Философ

Фируз Мустафа 2
Ф и л о с о ф

Ты чем занимаешься? Да, да, ты…. Что? Где?
Очень хорошо. А я философией занимаюсь. Почему ты так удивлён? Нет, я не философ, просто занимаюсь философией. Да, есть такая работа.
Есть веская причина, благодаря которой я занялся философией. Однажды в поезде моими спутниками оказались два молодых человека. Будучи внешне похожи на городских, они называли друг друга «земляк».
Всю дорогу они спорили о чем-то с пеной у рта. Один из них говорил, «идея первична», а второй, которого в семи ступах не утолчёшь, повторял: «первична материя». Я не мог произнести ни слова. Спутники мои, не сумев найти компромисс, чуть не вышли на ринг в купе. Я бывший спортсмен; встал между ними, схватил обоих за шкирку и развёл в разные стороны. Мои оперативные действия дали результат: оба как миленькие заняли свои места. В ходе беседы я узнал, что они занимаются философией. М-м-м-да…. Философ… В то время я не знал, что есть такая профессия. Они, набросившиеся друг на друга с кулаками, желая решить задачу неконструктивным путём, наконец, успокоились. Я достал из дорожной сумки бутылку водки, холодную курицу и поставил на стол. Мои спутники, едва не ставшие жертвами извечного спора идеи с материей, оказались не чужды к радостям жизни. Каждый достал свой стакан. Когда пошла в ход вторая бутылка, я попросил объяснить, что за вещи эти «материя и идея», и почему из-за них они тут убивают друг друга. Объяснили. Я ничего не понял. Одно уразумел, что вопрос идеи-материи напоминает человеку вопрос о курице и яйце.
Потом на столе появилась третья бутылка, и беседа обрела очень глубокий смысл. Когда открыли четвертую, и я взял последнее крылышко курицы, мне все стало понятно и стали смешны эти людишки, которые не смогли решить столь простую задачу. «Вы ответьте мне, курица первична или яйцо?» Первый, вытирая рот тыльной стороной ладони, сказал, курица. Полагаешь, второй умнее; он, выпив последний глоток водки и ковыряясь в зубах тонкой косточкой курицы, сказал, что и курица и яйцо являются материей; а идея здесь – петух. Не думай, что первый философ оказался таким глупым, каким я воспринял его в начале. Он, грустно посмотрев на уже пустую бутылку, сказал, господа, не забывайте, петух тоже материя. Проблема вновь обострилась. Я, немного повысив голос, спросил, хорошо, если и курица, и цыплёнок, и петух, и яйцо являются материей, тогда в чем причина такого нашего нескончаемого интереса к ним? В материи или же в идее? Один говорит, материя, другой говорит, наш аппетит тоже идея. Беседа начала мне нравиться. Да и к спутникам душа потеплела, выяснить надо было до конца. Я пошёл в вагон-ресторан и взял две бутылки водки. Варёная по-городскому, мягкая курица, весьма была кстати. С виду казавшиеся горожанами, обращавшиеся друг к другу «земляк» эти люди принялись за курицу, ой, как принялись. Беседа становилась все более горячей.
Я спортсмен. Уже и не помню, что я заканчивал в своё время. Помню, когда мы учились, занимались вплотную спортом, а уроки философии пропускали. Так как я участвовал в соревнованиях, с философами встречаться не доводилось. Впервые увидел философов в поезде. После уговоров моих новых друзей я пришёл к окончательному решению заняться философией. Так же как и они….
Мне даже задали тему для исследования. Искать ответ на один древнейший вопрос: что первично – материя или же идея? Я нашёл ответ на извечный вопрос в пику всем философам. Не удивляйтесь, я нашёл ответ на вопрос «что первично?» Значит, так, дорогой, все зависит от ситуации – иногда идея становится первичной, в другой раз материя. Не может что-то одно быть постоянно первично. В этом тоже есть диалектика. А ты знаешь, что такое диалектика? Ну и ну! Откуда знать? Вижу, ты пропускал занятия по философии. Хорошо, пользуясь случаем, я спрошу, в какой школе ты учился? Во дворе ее… Понятно…
В настоящее время я занимаюсь научным обоснованием своего нового открытия. Ты послушай: я считаю так – курица это материя. Верно? А аппетит – идея. Это не какая-то ошибочная теория? Вот спасибо! Иной раз рождается первой идея. Конечно, я об аппетите. Идея, то есть аппетит, возникнет и потребует материю, точнее курицу…. Нет, милейший, эта идея не имеет отношения к теории Павлова. Основы данной теории мне прокомментировал сосед, который занимается собачьими боями. Ты скажешь, тебе хорошо известно, и что это условный рефлекс. Ах ты, балбес, там нет курицы, а собака приводится как пример. Где собака и где курица? Еще заметил бы лису рядом с курицей, очень подошло бы.
Ты слушай…. Та штука, вернее аппетит, о котором я говорю, по природе своей подобен любви. Выходит, любовь – идея. Человек любит, потом женится. Ты согласен со мной? Нет? Почему? Считаешь, что любовь может возникнуть и после женитьбы. Ладно, пусть так будет! Правда, бывает, любовь рождается и после женитьбы. В самом деле, я ждал от тебя такого ответа. Да, да, точно угадал. Ты правильно говоришь, но и я прав. Спросишь, как это? Суть моего открытия вот в чем…. Слушай же…. На чем я остановился? Итак, в отдельных случаях аппетит возникает первым, как любовь – точнее как идея. А иногда материя, а именно, курица появляется раньше; в таких случаях идея, или же аппетит, а немного проще – любовь – приходит позже. Если пояснить конкретно и просто, это будет выглядеть так: появится глазам курица (или петух, яйцо) – просыпается аппетит; то есть, бывает, сначала женишься, а после ссоришься. Разумеется, возникшая материя по сути своей зависит от многих философов. Случается иногда так, что идея отступает, а причина вот в чем: курица оказывается старой или она плохо приготовлена. А результат – невкусное блюдо. В вопросах любви и женитьбы происходит нечто подобное: материя, проще выражаясь, женщина, испортит жизнь человека, то есть идею мужчины. Видишь, дорогой, какая диалектическая связь существует между материей и идеей. Это и является моим открытием. Хочу, чтобы какой-нибудь смельчак возразил мне. А я как бывший спортсмен, если будет необходимо, готов дать достойный ответ. Для меня больше не вопрос обернуть идею в материю, или обратно материю в идею. Иногда, решить трудную задачу бывает очень легко, то есть, выражаясь проще, одним ударом кулака.
Какая у тебя профессия? Чем ты занимаешься? Да, да, ты…. Очень хорошо….
А я занимаюсь философией.
Перевод Шахло КАСЫМОВОЙ