Отношение к мобилизации в Украине

Василий Гапонов
Как я понимаю из вполне открытых источников, даже украинские чиновники признают, что уклонение от мобилизации идет полным ходом. Чего стоит недавнее сообщение от советника президента Украины Юрия Бирюкова, заявившего от трусости призывников из Ивано-Франковской, Тернопольской, Закарпатской, Волынской областей. В эпитетах не стеснялся:

- "А еще - он трусливая скотина... Поджав хвост он прячется от военкома, он меняет номер телефона, он собирает манатки и чешет в Румынию, Венгрию, Словакию или Польшу. И там сидит, весь такой довольный своей гениальностью.
...Главы 14 сельсоветов Ивано-Франковской области отказались получать повестки на оповещение... 57% оповещенных военнообязанных Ивано-Франковской области не прибыли на прохождение медицинкой комиссии... 37% оповещенных военнообязанных Ивано-Франковской области покинули территорию Украины".

Хотя выполнение плана по мобилизации в Херсонской области он считает удовлетворительным. Опять же, я не собираюсь сейчас судить о патриотизме всей области, прилегающей к Крыму. Я видел, что даже спутниковые антенны там покрашены в цвета национального флага и, значит, там живут патриоты, готовые овевать за флаг, но я сошлюсь на беседу одного моего знакомого из Херсона, который оценивает ситуацию несколько иначе.

Дальше разговор местами пойдет в форме диалога и для простоты я буду авторизацию обозначать попроще: Я (понятно кто - я) и З - знакомый. Итак, приведу выдержки нашей интернет-беседы, сохраняя их стилистику:

(Я) - Тебя под мобилизацию в военкомат не тянут?

(З) - Я как-то в своё время не стал на учёт в военкомате, то у них ремонт, то ещё что-то, а потом у меня как-то не получалось, вот так Бог и отвёл. По мне, честно, так лучше пусть садят, чем непонятно за что воевать.

(Я) - У вас там призывают? Уклонение около 1000 баксов стоит? Знакомые говорили с Херсонщины, что где-то так отмазка им обошлась.

(З) - Не знаю, слава Богу, не сталкивался, да и в городе вроде тихо, может по сёлам собирают (на городских сильно далеко не уедешь), все понимают что это бред. В сёлах сильно не спрячешься, куда им деваться? В городе попробуй отлови, здесь вся перефирия (в Херсоне), им повестки в селе приносят, а они все здесь. У моей жены брат тоже приезжает на 2-3 дня (когда военкомат шерстит по селу). Да, многие в Россию ломанулись за деньгой (кто успел), сейчас уже не выпустят.

На следующий день, после разговора с херсонцем, я имел возможность общаться со своим бывшим сослуживцем (в Лиепае служили в конце 1980-х) из Сумской области.  Мы прежде хорошо общались, хотя и нечасто. В июле прошлого года я общался с ним на тему мобилизации и он мне ответил так:

- Дети  дома, мобилизация  идет, забирают мужиков. Дай бог чтобы не было  войны. Кому то деньги, а кому то смерть. Толстопузы дерутся, а люди страдают.

Я вот и решил узнать спустя полгода как там обстановка, упомянув, что в Херсонской области много уклонистов. И тут я заметил явные изменения в его суждениях. Честно говоря, я пожалел, что спросил перед сном, потому что потом не мог долго заснуть от неприятного осадка в душе. Вот его ответ:

- У меня с роботы два пацана воюют. У нас добровольцев много, никто не уклоняется и денег не платят, племянник воюет из майдана. Наверное, скоро пойду свою землю захищать (защищать - прим.)) буду, а то Россия прет, дураками нас делает. Вася, братская страна так не делает...

Я, конечно, ответил. Сказал, что братская страна тоже "москаляку на гилляку" не вешает и не ерничает насчет "кто не скачет, тот москаль" - этот русофобский дух был ДО Крыма и России спокойно смотреть, как в результате госпереворота к власти в Киеве пришли воинственные маргиналы, тоже глупо. И это многообещающее начало не предвещает для будущих отношений с Россией ничего хорошего.

В общем, если бы нас сюда в Крым пришли покорять Яроши с Тягнибоками, сыпя нам на головы бомбы за непокорность и чтобы Россия не вмешивалась, то это было бы по братски. Ярош был бы доволен, Семенченко потирал руки в обнимку с Ляшко. Даже при таком невмешательстве, я более, чем уверен, что русофобские реплики и угрозы раздавались бы не менее громко, а договор о размещении российского флота был бы разорван в самое ближайшее время. Короче, какое там братство может быть по отношении к врагу, захватившему власть в стране?

Оно ведь если бы европейский выбор делался нормально, в результате выборов, как это до этого происходило, то оспаривать любому соседу такие результаты было бы проблемно. Но ведь когда власть захватили жульнически и потом что-то лопочут о Будапештских договорах, гарантирующих безопасность - это верх политического лицемерия. Это все равно, что своровать удостоверение работника спецслужбы, а потом требовать привилегий и подчинения себе, как обладателю этой волшебной корочки.

- Ты как корочку-то заполучил, бродяга?!

Все эти гарантии на честных игроков рассчитаны, а не на майданных шулеров.

В общем, как я понял,  в мозгу моего бывшего сотоварища по службе пересилили аргументы толстопузов и пойдет он сейчас проливать кровь за олигархов. Не за родную землю - нет! За неспособность киевской власти договариваться со своими подданными. За их гонор и несговорчивость. За их красивые, но несбыточные обещания. За "их" Украину. В общем, "За Порошенко, за Яценюка-Кличко-Ляшко-Турчинова мы смело в бой пойдем и как один умрем в борьбе за это!" А всего лишь и надо, убери эту шваль с престола, остуди голову и все станет на места.

Я понимаю, что мои два случая не могут притязать на объективное описание мобилизационной ситуации в Украине. Однако я привел пример как уклонистов, так и реального добровольца. Не все бегут от АТО, есть и идейные сторонники.

Пребывая в грустном состоянии от известий от сумского товарища, я поделился с херсонским другом об этом. Вот, тоже приведу выдержки его суждений:

- Ага, у нас попробуй кого-то достать, нет, Василий, у нас контуженых на порядок поменьше, это точно. Да просто надо воспринимать всё правильно, а не то, что показывают по телевизору и разговаривать с теми, кто оттуда приезжает. Вась, ну а за друга не переживай, ошпареных больше чем отмороженых. У нас тут был батальон "ХЕРСОН", тоже кричали "да мы", а поехали в зону АТО и в первый день погибли комбат с водителем, а на второй день попали в иловайский котёл, приехали и смотрю что-то никто больше не рвётся туда.

Дальше он предлагает свой рецепт ухода от войны, но тут я не ручаюсь за верность сказанного, хотя он говорит, что это случилось во время последней мобилизации в 2014 году. Может случай и не вполне достверен, но он передает само отношение к делу:

- Ну в Николаеве собрали около 2000 чел., дали в руки автоматы и хотели туда отправить, все в один момент автоматы побросали, отказались и кто что им сделал? Всем надо отказываться, а ни по одиночке, тогда будет толк.