Солдат Победы

Евгения Кумачёва
 

 Защитник Отечества. Солдат Победы. Ветеран великой и страшной войны, участник освобождения города Великие Луки от варваров - всё это можно сказать о Дмитрии Селивёрстовиче Барканове.

 И как было не встретиться с человеком, прошедшим сквозь огонь войны и счастливо оставшимся в живых, живущим рядом с нами и пока ещё в силах и доброй памяти, чтобы поведать о боевом пути и о том, чему и кому мы обязаны Победой. Услышать о том, что думает ветеран о нынешней мирной жизни, о молодёжи и современной армии. Их, участников Великий Отечественной, осталось немного, большая часть уже за той чертой, и тем дороже живые свидетельства.

 Живёт ветеран с его верной спутницей - супругой Антониной Петровной в их уютной квартирке на улице Дружбы. Сюда они переехали после сноса дома, о котором часто вспоминают с теплом и лёгкой грустью: непривычно под старость поселиться в панельном, всё слышащем и говорящем, доме. Но ветераны не жалуются: соседство хорошее, да и дети-внуки рядом, всегда поддержат и помогут.
 Хозяин теперь редко имеет возможность выйти за пределы квартиры - с палочкой далеко не уйдёшь, но и дома находит занятия по интересам: активно читает прессу, следит за новостями в стране и в мире, интересуется политикой. Не забывают его и местные власти, и на прежней работе: по праздникам не преминут придти с поздравлениями-цветами и продуктовыми наборами. Продукты, отмечает, и сам может купить - пенсия позволяет, но внимание дорого и приятно, помнят, не забыли ветерана!
 Школьники из ближайших школ тоже захаживают, с ними Дмитрий Селивёрстович всегда с удовольствием общается. Молодому поколению это важно и полезно: кто ещё поделится памятью и правдой о войне, как не тот, кто воевал!

 В комнате на видном месте - последняя, самая свежая награда - медаль "Великие Луки - Город воинской славы". На городском праздничном вечере ветерану побывать, правда, не удалось, здоровье не позволило, но не обошли вниманием, приехали и вручили награду дома, лично в руки, так сказать.

 Хозяин располагается в уютном кресле, и мы начинаем беседу. Ветеран неторопливо рассказывает о своей жизни, о войне.

 Спрашиваю Дмитрия Селивёрстовича, где его застало начало войны.

- Жили мы тогда в Великолукском районе, в деревне Борисково. В семье было нас пятеро детей. В июле 1941 года пришли в наши места немцы. Отца призвали в армию. Позже мы получили извещение о том, что он пропал без вести. Меня взяли в армию в неполных 18,10 апреля 1942 года (родился Дмитрий в ноябре 1924-го). Отправили под Холм, в 153-й армейский стрелковый запасной полк 3-й Ударной Армии. В этом полку мы прошли курс молодого боцйа в течение месяца, и я попал в 163-й стрелковый полк 33-й стрелковой дивизии - взвод разведки.

- Расскажите, пожалуйста, какой-нибудь запомнившийся эпизод.

- Однажды шли мы за "языком". Наметили жертву. И немцы, увидев такое дело, не дали нам пленить его, быстро сами порешили, чтобы не достался нам.

В мае направили в заградотряд, в июле прибыли в Великие Луки. Стояли до ноября. Началась операция по освобождению города в д. Липец (Задёжа). 31 декабря пришли в Великие Луки. Мы стояли в обороне, в боях не участвовали. Когда город был уже взят, на некоторые улицы было нельзя выйти, они простреливались. Город был весь разрушен. Командир отряда капитан Сучков был комендантом города. Мы патрулировали улицы. По ним ходили эстонцы из Эстонского корпуса, которых можно было принять за немцев, это сильно сбивало. Немцы выходили без оружия, хотели перебраться к своим. Всех их брали в плен и отводили в наш штаб для определения. 17 января город полностью освободили.

- Что было потом?

- Потом меня направили в Еменец, под Невель, где шли бои с немцами. Пришлось ходить в рукопашную. Это самое страшное на войне!
Дальше были Опочка, Освея, Пустошка, Идрица - стояли в обороне. Свой боевой путь в действующей армии закончил в 1944 году в Прибалтике.

- Судьба Вас хранила?

- Да, судьба сберегла, верю в судьбу. Рядом смерть ходила, а жив остался. И серьёзных ранений не было. Хранила судьба.

- А вскоре и война закончилась...

- Да, но до этого ещё направили меня в Свердловскую область в г. Камышлов в пехотное общевойсковое училище. Здесь застал окончание войны. Год отучился, дали месячный отпуск, приехал домой в Пореченский район, военком демобилизовал.

- И вот она, мирная жизнь!..

- Да, стали в темпе восстанавливать разрушенное. Был большой подъём, с энтузиазмом трудились!

 1951-52 год годы в моей биографии - учёба в Вильнюсском оперативном училище. Позже  на Севере строили железную дорогу Салехард - Надым - Березняки (оперативная работа). Затем - Великие Луки.
 В Великих Луках направили работать в органы внутренних дел рядовым. Работал до 1960 года. Потом - завод высоковольтной аппаратуры: диспетчер, технолог на экспериментальном участке, трудился до 84-го года, когда вышел на пенсию.

- Пройдя весь этот путь, Вы выжили, и живёте в другое время, да и страна уже другая. Как ощущаете себя в этой совремнной жизни? Что чувствуете?

- Чувствую разочарование. Тогда, после победы, казалось: вот теперь, наконец, заживём счастливой мирной жизнью. Радость была огромная и надежды!.. А смотрю, жизнь-то не очень счастливая в России, победившей фашизм стране. Воевали одни, а у руля встали другие... Люди очень изменились. Раньше - и счастье, и беда - всё было общее, друг за друга горой, все в беде помогали. А сейчас зачерствели души, люди доброту потеряли, простоту. Сочувствия стало меньше. Деньги - главное.

- А как Вам современная молодёжь, как ей живётся сейчас, на Ваш взгляд?

- Трудно. После перестройки - потерянное поколение. Предприятия закрываются. Указы властей не выполняются. Кто "нахапал" - тот у руля. Уезжают дети в большие города, родители отправляют за границу за лучшей жизнью. Много потребителей стало. Сократили армию, закрылись военные училища.

- Как Вы относитесь к новшествам в армии?

- Считаю, за один год ничему не научишься. Наёмная армия - однозначно плохо. И ещё я против напрасных жертв: Афган, Чечня - напрасные жертвы... Нельзя допускать такого.

 К разговору присоединяется Антонина Петровна:

- В мирное время обидно, когда гибнут люди. Страшно, что есть теракты и погибает молодёжь. Надо всё сделать, чтобы пресекать такое.

- Ну, а надежды на лучшее есть, Дмитрий Селивёрстович?

- Есть, конечно. Они в русском характере. В решающий час мы умеем собраться.  Надеюсь на возрождение армии. Сейчас стали снова открываться военные училища - Суворовское, Нахимовское... Надеюсь на честных, порядочных людей у власти на всех уровнях. Таких, как Шойгу, нашего Президента Путина. Его хватает на всё! В мире к нам стали прислушиваться.Только бы им не мешали, а поддерживали. Коррупцию надо истреблять в корне. Нужно многое поменять, и всё получится. Но самое главное - чтобы не было войны!

- Россия поднимается, она возродится, и уже возрождается, согласны с этим?

- Очень поднимается Россия! Быстрыми темпами возрождается. Верю: мы опять победим. Русский дух неистребим!

Февраль 2014 года.