Аксакал

Фируз Мустафа 2
А к с а к а л

Быть аксакалом – работа сложная. Становишься примером для молодёжи. Будет необходимо, даёшь полезные советы, укажешь верную дорогу….
Меня избрали аксакалом, хотя я об этом даже не подозревал. Ну, ладно, пусть, я же не назначил себя аксакалом, меня на эту должность избрали другие. Как вы знаете, выборы у нас – дело ответственное. Если избрали тебя, значит, ты рекомендован. Мы живём в свободном, демографическом, э-э-э, прошу прощения, демократическом, обществе, основанном на возможности производить выбор. Естественно, избиратели никогда не ошибаются в своём выборе. В самом деле, выборы аксакала то же, что и выборы депутата. Не выберут же какого-нибудь дитя-малолетку…. А желательно с седой бородой…. Народ видит, что ты полезен и тогда по объективным, демографическим, э-э-э…. извините, демократическим правилам тебя изберут депутатом, э-э-э… простите, аксакалом.
Я давно уже аксакал. Ещё во времена, когда ведущая роль отводилась райкомам при назначении нового руководителя, именно мою кандидатуру выдвинули на встречу с ним. Не каждого же отправят на приём к новому человеку! Следует сказать что-нибудь вновь избранному, что-то пожелать ему, или нет? Конечно, следует. А как? «Добро пожаловать, мы довольны. Я уверен, ты будешь достойно оправдывать доверие народа» и т.п. Новых начальников милиции, руководителей агропрома, главных врачей, напутствовал я. Как и полагается…
Потом началась замена глав района, а начальников милиции на начальников полиции. Разумеется, поздравлять и тех предоставлено мне. Раньше я читал поздравления по заранее приготовленному тексту, теперь говорю все по памяти, от души. Даже эти поздравления показывали много раз по телевизору.
Вам хорошо известно, в каждом районе есть свой аксакал. Руководители приходят и уходят, а аксакалы остаются. Кстати, по вопросу «пришел-ушел», как аксакал хочу сказать, я всем руководителям, кто начинает работать, как обычно даю свои советы, рекомендации, желаю успехов. На собраниях, которые проходят в те сроки, когда они находятся на постах, я хвалю их, как положено. Это моя должностная обязанность. Однако, в конце концов никто из этих невежественных ребят не может справиться с возлагаемой задачей на нужном уровне. В результате каждого из них по одной и той же «статье» снимут с места. Снятие это одно, даже некоторые из них выполнят определённую часть своих обязанностей в местах не столь отдалённых, и там же претворяют в жизнь. Да, вот и сегодня к нам направлен вновь избранный глава нашего района. И моё поздравление готово давно. Конечно, с высокой трибуны, которая видна сотням и сотням, звучат мои горячие поздравления, добрые пожелания. Я уверен, новый глава в отличие от своих предшественников подходит соответствующе к выполнению обязанностей, оправдает с честью доверие народа. Не за красивые же глаза его, наконец, на такой ответственный пост назначили… э-э-э…, прошу прощения, избрали!
Скажу я вам, найдутся и такие, кто к этой моей неоплачиваемой должности относится с ревностью. Один молодой человек с намеком говорит мне: «Одно более или менее положительное было у нас качество. И это мы теперь потеряли». Спрашиваю, что за у нас положительное качество? Парень гневно промолвил: «Лесть…. Аксакал, теперь лесть не в цене». Что скажете на это?
Моя задача давать всем умные советы, направлять в путь истинный. А остальное, конечно же, меня не касается.
Меня избрал народ. А народ никогда не ошибается в своём выборе.
Я аксакал.
Перевод Шахло КАСЫМОВОЙ