ТракТАКТ об эротической прозе

Виталий Бабич
          (тракТАКТ – производное слово от «трактат» и «такт»)

О такой щепетильной теме, как физическая близость между людьми, если и не запрещено думать и говорить, что угодно, то писать и опубликовывать лучше всего только самое тактичное. В чём же заключается этот ТАКТ?

Всю прозу, как и все произведения искусства, как, впрочем, и всё человечество, вполне можно разделить на три группы: созидательные, разрушительные и колеблющиеся между ними. Всё это существует в различных степенях, пропорциях, качествах. Всё это – разнофункциональные, разноуровневые инстанции.

Скажем больше: любое литературное творение – своего рода живое существо. А подпитывает его каждый читатель, каждый критик своим восприятием прочитанного. Понятное дело, какая подпитка, если проза, например, философская или юмористическая. А если эротическая?.. На портале Проза.ру её даже очень много.
Один из «местных» авторов недавно провёл «статистический анализ». Цитирую результат (http://www.proza.ru/2014/02/11/1926): «слово «СЕКС» в названии рассказа увеличивает вероятность, что его попытаются прочитать. На втором месте слово «КОТ», на третьем – «МУЖ». Коту повезло больше…

Так что же представляет собой эротика, на которую так часто «клюют»? Как сообщает нам Толковый словарь Ожегова, эротика – это чувственность, обращённость к половой жизни, к изображению её. То есть, как ни крути, эротическая проза вращается вокруг физиологических удовольствий, зависимость от которых способна воздействовать на человека так же сильно, как, например, алкоголь или какое-либо другое наркотическое средство (слава Богу, в современной литературе нет алкогольной прозы или наркотической). Любую сексуальную привязанность часто называют завышенным (воздушно-волшебным) синонимом «любовь», но от этого искажение только усиливается: духовный пласт культуры, каким является литература, оказывает услуги населению – интимные. А ведь не случайно Пушкин, Толстой, Достоевский и другие фундаментальные авторы эротической прозой не баловались. Писателям-фундаменталистам хватает глубоких тем вне постельных сцен. Тут стоит уточнить: эпизоды интимной близости между людьми как деталь всестороннего показа их жизни не следует путать со смещением этой близости на главный план повествования. Мол, убери у них секс, и не будет ни свободы, ни счастья, ни смысла жизни, ни сюжетной линии... Не перекос ли?

Перекос, в целом, проявляется у всего современного общества, когда потребительское отношение к жизни преобладает над созидательным. И происходит это по основной причине всех противоречий – отсутствия единого отношения к общечеловеческим ценностям («Не убей», «Не укради», «Не прелюбодействуй» и т.д.), причём на разных уровнях: от отдельной семьи до крупных социальных групп. И этот «общечеловеческий грех» оправдывает ли писателей-физиологов (писателей-эротиков)?.. Когда горит храм, масло в огонь не подливают.

А вот и очередные поджигатели страстей: в программе «Жить здорово» медики, заботясь о здоровье мужских половых органов, снова ратуют за не менее чем трёхразовое (в неделю) «питание» сексом. Подобная настройка на периодичность напоминает и гипноз, и НЛП, и даже армию. При чём тут армия?.. Да просто делают всех однообразными, как солдат. А ведь потребность в сексе, а соответственно, и процессы в половых органах, – всё это моменты индивидуальные, зависящие от уровня духовной культуры (или полной бездуховности) конкретного человека.

Сексуальная энергия настолько сильная, что любой перебор с ней (подобно огню в руках человека) опускает «любовь» на уровень энергий насилия. Таким «кормом» незамедлительно питаются разного рода потусторонние тёмные сущности (этот метафизический процесс отражён в «Розе Мира» Даниила Андреев). Эротическая проза, вызывающая у читателей чувства только ниже пояса, если и несут в себе эстетическую функцию, то не воспитательную и не духовную. Так могут ли они быть причислены к высокой литературе?.. Есть ли смысл творить низкопробное, пусть даже в яркой, эстетично привлекательной обёртке?..

Кто-то скажет: секс в прозе – это правдиво, реалистично. Но ведь, например, и проза о войне тоже правдива, реалистична, однако же от этого война идеалом не становится. Важна не правда сама по себе, а её влияние на человека, её результативность.
Причем, секс по своему содержанию тоже бывает разным: да, чаще сугубо физическим, реже – тантрическим, а любящим друг друга людям могут быть доступны эмоции, несущие душевную красоту, сердечную нежность, одухотворенную изящность…

И последний акцент на ТАКТичность. В соответствии с реализмом –творческим методом из арсенала большинства современных писателей – человек есть триединство «дух-душа-тело». Современная эротическая проза, пользующаяся большим спросом, вновь и вновь ставит тело в центр событий, душу упоминает часто в виде «обслуживающего персонала», а о духе вовсе забывает. Триединство искажается…
Восполнять этот пробел теперь можно с помощью нового метода – оптимализма: http://www.proza.ru/2014/11/06/483