Ставангер - нефтяная столица Норвегии. Гл. 1

Татьяна Сергеевна Дмитриева
 
                Из цикла "Европа своими глазами"

На авторском фото - скульптуры на улицах Ставангера напоминают о нелёгком быте норвежцев в прошлом веке; монумент "Мечи в скале"; жилые дома, вид на город; свежая рыба на фестивале еды. Ставангер, Норвегия.



В буквальном смысле Nordweg означает «северный путь» (в переводе с древненорвежского).  Этот путь на север Норвегии нам и предстояло проделать: от южного Ставангера до северного Харстада.

Итак, всё по порядку.

Наше большое путешествие по Великобритании закончилось трёхдневным отдыхом в Кардифе – столице Уэльса. Далее предстоял перелёт из Лондона в норвежский Ставангер за час с небольшим на маленьком самолёте, рассчитанном человек на 80.

Помыкавшись в аэропорту Хитроу в поисках погранконтроля, чтобы сделать отметку в паспорте, и не найдя его, прошли на посадку. Было ощущение, что мы перелетаем в очередную колонию Великобритании. Точнее, входящую в Соединённое Королевство провинцию. Так всё было по-свойски, без пограничников и прочих таможенных процедур. Среди пассажиров оказалось много военных.

Путь наш пролегал над Северным морем. На удивление безоблачная погода позволяла разглядеть окрестности восточного побережья Великобритании. Огромные просторы зыбучих песков от прилива приходили в движение. А волны своими белыми гребешками касались скалистых берегов. Редкая картина для островов Туманного Альбиона, обычно они и встречают, и провожают туманом и сплошной облачностью.

Поверхность насыщенного летними красками синего моря сверкала на солнце, то там, то здесь виднелись буровые платформы, добывающие нефть и газ. А множество военных и рыболовецких кораблей на поверхности оставляли шлейф, напоминающий хвост кометы. Конец июля, и это тоже чувствовалось: чем ближе мы подлетали к югу Норвегии, тем чаще встречались парусники и яхты.

Аэропорт Ставангера совсем небольшой, как и в большинстве других норвежских городов. Как-то там гигантоманией не страдают. Маленький зал ожидания и пограничный контроль на два пропускника. Нас на погранконтроле задержали, поскольку не понимали, что с нами делать. Минут 20 пограничник смотрел наши документы и не знал, как поступить.

Дело в том, что наша основная группа  прилетала из Москвы, кто раньше, кто позже, но из Москвы. А мы решили в Москву не возвращаться, а перелететь прямо из Лондона. Визы у нас  есть, но по Великобритании и по Норвегии. А вот согласования на въезд в Норвегию из Великобритании не было.

В конце концов, нас пропустили! Если бы это была Англия, уверена, нас бы отправили назад! Просто норвежцы не живут по столь твёрдым правилам.

Итак, мы в Норвегии! На условленном месте  встретились с нашей группой, прилетевшей  из Москвы.

Приятно удивил город своей чистотой и уютом, своей непохожестью на города Британии. Люди на улицах чувствовали себя свободно, улыбались, целовались, просто гуляли!

Нас поселили в гостиницу в центре города, небольшую, но чистую и уютную.

 Кстати, как и во всех северо-западных странах Европы, окна здесь с фиксаторами, больше, чем на 10 см не открываются. Все берегут тепло!

Сегодня нам предстояла экскурсия по городу Ставангер с посещением ежегодного фестиваля еды «Гладмат».

А теперь немного окунёмся в историю города и страны, с природой  и историей которой нам предстояло соприкоснуться в ближайшие 12 дней.

Как и в Англии, в Норвегии следы поселения первого человека относятся ко времени окончания последнего ледникового периода, то есть около 9 тысяч лет назад.

В эпоху раннего мезолита климат на побережье был исключительно благоприятный для заселения человеком. Ведь вдоль всего побережья проходит тёплое океаническое течение Гольфстрим. И норвежская территория была быстро заселена двумя родственными народами охотников и собирателей Фосна и Комса (название дано современное по основным памятникам археологии).

В период неолита на юге Норвегии существовала доиндоевропейская культура воронковидных кубков, а на востоке – культура ямочно-гребёночной керамики (предположительно финно-угорская). Затем  было заселение (были обнаружены останки) пришлыми племенами, предками теперешних норвежцев, принадлежавших к отдельному скандинавскому племени, родственному датчанам и англам.

