Питер Мейл. Прованс навсегда

Николай Стародымов
ЛИТЕРАТУРА БЕЗ АДРЕНАЛИНА… НЕПРИВЫЧНО КАК-ТО…

Когда я читал эту книгу, испытывал какое-то странное смешанное чувство.  С одной стороны, так хотелось бы пожить в той обстановке, которую описывает автор. А с другой – а надолго бы тебя хватило, сомневаюсь в свой адрес…Пресная еда, конечно, полезная, но подсолить её всё же тянет.
Речь идёт о романе Питера Мейла «Прованс навсегда».
Суть книги очень проста. Простой англичанин приезжает в Прованс, т.е. во французскую глубинку. И он проживает в небольшом населённом пункте, неспешной и убаюкивающей жизнью.
О местных жителях автор пишет так. «Воздух чист, климат сух, фрукты и овощи в изобилии, готовят здесь на оливковом масле, слова «стресс» не знают, что это такое, не ведают – трудно найти сочетание более благоприятных факторов в таком изобилии». И далее м-р Мейн отмечает, что самый распространённый недуг у местных жителей – ипохондрия.
Автор сообщает об этом буквально на второй странице романа. И вся дальнейшая книга написана словно для того, чтобы эту аксиому доказать. Собственно роман, о котором идёт речь, назвать романом в классическом понимании слова и не совсем правильно. Это множество отдельных очерков, объединённых сквозными героями, проживающими на одной территории, и эти очерки сведены под одной обложкой. Из книги можно убрать какую-то часть очерков-главок, можно добавить новые – произведение от этого потеряет или обретёт сколько-то микросюжетов, однако и в том и в другом случае останется цельным.
Друзья мои, вспомните, в каких случаях мы говорим в адрес кого бы то ни было «Мне бы твои проблемы!». Мы при этом подразумеваем, что у собеседника всё же какие-никакие проблемы наличествуют. Потому что в России просто не может быть иначе! У нас проблемы всюду: в селе, в малых городах, в мегаполисах, в столицах… Эти проблемы есть у всех и у каждого без исключения!
Так вот, к действующим лицам романа данная реплика вообще не подходит никак! Она к ним неприменима! Те проблемы, которые они таковыми считают, для нас вообще не существуют.
Конечно, мне лично очень бы хотелось так пожить. Даже не знаю, сколько времени… Недельку хотя бы, или даже целый месяц… Но хватило бы меня на дольше?.. Не знаю, сомневаюсь.
С другой стороны, я ведь так никогда не жил. Даже в самые покойные времена застоя обязательно что-нибудь, да стимулировало выброс адреналина. Может, и втянулся бы?..
Чем мы нынче живём?.. Украина – Майдан – война… Крым – возвращение или аннексия – ура или зачем… Газ – Западная Европа – Китай… Стагнация – инфляция – безработица… Гастарбайтеры – межэтнические столкновения – нарастание национализма…
Да что там говорить – все мы в этом живём, и всем всё понятно, о чём веду речь, без дополнительных рассуждений. Я назвал только некоторые понятия информационной среды, в которой мы обитаем.
И вдруг читаешь, что существует, оказывается, совершенно иная жизнь. Не так уж далеко, если разобраться по земному глобусу, есть территория, на которой люди живут в совершенно ином измерении. Да и сами они совсем другие.
Ах, собачка приблудилась редкой породы! Ну, возьми себе, коль так хочется, да и вся недолга! Если хочешь быть честной, дай объявление в местной газете!.. Так нет же: в романе вокруг поисков хозяев этой псины раскручивается целый многопрофильный сюжет, в котором много действий, но все они вполне законопослушные и какие-то приторно-правильные.
Ах, на огороде нашлась золотая монета двухсотлетней давности!.. А потом и вторая. Вот скажи мне, простой российский читатель: а что бы ты сделал, если бы тебе улыбнулась такая находка?.. Можешь не отвечать, это я так просто спросил, интриги ради. А вот законопослушный англичанин, укоренившийся на французской земле, пошёл советоваться к соседу, потом к другому… В результате вся округа узнала про монеты! К чему ему такая огласка?.. Однако в книге ситуация не осложнилась никакими криминальными или ещё какими остросюжетными ходами. Вот такие они там, в Провансе, англичане!
Ах, у мужчины обострился геморрой! Жалко его, конечно, по-человечески жаль… Но только я не знаю никого в своём окружении, который бы начал об этом извещать даже друзей. А что в книге? То бишь, как в таком случае поступают в той же галльской провинции?.. Пригласили страдальца в гости. И он звонит хозяйке, узнать, чем она собирается потчевать гостей. Хозяйка в недоумении: зачем тебе это нужно знать заранее?.. Ответ: у меня геморрой, мне трудно высидеть весь обед, потому я приеду только на одно блюдо, вот и выбираю, на какое именно!.. Тебе смешно, читатель?.. А для них – норма!
И вот так – вся книга!
Когда читаешь какую-то фэнтези, там всё понятно: события происходят в неведомом «другом измерении», и потому вполне объяснимо, что не понимаешь героев. Но здесь!..
А читается книга легко. И юмор хороший такой, простой, незатейливый, от которого светло улыбаешься…
Я прочитал роман легко и с удовольствием.
Но только вскоре мне стало не хватать какой-то динамики, какой-то настоящей интриги, какой-то остроты, какого-то неожиданного поворота сюжета… Я вспоминаю, как в молодости читал произведения про юного водителя троллейбуса, или молодого заводчанина-новатора, или простого мотоциклиста (слова «байкер» мы тогда ещё не знали)… И было интересно!
А сейчас мы словно подсели на адреналиновые инъекции,  нам уже не хватает в произведении перчика или клубнички (каждому, в конце концов – своё). И простое повествование о простой жизни, без потрясений, нам уже скучно.
Признаться, этот вывод, когда я его осознал, немного огорчил. Выходит, и ко мне это относится.
Вот и задаюсь вопросом: я смог бы я жить в такой пасторальной обстановке, в которой ничего не происходит, где поход в аптеку – событие, где время течёт тягучее, как патока, где царит ипохондрия, и никто не знает слова «стресс».

Николай СТАРОДЫМОВ