О Борисе Немцове и диктатуре закона

Историк Владимир Махнач
Отрывок из лекции «Вавилон и Ассирия». 2002.

Развитая правовая система — это, конечно, благо, но совсем не бесспорное, не лучшим государствам присущее. Во всяком случае, это не самоценность.

И когда какой-нибудь Борис Немцов утверждает с экрана телевизора, что демократия — это диктатура закона, то, говоря мягко, он социально опасен, а если говорить жестко, он просто враг русского народа.


Отрывок из лекции «Александр Третий». Дом культуры «Меридиан», Москва. 14.02.2001.

Кстати сказать, земские реформы Александра Второго даже сейчас подлежат изучению и во многом восстановлению, ведь у нас и поныне нет земского самоуправления, а, следовательно, нет и основ демократии. Иначе и не бывает. Демократия выстраивается только снизу, только снизу вверх!

Вот тогда, при государях, демократия была. А после отречения последнего государя у нас демократии не было, как нет ее и сейчас, потому что, если мы представим себе государство, которое управляется формально неограниченным монархом, без парламента, даже без аристократической палаты, но в котором на муниципальном уровне, на земском уровне существует широкое самоуправление, то в этом государстве мы должны будем признать наличие демократического элемента власти.

А теперь представим себе государство, например, наше нынешнее. У нас уже есть двухпалатный парламент, но число палат растет. И вроде бы еще какой-то совет губернаторов то ли будет, то ли нет. Высших судебных инстанций зачем-то две. Соединенные Штаты и то одним верховным судом обходятся, а у нас — отдельно верховный суд и отдельно конституционный суд. Палат всяких пруд пруди, а внизу управление чисто бюрократическое. Вот это государство никакой демократии не имеет, никакой демократией не обладает!

И как бы ни хрюкал господин Немцов, что демократия — это власть закона, он лжет!