Они образовали 20 – 30 отдельных групп, называемых fylke – по старонорвежски народ. У них рано возникло сознание необходимости выработки какого-либо права, которое регулировало бы отношения между фюльками и препятствовало бы распрям.

Несколько фюльков соединялись в одно общее собрание – тинг, на которое созывались все свободные члены общества. Собрание назначалось в определённом месте и в хорошее время года. Ведь Норвегия - страна, зависящая во многом от погоды.

Климат и природа не позволяли развиваться земледелию. Земля передавалась по наследству старшему сыну, младшие сыновья получали долю движимым имуществом и отправлялись искать счастье на чужбину.

В 8 веке набеги скандинавов на Европу приобрели невиданные масштабы! Участники этих набегов назывались викингами. Формально точкой отсчёта начала принято считать нападение викингов на остров Линдисфарн в 793 году. Но набеги случались и раньше.

Принято считать, что побудительным мотивом была перенаселённость. Но в последнее время исследователи сказаний опровергли эти предположения и считают, что мотив был – поиск славы и богатства. О чём свидетельствуют скальдические песни и рунические камни.

Викинги искали новые торговые базы и места для поселения. В этом помогло и кораблестроение у скандинавских народов, плюс коренные преобразования в обществе.

Порой сами короли пускались в путешествия, например Эрик Кровавая Секира (сын Харальда Прекрасноволосого) и Харальд Суровый.

Было два периода предпринятых экспедиций. В первом норвежцы плавали небольшими отрядами, нападая на берега и острова, и удаляясь на зиму домой.

Во втором периоде они собирали большие войска, заходили вглубь территорий и оставались на зиму в стране, которую губили. Строили там укрепления и поселялись в них. Так в Ирландии и в устье Луары во Франции они появились в 835 году, в Англии и по низовьям реки Сены – в 851 году.

Викинги побывали практически во всех частях Европы – вокруг Пиренейского полуострова, грабили Прибалтику, высаживались на Аппенинах, путешествовали по Киевской Руси, даже служили в варяжской гвардии в Византии.

 В конце 9 века произошло первое объединение юго-западных земель Норвегии. А произошло это недалеко от Ставангера на берегу фьорда Хаффьорд в 872 году, где Харальд Прекрасноволосый одержал победу, после чего и считается первым конунгом страны.

Об этом и были написаны многочисленные саги и предания.

Ему же удалось подчинить Оркнейские и Шотландские острова.

Город Ставангер назван от древненорвежского слова ставанг – посох, шест, столб и фьорд. На самом же деле в этом месте почти плоскогорье, много озёр и болот.

Сейчас, на месте сражения, установлен монумент «Мечи в скале». На берегу озера в скалу воткнуты 3 огромных меча, которые и символизируют единение норвежской земли.

А в те древние времена укрепление государственности происходило путём укрепления церковной власти. И в 1120 году недалеко от этого месте началось строительство собора Domkirke. Который и сегодня поражает всех своей монументальностью, величием и простотой.

А Ставангер получил статус города, где был учреждён епископат. Город имел большое политическое и экономическое значение вплоть до церковной реформы 1536 года, когда роль Ставангера, как религиозного центра, уменьшилась.

В 16 веке город стал важнейшим центром добычи сельди, вплоть до конца 18 века, когда запасы сельди истощились. И с 1825 года в скандинавских странах началась эмиграция в Новый Свет.

В середине 19 века сельдь вновь пришла к побережью Норвегии,  и в 1873 году была создана первая фабрика по производству консервов.

Купцы, судостроители и рыбаки, жизнь которых зависела от мест обитания рыбы, дали городу новую жизнь. И с начала 1880-х годов получила развитие новая промышленность – консервная, по изготовлению копчёной сардины в оливковом масле. Вплоть до открытия месторождений нефти и газа в 1969 году эта промышленность и давала жизнь горожанам.

Сейчас Ставангер – нефтяная столица Норвегии. Город расположен на юго-западном побережье Норвегии, это 4-й по величине город со 120 – тысячным населением.

Климат здесь мягкий морской, имеется множество песчаных пляжей. И хотя город расположен на широте нашего Санкт – Петербурга, зима здесь мягкая, а лето тёплое.

Город имеет как старые черты, так и новые. Из-за расположенности поблизости  представительств зарубежных нефтяных компаний.

Итак, в 1969 году на юге Северного моря в районе Экофиск была найдена нефть

 На острове недалеко от Ставангера были построены промышленные предприятия, обеспечивающие нефтедобычу.

