Письма с пляжа

Владимир Кожин 3
       Как хорошо отдыхать! Поехать на море, пусть даже зимой. Гулять, дышать, смотреть и наслаждаться природой, погодой, отдыхом.  Но мешает ощущение какой-то несправедливости. Приходят на ум слова из песни пятидесятилетней давности: “Ну зачем так много мне одной”. Хочется с кем-то поделиться. Тогда сажусь за компьютер и пишу письма, делаю фотоальбомы, ставлю на Фэйсбук, оформляю фоторепортажи и посылаю своим друзьям.
       Вот и решил я вспомнить и объединить некоторые письма друзьям.

          Письмо 1. Птицы
       Вначале, когда я только приехал и гулял  по пустынному пляжу, птицы меня боялись. Их здесь много – десятки и сотни, начиная от цапель и пеликанов, до чаек и куликов.  Они разлетались или убегали при моем приближении. Прошло какое-то время и птицы перестали меня бояться, не отходят, скорее я обхожу их чтоб не сильно тревожить. Но я заметил, что многих других людей, гуляющих вдоль моря, они по-прежнему пугаются. Может они что-то чувствуют, какие-то волны, ауру? А может просто запомнили, что я им не враг.
       Хочу написать про свои недавние наблюдения морских птиц. Иду я по берегу моря, и вдруг громкие птичьи крики нарушили мое безмятежное состояние. Поднимаю голову и вижу: пять чаек с истошными криками нападают на одну такую же чайку. Пригляделся, а во рту у нее рыбка. Не большая, но и не маленькая, видно сразу проглотить не удалось. Чайка поймала рыбку, но тут же ее друзья и соседи по стае решили у нее отобрать. Не думаю, что собрались поделить по братски, не научились еще, птицы же. Как та чайка не изворачивалась, какие пируэты не выделывала, не отстали. Так с криком умчались вдаль.
       Я бы про этот эпизод не вспомнил, но на следующий день увидел совсем другую сцену из птичьей жизни.  Очень приятные здесь есть птицы королевские крачки, я их и черных водорезов люблю больше других.  Они хорошие родители, старательно выхаживают своих птенцов. Теперь птенцов не отличить от взрослых, хотя некоторые по-прежнему пристают к родителям, чтоб покормили. И вот иду и вижу: на пляж приземлилась крачка и что-то громко кричит. Всем своим видом показывает: посмотрите, что я принесла вам! А принесла она небольшую рыбку. Положила на песок рядом с другими крачками. Но на нее никто внимания не обращает, она требует внимания, продолжает кричать. Наконец, другие крачки что-то ей ответили, и она, взяв рыбку, полетела дальше. 
       Недалеко от нас есть птичий санаторий, там лечат покалеченных морских птиц. В основном, с поврежденными крыльями. Их там кормят, тех, которые восстанавливаются, отпускают на волю, но они и их потомство сюда путь не забывают. Здесь их подкармливают, поэтому в этот момент туда с криками слетаются любители халявы: цапли, вороны, дрозды и, конечно, чайки. Крачек и черных водорезов я там не видел.
       Вот эти события и выстроились в один ряд, мне и захотелось поделиться. Ведь чайки живут рядом с крачками на одной земле, точнее, пляжной полосе. Друг с другом не враждуют, я не замечал. Более того, на песке они отдыхают смешанными колониями. Но видовые черты, поведение каждого вида сильно отличаются. Даже взаимоотношения отличаются. Не происходит ли то же самое и с людьми, этносами? Да, Советская власть многих территориально перемешала. Пытались сделать из многих этносов единый суперэтнос - советский народ. Был СССР, общая территория, один межнациональный язык. Без сомнения, это объединяет. Но только ли в языке и в территории дело?...

