14. Евгения Кордова. Икра из баклажанов

Архив Конкурсов Копирайта К2
Работа написана для 11-й Школы К2 «Действуем!» http://proza.ru/2015/01/28/1952

Объем 6 111 зн.


- Я не люблю баклажанную икру, - сказала подруга, когда под вечер, уставшие и голодные,  мы добрались-таки,  в живописную усадьбу с вековыми плакучими ивами на берегу узкой спокойной речушки, где нам предстояло провести два беспечно-счастливых дня. 
- Да? – изумилась я, - ты не любишь баклажаны? А зачем мы тогда их взяли?
- Я люблю баклажаны, а не икру, - упрямо повторила она.
- А ты их живьём грызёшь? – я засмеялась: - Это тебе только так кажется.

Икру из баклажанов меня научила готовить старая Бакинская еврейка.
Я ставлю на плиту сковороду, наливаю в неё подсолнечное масло и включаю огонь на среднюю мощность.  И беру один из двух  упитанных баклажанов,  с такими толстыми бочками, что, кажется, кожа на них, нежная, темно-фиолетовая с глянцевым отливом, вот-вот лопнет, нарезаю его длинными ломтиками,  вдоль,  каждый примерно в сантиметр или чуть более толщиной;  ровно столько ломтиков, сколько поместится на сковороду.  Мне придётся сделать три или четыре закладки.
- Уууу, какое вкушнотеево! – шамкает с набитым ртом  подруга минут через сорок, когда мы уже умостились за накрытым столом,  и она откушала первую порцию готовых баклажанов.
А друг, подняв запотевшую рюмку с холоднючей, из морозильника, водкой неверной, изуродованной артритом, рукой и лукаво улыбнувшись одним только взглядом измученных серо-голубых  глаз, произнёс: - За нас, девочки.  И пусть те, кто нам не подходят, к нам - не подходят.
Любая хозяйка скажет, что нарезанные баклажаны надо посыпать солью или положить в солёную воду и  оставить  так на какое-то время,  чтобы ушла горечь, так вот – мы этого делать не будем. Нет, я,  конечно, посыпаю их солью, а ещё  и  перцем  - с одной стороны - и тут же, пока они не успели пустить слезу, укладываю этой стороной на раскалённую сковороду. Сверху подсолю и поперчу чуть позже, ровно перед тем, как начну их переворачивать.
- Нина Юрьевна, а сколько надо класть … не важно чего? – спрашивает невеста сына. Я хмыкаю и выдерживаю паузу, а сын, зная ответ,  начинает хохотать: - На глаз! На вкус! На нюх!
Этот ответ всегда приводил его в неистовство.
Именно так: на вкус, на нюх и на глаз. Я не знаю ваших вкусовых предпочтений, остроты обоняния и особенностей визуального восприятия.  Поэтому в этой части вам придётся ориентироваться на себя.

  А пока я располагаю рядом, на соседней конфорке,  неглубокую миску  с вставленным в неё  дуршлагом  - между их донышками  должно остаться пространство – сюда мы будем укладывать поджаренные ломтики, вертикально прислоняя их к стенкам посуды,   «на попа», чтобы в нижнюю ёмкость стекало масло. Вы же в курсе,  как  баклажаны любят масло, сколько ни налей…  но, если их уложить таким образом, то примерно половину они отдадут назад.  Эту половину время от времени я стану выливать обратно в сковороду, масло, смешанное с баклажановым соком начнёт шипеть и стрелять в разные стороны, я буду судорожно шлёпать сверху специальную антиразбрызгивательную сетку – и всё равно полкухни потом придётся отмывать. Ну, это уж издержки процесса.
- Уррра!!!  Мама баклажаны приготовила! – кричит из прихожей сын, - Динька, быстро мыть руки!
- Ура! – вторит ему тонкий нежный голосок, и я представляю, как восторженно взмывают вверх хрупкие  узкие ладошки, и слышу слабые хлопки. Они врываются вдвоём на кухню и лезут в сковородку едва ли не руками, осунувшиеся и счастливые, и идёт от них такое сияние, что хочется зажмурить глаза.
Теперь, пока баклажаны поджариваются,  я мелко крошу среднюю головку репчатого лука; потом –  узкими полосками длиной в три – четыре сантиметра – нарезаю красный болгарский перец и пять-шесть сочных помидоров, не больших и не маленьких - средних.  Моя «учительница» готовила соус на основе томатной пасты, но вы же знаете:  любой рецепт – это всего лишь каркас, на который мы наращиваем собственные представления о том, как это должно быть.
Когда последняя порция  баклажанов выстраивается  в  дуршлаге в шеренгу, как солдатики, я закладываю в сковороду лук для пассировки,  спустя несколько минут – перец, потом  –  помидоры, и накрываю всё крышкой.
А в широкую миску вываливаю баклажаны, беру в обе руки по вилке и с их помощью начинаю рвать пластинки баклажанов на разновеликие части. Их надо именно разрывать, а не резать.

