Рецензия на фэнтезийный детектив Дмитрия Дашко Джи

Василий Макаров
Ссылка на произведение: http://knijky.ru/books/talisman-gnomov

Произведение «Джига со смертью» является произведением на стыке двух жанров: детектива и фэнтези. С классическими детективами произведение объединяет сюжетная линия, включающая расследования, преступления, борьбу криминального мира и стражей порядка. Хотя действие и происходит в фэнтезийном мире, но сеттинг произведения включает в себя развитую юридическую систему, право, судопроизводство, что также  характерно для детективных произведений.

Из фэнтезийного жанра в произведении присутствуют различные расы существ - эльфы, гномы, люди, - а также магия и другие сакрально-оккультные элементы. На мой взгляд, фэнтезийная составляющая произведения носит вспомогательную роль, лишь изредка способствуя разрешению сложных сюжетных ходов.

Нужно отметить, что классический фэнтезийный сеттинг достаточно сильно отстоит от требований хорошего детектива. Ни юридической системы, ни судопроизводства «эталонные» фэнтези не имеют. А из права они обычно включают только право сильного. Таким образом классические фэнтези смещаются от вопросов законности к вопросам моральности, и обычно строят сюжеты вокруг борьбы сил Добра и Зла.

Посему я предлагаю смотреть на данное произведение как на обычный детектив с небольшими элементами фэнтезийности, которые лишь придают дополнительную окраску сюжету.

Сюжет произведения и главный герой

Весь сюжет разворачивается в королевстве без названия, точнее в столице королевства, у которого также нет собственного названия. Для большей атмосферности произведения не помешала хотя бы краткая отсылка к истории города и страны, где разворачиваются описываемые события. Перед стандартными детективами, разворачивающимися в пейзажах реальных городов, такая проблема зачастую не стоит.

Сюжет произведения закручен достаточно интересно, в лучших традициях приключенческой литературы. Автором умело используются классические приемы дедуктивного метода. «Интеллектуальный» поединок главного героя с преступником богато перемежается схватками, погонями и прочими атрибутами жанра.

Однако нужно помнить, что хороший детектив делает не только сюжет. Все мы хорошо помним десятки детективных героев, от хрестоматийного Шерлока Холмса, до Глеба Жиглова и других современных нам персонажей. Непременным атрибутом детектива, а особенно детективной серии, является хорошо прописанный харизматичный главный герой. Такому герою нет нужды быть эталоном положительности, даже наоборот, тщательно выверенная доза грубости, цинизма или даже жестокости придает шарма и усиливает сопереживание главному герою. Неидеальным читателям легче ассоциировать себя с такими неидеальными героями.

Однако, главный герой произведения, мистер Гэбрил, вызывает немало вопросов именно с этой стороны. Гэбрил производит впечатление сборного портрета Джона Уотсона, Перри Мейсона, Ниро Вульфа и некоторых других литературных персонажей. С одной стороны Гэбрил представляется как беспризорник выросший в приюте и воспитанный ворами. Он прошел как минимум две военные кампании и носит прозвище «Сухарь». Однако для Сухаря Гэбрил слишком часто мучается угрызениями совести и слишком возвышенно идеалистичен, особенно в личной жизни и семейных отношениях. Да еще плохо переносит вид крови, по его собственным словам.

В произведении неоднократно упоминается безупречная репутация мистера Гэбрила, однако также упоминается его причастность к нескольким преступлениям, судебному приговору и замене каторги на службу в армии. Первое со вторым увязывается весьма слабо и даже фэнтазийный сеттинг произведения не оправдывает таких нестыковок.

Также слабыми представляются отсылки к тому, что мистеру Гэбрилу много дала военная подготовка и служба в армии. Более правдоподобны были бы отсылки к тому, что беспризорное детство позволило герою пройти военную службу и вернуться живым и невредимым. Особенно сильно это несоответствует с первым попаданием Гэбрила на войну как наказания за совершенное преступление. Очевидно, что таковых служивых по неволе военные командиры рассматривают как расходный материал и потенциальную угрозу дезертирства. Такое отношение не вызывало бы в последствии у мистера Гэбрила теплой ностальгии.

Также весьма неестественным является то, что мистер Гэбрил, при всей своей пестрой биографии и неординарной профессии, не знает особенностей одного из самых криминальных районов своего родного города - старой набережной. В этот момент Трещётка, старинный друг Гэбрила, с которым тот рос в одном приюте, справедливо смотрел на мистера Гэбрила как на свалившегося с Луны. Разумного объяснения данному странному факту автор к сожалению не даёт.

Кто составит компанию частному детективу?

По устоявшейся детективной традиции, главного героя в его приключениях сопровождает неизменный спутник-помощник. Литературная роль персонажа помощника заключается в контрастном выделении выдающихся особенностей главного героя. Диалоги между героем и помощником часто несут сюжетную нагрузку, позволяют глубоко и красочно описать героя. Отношения между героем и помощником часто добавляют интереса, психологичности и живости повествованию.

