Размышления о среднем классе в нашей стране

Спаклова Лилиан
 
  Стою на автобусной остановке. Автобуса давно нет. Обеденный перерыв.  Смотрю на проходящую мимо  публику.  Людей много. Неудивительно, центр города, полдень.
 Мимо мчатся машины, время от времени останавливаемые  светофором. Это едет средний класс.  Как же,  оказывается, у нас много людей, которые есть средний класс, опора нашего государства.
 Куда  до среднего класса  низенькому  мужичку,  идущему, неловко неся свой большой живот? Явный любитель  вермишели  Ролтон.  Ролтон -  конечно, не лучший вариант еды, но всё же лучше, чем когда есть совсем нечего.  Вот идёт   худенькая старушка в тёмном платке и  с большой тяжёлой сумкой. Кажется, сумка больше её самой. Идёт, согнувшись в три погибели. Ну, это тоже совсем не средний класс.
Ой, а это кто? Реклама, что ли? Нет, это не реклама. Это парень, но какой странный. Брюки в дудочку и большущие кроссовки. Сверху  яркая майка до колен, А волосы?  Сзади по плечам, впереди короткий  хохолок, и вся голова выкрашена в зелёный цвет, как, впрочем, и лицо тоже.
 Подходит ближе. Злые глаза смотрят угрожающе. Смотрю, люди  ускоряют шаг и как-то смотрят в сторону, будто не  замечая парня. Я тоже отворачиваюсь. Видно, злить  повышенным интересом  его нельзя. Ну, и  к среднему классу  его тоже не отнесёшь.
Вчера в магазине  попались на глаза две милые старушки. Таких раньше можно было встретить в русских селеньях,   старушки с добрыми лучистыми глазами. Я не могла поверить!  Они горячо учили друг друга, как  сделать Ролтон  удобоваримее, чтобы его можно было есть.
 Спасибо вермишели Ролтон, которая спасает  от недоедания  многих людей  явно не среднего класса.
Подошла  женщина, не могу назвать её старушкой, правда, по виду вполне  подходит  назвать её так. Женщина  с благородным лицом и умными серыми глазами. Явно бывшая учительница. Я сразу  узнаю бывших коллег. Может быть, она ещё работает, чтобы  чуть-чуть подзаработать, пенсия-то откровенно мала. И так всю жизнь – одна работа впереди; даже, когда, кажется, можно и отдохнуть, впереди всё та же работа, иначе, может, и на Ролтон денег  не хватить.
Учителей и врачей, между прочим, определили в средний класс. А пенсия? Бывшему среднему классу? А что есть у бывшего среднего класса? Квартира? Так её получили ещё во времена  Советов.  А теперь могут и отобрать.  Чтобы владеть ею, нужно ограничивать  себя во всём и работать, много работать. А сил - то уже нет, чтобы много работать. А скоро? Что будет совсем скоро?
  Сейчас очень часто  ведутся разговоры о том, что стариков должны содержать их дети. Как же так? Человек всю жизнь работал на  страну, на государство, а теперь содержите стариков, дети?
 Что касается среднего класса, который на колёсах, то и он, оказывается, не средний класс. Как обидно. Читаем в Википедии: «Средний класс – это социальная группа людей, имеющая устойчивые доходы, достаточные для удовлетворения широкого круга материальных и социальных потребностей».
Тогда,  кто у нас средний класс? «Ориентируясь на мировые критерии  благосостояния среднего класса, его представители  должны иметь от 12  до 27тыс. руб.  в месяц на одного члена семьи (расчёт от стоимости рубля в 2005году). У таких семей должны быть соответствующие квартиры, дома, машины, значительные сбережения, возможности комфортного лечения с отдыхом». Вот так.
 А вы не знали, что вы не средний  класс? Теперь будете знать.
 Не думайте, если вы из последних купили машину, даже, если и не совсем из последних,  то вы уже и средний класс?
 Среднего класса, оказывается, у нас нет. Социологи, однако, яростно спорят, есть у нас этот средний класс или нет. Пришли к мнению: средний класс у нас есть, и он составляет  2-3% населения.  2-3%? Маловато.  Нашли замечательный выход. У нас можно причислять  людей к среднему классу по их мироощущению. Ура! Ты  ощущаешь себя средним классом? Так будь им.  Всё прекрасно.
 А ведь средний класс – это опора государства.