Расставались они тяжело, отрывая себя друг от друга с кровь и кусками мяса.
  - Я не пойду, мне некогда! - раздражённо крикнул сын, с силой стукнув по притолоке кулаком правой руки –  левая уже отнялась, и он почти полгода не мог поднять ею даже лист бумаги – и хлопнул дверью.
Я привезла в больницу лоток с баклажанной икрой. Она вышла страшненькая и похудевшая до состояния рыбьего скелета, глядела из-под густой низкой чёлки огромными, ставшими совсем прозрачными от боли, хризолитовыми глазами, тихо спросила: - А ОН не смог приехать?
Это не моя девочка, - думала я, - моя девочка не носит густых длинных чёлок, за которыми прячет глаза, и не может смотреть так беспомощно и виновато.
В глубине больничного парка, подальше от любопытных лиц,  я обхватила берёзу и, уткнувшись лбом в шершавый край лопнувшей коры, заплакала.

Ну вот, осталось совсем немного. Последний штрих. Чеснок и кинза. Вы не любите кинзу? Тогда добавьте то, что любите.  И не хватайтесь за  чеснокодавку –  раздавленный чеснок всё испортит и придаст  икре вульгарный дешёвый вкус.  Поэтому я  действую проверенным бабушкиным способом -  мелко-мелко, на крохотные кубики, рублю две дольки чеснока и кинзу.  Приготовленные таким образом, они отточат вкус блюда и усилят изысканность, пикантность и аромат.

- А ты знаешь, что сегодня день рождения у… - остальное муж досказал глазами.
- Не смей! – рассердилась я. – Дай девочке уйти от нас и выстроить другую жизнь.
- Да я и не собирался… - растеряно произнёс муж и оскорблённо уткнулся в планшетник.

Ну что ж, соус готов, я добавляю баклажаны, всё тщательно перемешиваю,  пробую, чуть-чуть  подсаливаю и приправляю щепоткой сахара, посыпаю чесноком и кинзой, и, как только икра начинает пузыриться,  вернее, только намеревается это сделать, выключаю огонь.

Нет, я больше не готовлю икру из баклажанов.  Но вам должно понравиться. Это, правда, очень-очень вкусно.  Ну… насколько я помню.

 ***



1. Понял ли читатель задачу, стоящую перед персонажем?

Да – 2 балла
 Не особо – 1 балл
 Совсем не понял – 0 баллов

2. Удовлетворен ли читатель описанием процесса работы?

Да, при случае я смогу воспользоваться текстом как пособием – 4 балла
 В принципе, все логично описано – 3 балла
 Кое-что описано правильно – 2 балла
 Путаница какая-то – 1 балл
 Ничего не понял – 0 баллов

3. Решил ли персонаж ту задачу, которую поставил перед ним автор?

Да – 1 балл
 Нет – 0 баллов

4. Представляете ли вы персонаж (характер, привычки, особенности поведения и т.д.)?

Представляю очень хорошо – 4 балла
 Достаточно хорошо представляю – 3 балла
 Более или менее представляю – 2 балла
 Плохо представляю – 1 балл
 Совсем не представляю – 0 баллов

5. Понравилось ли прочитанное?

Да, получилось весьма художественно – 4 балла
 Понравилось с оговорками  – 3 балла
 Скорее не понравилось, одни перечисления – 1 балл
 Совсем не понравилось, текст не является художественным – 0 баллов


 Голосующим не обязательно напрягаться и подсчитывать итоговую сумму, это сделает учебная часть Школы, укажите только варианты ответов. А вот подробные комментарии будут приняты курсантами с благодарностью.



© Copyright: Конкурс Копирайта -К2, 2015
Свидетельство о публикации №215012101708 

Обсуждение здесь http://proza.ru/comments.html?2015/01/21/1708