В данном произведении роль этого спутника выполняет молодая эльфийка Лиринна. Из произведения мы знаем, что Лиринна и Гэбрил состоят в интимных отношениях. Сами эти отношения на протяжении произведения развития не получают, за исключением вполне естественной и ожидаемой помолвки с участием родственников Лиринны.

Лиринне на момент действия сюжета произведения всего 19 лет. В момент ухода мистера Гэбрила в армию ей было 18. Возникают вопросы, насколько этичны были интимные отношения мистера Гэбрила со своей помощницей ранее, и с какого возраста она начала на него работать. Вопросы эти остаются без ответа, так что можно посоветовать автору не пренебрегать общепринятыми моральными нормами, особенно там, где в этом совсем нет необходимости.

Еще мы знаем о Лиринне, что она владеет неким эльфийским единоборством, чем неоднократно спасала мистера Гэбрила от физической расправы. Образ Лиринны проработан неглубоко и не несет функций персонажа-помощника классических детективных произведений. Для большего соответствия детективным канонам, автору было бы уместно романтическо-идеалистические переживания мистера Гэбрила перенести на Лиринну, Тогда и главный герой более соответствовал бы прозвищу «Сухарь», и возникшее напряжение между персонажами оживило бы произведение и добавило бы новых интересных красок.

Кто играет за «темную сторону»?

Лорд Риторн, хотя и персонаж второго плана, также вызывает недовольную усмешку читателя своими познаниями в биологии и склонностью к революционному методу свержения существующей власти. Главе преступного мира «Мяснику», а именно так читателя знакомят с этим персонажем, не пристало проявлять любопытство к букашкам и социалистическим идеям. Автор сообщает нам, что лорд баллотировался на пост мэра, но безуспешно. Общий уровень коррупции и преступности в городе предполагает, что глава организованной преступной группировки, к тому же находящийся в розыске, найдет себе более полезное занятие, чем тратить собственные деньги на подготовку восстания в каких-то южных провинциях.

Подобное поведение больше подошло бы романтическому коммунисту, шагающему к высокой цели не считаясь с жертвами, а не главе преступного мира. Характерное поведение преступников заявленного уровня - получать личную выгоду при любой форме правления и при любой власти, сращиваться с властью в коррупционном симбиозе и устанавливать собственную теневую власть над городами и целыми регионами. К сожалению, на роль Профессора Мориарти лорд Риторн совершенно не годится, он мелок и жалок.

Сцена захвата лорда Риторна и Леди Разбойницы «спецназом» из троих капралов зверской наружности вызывает крайне противоречивые чувства. Раз троих дуболомов достаточно, чтобы обезвредить парочку крайне опасных преступников, то всё описываемое противостояние криминального мира и законности выглядит не более чем фарсом.

Атмосферу детектива немного оживляет эпизод с привлечением лютанской ОПГ для поимки парфюмера. Броско, лидер группировки, один из немногих злодеев, кто выглядит достаточно аутентично в своей роли. Он представитель национальных меньшинств, выглядит как предводитель мафии по сицилийскому образцу и ведет себя соответственно. Броско ставит вендетту (кровную месть) на первое место и имеет достаточно чести для выполнения обещаний.

Кто отправится за сокровищами?

После завершения детективной линии повествования автор весьма неожиданно продолжает повествование уже в адвентюрном ключе. Частный детектив, его заказчик, главный преступник и еще пара случайных персонажей немедля отправляются на поиски древних сокровищ. Этим поискам посвящены последние две главы произведения.

Приключение излагается довольно скомкано. Практически полное отсутствие описания природы и окружающих мест делают повествование заметно беднее первой части произведения.

Финальная развязка читается со значительным облегчением, наконец то всё это кончилось! Автор мог бы быть более благосклонным к читателю и вынести приключенческую линию в отдельное произведение. Это позволило бы более полно раскрыть атмосферу приключения, тем более, что это уже немного другой литературный жанр.




Что же получилось в итоге?

При всех необходимых атрибутах детективного произведения «Джига со смертью» испытывает явный недостаток в ярких харизматичных персонажах, особенно это касается главного героя и его помощницы.

Также было бы полезно не балансировать на грани двух жанров - детектива и фэнтези, а выбрать одну наиболее подходящую для сюжета оболочку. Тем более, что каждое из этих литературных направлений достаточно богато само по себе и в дальнейшем приукрашательстве не нуждается.

В текущем виде произведение пестрит ненатуральными и плохо совместимыми между собой эпизодами: баллисты соседствуют с огнестрельным оружием, магия с юридической системой права. Призрак Барона Отто фон Бомма вообще выглядит как  Deus ex machina, необоснованно появляется в самый нужный момент и играет не последнюю роль в распутывании замысловатого сюжета.

Безусловно произведению пошли бы на пользу дополнительные описательные вставки, которые бы ввели читателя в историю и жизнь описываемого города и страны.

Небольшие литературные ошибки, типа фразы «дождь лил как из бездонной бочки», также не улучшают восприятие произведения.

Проработка этих вопросов поможет сделать из «удовлетворительного» детектива вполне достойный образчик данного жанра.