые в центр философских исследований поставил человека, его деятельность и результаты этой деятельности.
Протагор уже был философом нового типа, поскольку его философия имела иную сферу приложения, чем философия ранних греческих мыслителей. И этим Протагор определил себе место в истории греческой философии.