Сегодня город очень приободрился. Государственная нефтяная компания Statoil вносит огромный вклад в развитие города.

Университет Ставангера с 2005 года получил статус государственного, сейчас там обучается примерно 10 тысяч студентов.

Ставангер стал европейской культурной столицей.  Здесь много театров, библиотек, проходит много фестивалей.

Думаю, нефтедоллары от нефтедобычи стоят того, чтобы обеспечить городу достойное развитие и расширение!

В этой связи хочу добавить, что многие русскоговорящие республики после развала СССР «поделились» своими рабочими руками и инженерными кадрами.

На протяжении всей поездки  мы знакомились всё с новыми и новыми людьми, бывшими нашими согражданами, которые вынуждены были покинуть свою страну.

Так, в Ставангере, нас сопровождала девушка из Украины, хорошо воспитанная и образованная, которая вышла замуж за норвежца и продолжала повышение своего образования в местном Университете. Она изучала литературу, ходила в народный театр, впитывала в себя, как губка, культуру норвежского народа.

Следует отметить, что коренные норвежцы пренебрежительно – высокомерны, тяги к знаниям у них нет, достаточно того, что они потомки викингов. Так они сами говорят о себе. Из государственного стабилизационного фонда им выплачиваются огромные субсидии, на которые можно хорошо жить.

Все они в основном встают на биржу труда, чтобы хоть раз в жизни 6 месяцев поработать на буровой установке, после чего вернуться миллионером. И с таким подходом они ждут своего часа.

Женщины же норвежки очень самостоятельны и нетерпимы, их равные права с мужчинами закреплены законодательно.

Поэтому такие девушки, как наши бывшие соотечественницы, воспитанные в послушании к мужчине, там востребованы.

Теперь опять ненадолго вернёмся в прошлое.

С 995 года конунг Олаф 1 начал христианизацию страны.
С 1397 года Норвегия подпала под господство Дании.

С введением лютеранства в Европе и Скандинавии Дания и Норвегия по церковной иерархии на длительное время подпали под влияние Германии. И стали немецкой провинцией.

Датский король Кристиан 3 распространил в Норвегии действие датской церковной ординации, и в 1537 году определил положение новой религии в церкви.

Попытка норвежского архиепископа Олава Энгельбректа воспрепятствовать введению новой религии оказалась безуспешной. Эта борьба за сохранение старой церкви привела к окончательной потере Норвегией своей самостоятельности и превращению её в датскую провинцию.

После разгрома войск Наполеона в 1814 году Норвегию передали Швеции, но народ взбунтовался. И шведы силой навязали Норвегии унию, просуществовавшую до 1905 года.

В 1905 году Норвегия расторгла унию и по результатам референдума объявила себя конституционной монархией. Королём был избран Карл Датский из династии Глюксбургов.

С 1935 года у власти практически всё время находилась Норвежская рабочая партия (социал – демократического толка). В 1940 году страну оккупировали немецкие войска, правительство и король эмигрировали в Лондон. Норвегия была освобождена в 1945 году силами СССР и союзников.

С 1949 года Норвегия в НАТО. С 1991 года король Норвегии – Харольд 5.

Вот такая небольшая история у Королевства Норвегия. Но её народ и по сей день гордится своими предками – викингами, изменившими ход истории многих стран Европы и пустившими свои корни во многие народы современного мира.

Норвегию населяют около 4,5 миллионов человек, 97 % из которых – коренные норвежцы. В Норвегии 2 языка, и оба норвежских: риксмол, сложенный на базе датского, и лангсмол, созданный на основе норвежских  сельских диалектов. И ещё саамский язык.

Религия – евангельская лютеранская церковь (88%), католики (4%) и другие конфессии.

Денежная единица – норвежская крона. Норвегия не входит в Евросоюз.

Теперь стоит поговорить о географическом положении страны, ведь главным достоянием Норвегии является её неповторимая природа, которая разительно меняется с юга на север. И в этом нам предстоит убедиться.

Итак, с юга на север Норвегия протянулась на 1500 км (по-прямой).

Протяженность береговой линии почти 22 тысячи км, протяженность автодорог почти 100 тысяч км, из них с асфальтовым покрытием – 61 тысяча км, железных дорог – 4 тысячи км.

На западе страна омывается Атлантическим океаном, на севере – Баренцевым морем, на юге – Северным морем и проливом  Скагеррак (граница с Данией).
Со Швецией граничит на востоке, протяженность границы 1619 км, с Финляндией на северо-востоке – 729 км, с Россией на северо-востоке – 167 км.

