О теории этногенеза Гумилева

Историк Владимир Махнач
Отрывок из лекции «Иоанн Третий. Создание России». Москва, Дом культуры «Меридиан». 14.04.1999.

Вопрос: Почему вы сдержанно относитесь к теории пассионарного толчка Гумилева?

Ответ: Это не теория. Гумилев — автор теории этногенеза. Он включил в нее гипотезу пассионарного толчка. Во-первых, потому что его астрофизическое объяснение не только для меня, но и для астрофизиков неубедительно. То есть, я не считаю, что ее можно опровергнуть, но она неубедительна. Во-вторых, по логике Гумилева литовцы и русские должны были быть рождены одним и тем же пассионарным толчком XIII века. Мы как раз проходим это время в нашем курсе. Тем не менее, мы видим и в XIII, и в XIV веке, и в первой половине XV века, что литвины энергичнее нас, пассионарнее нас, как если бы они были на 80-100 лет постарше нас. Вначале опережает более старый этнос, а потом он за то расплачивается. Как-то не получается, чтобы литвины и русские родились одномоментно. Могу привести и другие подобные примеры. Кроме литовцев по возрасту близки нам волжские татары и восточноевропейские евреи ашкенази. Ведь евреи — это же не этнос. Ашкенази — этнос, сефарды — этнос, фалаша — этнос. Поляки, вероятно, тоже близки нам по возрасту. Но все равно никак не получается, чтобы они все родились в одно время. Я высказывал это Льву Николаевичу.

Вопрос: Кто были троянцы с этнической точки зрения?

Ответ: Думаю, что того никто не знает. Но можно подозревать, что они были этническими предшественниками римлян и что Энеида Вергилия и миф об Энее, который лег в основу поэмы, не лгут. Как-то мы с коллегами говорили о справедливости замечания, что Ахилл — типичный ахеец, то есть предок греков, не грек еще. И тут один из моих коллег заметил, что гораздо интереснее, что Гектор — типичный римлянин, ну пусть предшественник римлян. Он же человек долга! Гектор — человек семьи, абсолютный римлянин! Да, возможно, что троянцы — предки римлян.


Отрывок из лекции «Уния. Борьба за Православие». Москва, Дом культуры «Меридиан». 15.12.1999.

Лев Николаевич Гумилев построил безупречную концепцию этногенеза. Можно его критиковать, можно об этом очень долго дискутировать. И это, надеюсь, будет. Великий мой учитель проврался, как только мог, по очень простой причине: он был первый. Первый! Он создавал новую научную дисциплину. Поэтому он тянул одеяло на себя, естественно. Я ему говорил: «Лев Николаевич, голубчик, пассионарный толчок — это не серьезно, не получается». Но одно-то он точно выверил — то, что я могу проверить по любой нации, по любому этносу: этносы смертны, их жизнь — от 12 до 15 веков.


Отрывок из лекции «Что есть народ (этнос, нация)». Москва. 2006.

Я готов подробно — а в русской истории буду делать это постоянно на протяжении курса — нарисовать фазы возраста для любого этноса, если он достаточно документирован в истории: для древних евреев, древних греков, древних римлян, пожалуйста, хоть до посинения. Всё разложу по фазам. О пассионарности можно спорить и нужно. Надо только усовершенствовать то, что сделал Гумилев. О возрастах спорить нельзя.

Почему рождается этнос? Гумилев пытался найти астрофизические объяснения. Очень неубедительно. Пересказывать не буду. Почитайте сами. Это написано, опубликовано. Гумилева читать легко. Но неубедительно! Его «астрофизическая теория пассионарного толчка от наложения всплеска солнечной активности на всплеск активности центра Галактики» — это такая… (чушь). Ну, великий человек имеет право на собственное безумие. Он подлинно великий человек. Я был молодой тогда и наглый. Я тоже прощаю наглость хорошим студентам, и мне Гумилев прощал. Я ему сказал: «Лев Николаевич, давайте категорию «пассионарный толчок» отдадим теоретической сантехнике» (смех в аудитории). «А вы придумаете лучше», ответил мне (огрызаясь) Гумилев».

Вопрос студентки: И вы придумали?

Ответ: Нет. Для меня достаточно, что это происходит по воле Всевышнего. Наверное, у этого есть своя физика, но пока мы ее не нащупали. Во всяком случае, «пассионарный толчок» — это одномоментное (не в секунду, понятно, ведь человеку нужно девять месяцев, чтобы родиться) рождение многих пассионарных особей. Вот тогда родится новый народ, причем не один, как правило, а несколько соседей, потому что у всех свое культурное наследие, у всех свои этносы-предки, все говорят на каком-то языке…