Об эвенах и имперских качествах русской нации

Историк Владимир Махнач
Отрывок из лекции «Русско-японская война и ее последствия для России». Южно-Сахалинск. 2004.

Сибирские народы русских принимали с удовольствием, иногда с особенным удовольствием. Один пример:

В XVI веке в современной Якутии появились первые казаки, а в XVII веке в ней появились якуты. Обратите внимание на эту замечательную игру понятий — русские до якутов появились в Якутии. Якуты поднимались с юга, из степи. Их в свою очередь теснили джунгары, но там были свои проблемы. И якуты расчищали себе территорию огнем и мечом в самом буквальном смысле слова. Тогдашнее исконное население Якутии — эвены и эвенки были доблестными лесными охотниками, но вооружены они были луками, а одеты они были в лучшем случае в шкуры. Якуты же были одеты в панцири и шли с мушкетами. Эвенов не существовало бы в наше время, уже давно их просто не было бы на лице Земли. Но так как в Якутии оказались и русские казаки, эвены и эвенки живут по-прежнему.

Вот один из примеров нашей однозначно положительной роли. Я не буду здесь говорить о том, что мы несли культуру, цивилизацию, просвещение. Бог с ним! У каждого народа свой взгляд на то, нужна ему цивилизация или нет, и какая именно. А вот когда речь идет о самом существовании народа, тут, согласитесь со мной, — дело другое.