Большая часть Норвегии – это Скандинавские горы, самая высокая точка Гальхепигген – 2469 м в южной части гор.

На северо-востоке страны – зона арктической тундры. Кроме того, к Норвегии относится и остров Шпицберген, расположенный на север от Норвегии в Северном Ледовитом Океане на расстоянии почти в одну тысячу км.

Перед тем, как перейти к началу путешествия, хочу напомнить, что мест произрастания растений, которые могут служить человеку пропитанием, не так уж много. Поэтому половину необходимых продуктов питания Норвегия импортирует.

Уровень доходов населения самый высокий в Европе, но цены на всё заоблачные!

 Если пойти в ресторан, даже самый  плохонький, обед на одного человека обойдётся в 3,5 тысячи рублей (в переводе на рубли). Кстати, в Норвегии принято платить за себя самому.

Ну, а теперь с чистой совестью, поскольку кратко знаем историю Ставангера, пройдёмся по его улочкам.

Город на самом деле маленький, особенно старая его часть. С узкими улочками, булыжной мостовой, деревянными домами и десятками магазинчиков.

В этой части города находится 173 хорошо сохранившихся дома постройки 18 – 19 веков. Хочу сказать, что домики самые простецкие, как во многих наших деревнях. Их обшивают вагонкой и красят краской. Тем самым вид у них становится презентабельный.

Ни вверх, ни вниз расширять их не положено, да и территория не позволяет. А вот цены, как и на все дома в Норвегии, заоблачные. Такой домик 60 квадратных метров может стоить до 500 тысяч евро!

Мы посетили и кафедральный собор Домкирхе, освященный в 1125 году в честь святого Свитуна, чьи мощи (по легенде) находятся в храме. Он является небесным покровителем Ставангера.

Внутреннее убранство собора скромное: старинные витражи, скамейки, украшенные резьбой по дереву, небольшой орган. Скромность и простота.

Нельзя не  обратить внимание на чугунные фигурки в рост человека, которые то там, то тут встречаются на улочках города. Этот скульптурный проект британского монументалиста – подарок горожанам. Ясно, за что.

Все улочки старого города, как и положено в приморских городах, выходят к гавани. Здесь нашему взору представились деревянные склады, используемые в прошлые века как хранилища перед загрузкой судов.

Бросилось в глаза то, что сейчас набережная находится на уровне вторых этажей складских помещений. Так за два столетия мусор и продукты жизнедеятельности человека оттеснили море.

А вот и фестивальные павильоны!  Сам праздник уже закончился, речи произнесены, победители награждены, танцы окончились. Мы пришли вовремя – начиналась трапеза! В палатках и павильонах зашевелились, приглашая отпробывать деликатесы. Это действительно был праздник ЕДЫ, самое внушительное пиршество Скандинавии!

Из каждого уголка Норвегии, из каждой деревни приехали коренные жители такой большой и такой разной страны!

Мы попробовали массу местных напитков, настоек на травах, на ягодах, на меду. Не обольщайтесь! Конечно, угощают из стаканчиков размером с напёрсток. Но вкус уловить удалось!

Сколько супчиков из знаменитой норвежской трески под названием «лютефикс» и «клипфикс» попробовали!

А вот и северные народы Норвегии, с их лососиной и олениной во всех видах! Картофельные блины «ломперс» и традиционные блины «свелле»! А кексов и булочек, запеканок, суфле и муссов – не счесть.

Молочных продуктов и сыров разных видов из козьего и коровьего молока тоже не счесть!

Чуть не забыла упомянуть самое главное блюдо в рационе коренного населения – морепродукты. Их было столько на прилавках, сколько мы нигде в тёплых странах не видели. И даже названий не знаем!

Настолько разнообразен стол норвежцев, насколько разнообразна природа страны!

Мы и не заметили, что наступил вечер, зажглись фонари, а праздник всё продолжался. Хлебосольные северяне - норвежцы продолжали угощать гостей своими яствами.

А мы, счастливые и довольные, а главное сытые (после Британии), отправились спать. Завтра предстояло путешествие вглубь Норвегии к городу Берген, на родину Эдварда Грига.



Главы из авторской книги "Дорога на север. Норвегия", 2012 год.

Продолжение: "Дорога в Берген" - http://www.proza.ru/2016/09/19/46

Маленький композитор с огромным талантом" - http://www.proza.ru/2014/10/28/916