Бесы

Александр Яснопольский
До двухтысячного года я жил в Тамбове, но глубоко уверовав в Бога, уехал в глухую деревню (почти в лес), захотелось спасаться. Как сказал один мой знакомый, выслушав предварительно меня и мою идею: «От кого спасаться»? В конечном итоге я спасался натурально: от холода, дикости, пьяниц… Газа нет, заготавливал дрова,.. а это целая наука: привезти из леса, распилить, порубить, сложить на сушку и, напоследок, занести в сарай-дровник. И так ежегодно. Лично я выдержал пять лет. Душа не выдержала примитивщины: захотелось условий, больше свободного времени, цивилизации… Глубинка наша не живёт, а существует. Но, есть в её бренности нечто загадочное, духовное, великое. Смотришь ежедневно на грязную дорогу, на серые заборы и облезлые дома и, привыкаешь. Не видишь их, а видно природу, девственную красоту. Мне в это время писали из-за границы, и они там никогда не видели дикие, заросшие сорняком поля, и очень хотели увидать. Поля Швейцарии чисты и аккуратны – без сорняка, и их душа, живущих там, изголодалась по нерукотворённому, дикому, естественному. Нет у них, наверное, в руководстве таких людей, которые умело умеют разваливать сельское хозяйство…
                Идёшь по такому полю вдоль леса и вдыхаешь неповторимый аромат разнотравья, и восхищаешься Россией: другой подобной страны не найти. Там, за границей, рассудок и дисциплина, бюджет и экономия. Не нашему мужику про экономику говорить, так как он ищет не материального, а нечто большего... оттого и беды, что не может найти. Мы даже верой отличаемся от всего мира… не смотрите на иерархию – она не русская; смотреть надо на русское старчество, пребывающее в глухих монастырях.
Живём в глубинке и созерцаем, мечтаем, молимся. Всё просто… и личность в простоте развивается гармонично с природой и Богом: начинаешь чувствовать и понимать людей; видеть начальное и конечное. Городской обыватель, приезжающий в наши глухие места, пугается дикости – это страх незнания природы. У нас же здесь другие страхи, и они мистического характера.
Чаще всего деревенский житель боится приведений, особенно в заброшенных домах; в лесу боится лешего, а на озёрах – водяных. В общем, трепещут от потустороннего, а не животных в виде кабана или волка. Старый дом, понятно, навивает чужое: другую жизнь, чувствуешь запах жившего в этом месте человека. А в лесу почему бывает страшно до мурашек, кто там нас пугает?
Для верующего человека ответ ясен – это бесы. А знаете, почему люди с древних времён изображают бесов именно в таком обличие? Потому что они так выглядят!
В детстве я больше всего боялся темноты, вырос, и стало стыдно. Прочитал как-то у афонского старца Иосифа-исихаста как победить страх… совет был следующий: «Пойти в самое тёмное место, в самое страшное врем суток и там молиться Богу»… Именно так я и поступил. Как же меня колотило ознобом, сердце рвалось наружу!.. И я победил! Я перестал бояться. На самом деле простые строчки таили в себе мистику, всё оказалось не таким простым делом, как представлялось (пришёл, увидел, победил). Я пришёл, увидел беса и убежал… Бес «страха» существует,.. он-то мне и явился. Как он выглядит? Внешне он напоминает человека, только всё тело покрыто негустой шерстью; а вместо лица нечто омерзительное: заячьи губы, вздёрнутый нос и ослиные уши…
Меня охватил животный страх, я затрепетал как тростинка на ветру, как будто передо мною находился опасный хищный зверь. Но я понимал, что эта тварь опаснее хищника…
В православной духовной литературе я читал подобные встречи, но там Угодники Божии не боялись потусторонней нечести, а напротив, властно их изгоняли… по описанию бесы отличаются внешностью друг от друга в зависимости от рода деятельности: есть и с рогами, и с козлиною бородой…
Так что, народ в деревне не праздно страшится неизвестных духов, ибо ходят бесы вокруг людей и днём, и ночью. Проявляется эта чертовщина обычно ночью, так как физическое отступает утомлённостью, усталостью, а дух человека бодрствует и видит всё духовными очами. Много бесы привносят зла в наш видимый мир, и кто это знает – совершенствуется, а тот, кто не знает – погибает. У Вас плохие мысли? Страстные образы? Значит рядом находится бес. Сложилась привычка так мыслить? Значит бес стал Вашим другом.