Последняя тайна Цезаря

Владимир Визоб
(сценическая зарисовка)

Из цикла: «Философские заметки»
 
Рим, 44 г. до н.э. Сенат. Брут последним нанес смертельный удар.

Цезарь лежит на полу. Силы покидали его. Но разум еще теплился в душе.Свершилось. Скоро конец, которого так желал. В глазах туман, пелена и надменно смеющиеся лица заговорщиков. Они радовались и смеялись и не знали, что Цезарь умирает с благодарностью ко всем.
   И ты, Брут? – Цезарь мысленно задавал себе один и тот же вопрос. Вопрос или пророческое предсказание? Борьба за власть всегда связана с предательством. Но не таким же, Брут? А, каким? – опять задал себе вопрос Цезарь и сам же на него ответил: Многие ради славы лгут. И ты, Брут?
   В мыслях промелькнула вся жизнь: детство, юность, победы, восхождение на трон, слава, почести. Но клином всему этому была болезнь. Вроде излечился. Завоевал полмира, был любим женщинами. И женщин любил. Много женщин. А Клеопатра! Ах, Клеопатра! Этим котенком я восхищался, из этой девочки, из этого юного и непорочного создания я воспитал непокорную и своенравную тигрицу – Царицу великого Египта.
Но что- то кружится голова, дыханье участилось, и накатились слезы. Нет, нет, Цезарь не может плакать. Еще чуть-чуть … развязка так близка.
Но за минуту до нее
Все вспомнилось как наяву:
И день последний,
Да и с другом рандеву.


Цезарь

Сегодня что-то все не так:
И голова болит и из орбит
глаза готовы выскочить наружу.
Я в молодости упражненьями над телом
Окреп, избавился от головных болей.
Но вот опять, недуг мой обнаружен
Скорей бы все закончилось. Скорей.

(Подбадривая себя)

Однако мысли прочь – еще не время,
Победы, почести и слава впереди.
Еще чуть-чуть. О! Цезарь, не спеши.

(Решительно)

Нет! Все, что можно сделал для страны.
Пожил и для себя и для нее.
И славой обеспечил Рим.
И нарекут всех именем моим,
Кто будет править миром и людьми.

(Тревожно)

Но вот опять во дрожь вошла рука.
О! Боги, как же ломит голова.
Зачем мне слава, коль страданья бесконечны,
Не знаю я, когда яви'тся мой недуг:
На площади, в Сенате иль на играх,
Или когда от всех дневных потуг
Мой разум крепко спит и отдыхает.

(Где то далеко в подсознании раздается ЭХО)

ЭХО

Будь бдителен: готовится свержение?


Цезарь

Ты кто? Не сфинкс ли, что явил мне Клеопатру?


ЭХО

Я совесть и душа твоя, но Цезарь,
Берегись, предупреждают
Великую  беду в Сенате затевают. 

Цезарь

Да, знаю, Эхо, знаю, пусть свергают.
Мне ведь болезнь терпеть, уже нет сил,
Сопротивляться, и  падучей ждать конца,
Нет, лучше сразу, раз и навсегда,
Коль нету головы, так нет и боли.
А заговор?
Пусть он вступает в силу
Сенат желает? Пусть лишают власти,
(А заодно излечат от напасти).

ЭХО

И ты не хочешь заговор раскрыть?
Но почему?
Триумф не за горами,
Слава велика!
Ты знаешь всех. Там есть твои друзья.
Изобличи их

Цезарь

Я решений не меняю.

ЭХО

Ведь это же убийство, Цезарь.


Цезарь

Знаю.
Но лучше сразу смерть, чем в ожиданьи жить.
И потому хочу, чтоб заговор свершился.
Почетней умереть от рук предателя,
Чем быть поверженным врагом в бою.
Предателей я ненавижу, а предательство люблю.
Оно дает нам шансы на победу.
Но заговор раскрыть не разрешу
Приму кончину с гордой головой, 
Вздохнув, скажу, не сетуя на рок:
«О! Боги! Слава вам за мой покой".
А мертвый Цезарь – он вдвойне живой!


ЭХО

Такая мудрость Цезаря достойна.

Цезарь

Однако, вижу я спасительный клинок.
О мой последний вздох, как близок ты!
Последние слова не за горами.
И вот он рок судьбы, воспитан я годами:
Кого считал я лучшими, меня же предавали.
И ты, о Брут!
И ты, поддавшись страсти.
Нанес смертельную мне рану и в душе,
Наверно веришь и предчувствуешь вкус власти?
Но никогда не забывай своей природы:
Тебя когда-то взяли в сыновья,
И из плебеев ты к патрициям вознесся.
И верить стал тому, чему желаешь верить.
Но помни: гусь – он  свиньям не товарищ,
Патриции плебеям не друзья.
Поднявший меч, сам гибнет от меча.
За Цезаря народ мой отомстит.
(Тем более что после смерти Цезарь,
Народ свой щедро отблагодарит).
Всесильным Цезарем я был им и останусь!
А ты, о нерадивое дитя?
А ты, о Брут?!
(Цезарь умирает)

ЭХО

(раскатисто и громогласно)

Последний вздох. Свершился самосуд.
И радость заговорщиков: Сбылось!
Но над сенатом громом раздалось:
А ты, о Брут…? Ты следующий, Брут...!

PS. Никто из заговорщиков не дожил до своей естественной кончины.


Январь 2015 г.