          Письмо 2. Прогулка по пустынному пляжу во время мертвого сезона
       Иду по пустынному морскому пляжу. Людей мало – не сезон. Все-таки декабрь, скоро Новый год. Совсем не жарко. Кого-то я обгоняю, кто-то идет навстречу мне. Пара семей с маленькими детьми строят замки из песка. Наверное приехали с Севера в отпуск, а здесь сегодня погода чудная, ярко светит солнце, тихий ветерок, небольшие волны и шум, точнее шелест, моря… Надо пользоваться моментом, ведь 2 дня назад было холодно, дул сильный ветер, море ревело, на пляже нечего было делать...
       Я иду с небольшой скоростью, босиком, периодически заходя в воду, долго там находиться холодновато, все-таки температура воды около 15 С. Да и жары нет, воздух примерно такой же температуры, просто солнце приятно греет.
       Большинство прогуливающихся люди немолодые, с виду пенсионеры. Многие ходят парами. Видно, что они наслаждаются воздухом, морем, солнцем и друг другом. Я тоже все это люблю, хотя трудно сказать, что я больше предпочитаю: море, горы, речку или лес. Наверное, люблю это все.
       Попадаются и молодые люди. В основном, они бегают по кромке пляжа, занимаются упражнениями. Мужчины, девушки, молодые женщины… Мужчин бегает, обычно, меньше. Я всегда задумываюсь, когда вижу красивую девушку, глядя на которую не скажешь, что ей бег в радость. Лицо раскрасневшееся, тяжело дышит … Думаю, зачем мучается, ведь на такой красавице и так с удовольствием любой женится. Если, конечно, ее характер и внутренний мир его устроит. А  устроит ли он ее? Не хочу останавливаться на известной теме, но образованным и красивым девушкам бывает нелегко найти себе спутника жизни.
       Немногочисленные незнакомые люди, попадающиеся мне навстречу, часто здороваются, желают доброго утра, улыбаются… Это приятно, особенно, когда тебе первая улыбается молодая и красивая девушка. А я ведь совсем уже немолодой, хотя в таких случаях, мне кажется, что красивый.
       Девушки мне кажутся все красивыми, или почти все, красивые женщины за 50, или как сейчас говорят 50+ , к сожалению, попадаются не часто. И обычно они гуляют в одиночку или с подругой. Вероятно они еще в поиске, остальные уже нашли и нет стимула поддерживать форму. Ведь это большой труд.
       Я научился распознавать возраст женщины по походке еще издалека, метров за 300. Если фигура стройная, идет быстро, энергично, наверняка, молодая (или в поиске). Если медленно, переваливаясь, значит 50+. Причем покачивание наблюдается вокруг центра массы, у кого-то это в районе солнечного сплетения, у кого-то в районе пупка, а у кого-то и ниже.
       Недавно я увидел, как везли женщину-инвалида на коляске. Коляска была какая-то странная, с толстыми шинами, чтоб легче ездить по песку. Ее везла молодая женщина, вероятно, дочь. Когда коляска поравнялась со мной, я поразился: с каким вниманием и радостью эта пожилая женщина смотрела вокруг!  Она поздоровалась со мной и сказала несколько восторженных слов о погоде, пляже и море. Дочка нашла и дала ей в руки большую ракушку, что вызвало целую бурю восторга.
       В общем, скажу я вам, большое это удовольствие никуда не спешить, наслаждаться ветерком, солнцем, шумом моря, касаться ногами соленой волны и наблюдать, наблюдать, наблюдать…
 
          Письмо 3. Рыбалка
       Иду как-то по своему маршруту на утренней прогулке и вижу, как чайка что-то клюет возле берега. Подхожу ближе – рыба, да не маленькая, по форме похожая на большого окуня, сантиметров 40-50 длиной и весом, думаю, не меньше 2 кг. Никто чайке не мешает, ведь такую рыбу ни цапля, ни пеликан проглотить не смогут, а клевать они не умеют. Так уж природа создала, все морские птицы питаются морепродуктами, в основном рыбой, но едят их по-разному. Я как-то наблюдал, как большая голубая цапля поймала или где-то нашла рыбу. Она держала ее в клюве и не знала что с ней делать, рыба была довольно крупная, широкая, почти круглая. Было понятно, что проглотить ее она не сможет. Кончилось тем, что она ее выронила в воду, потом долго стояла в задумчивости, но ловить заново эту рыбу не стала.
       Эти наблюдения настроили меня на рыбалку. Дело это я люблю, необходимые снасти у меня есть, море вокруг, почему бы не порыбачить… Купил я замороженных креветок для наживки в рыболовном магазине и отправился удить. Ловят здесь обычно без поплавка, закидывая леску с крючком и тяжелым грузилом как можно дальше от берега.
       Не успел я развернуть удочку, как около меня сразу пристроилась большая голубая цапля, метра полтора ростом, стоит и терпеливо ждет. Я ей конечно объяснил, чтоб на крупную (это значит больше ладошки) она особо не рассчитывала, а если поймаю мелочь, то отдам ей. Не успел я ей это объяснить, как тут же прилетел и сел рядом пеликан, но цапля на него закричала, и он отодвинулся подальше. Я достал несколько замороженных креветок, положил их на крышку коробки, нацепил одну на крючок и начал делать забросы.
       Не клевало.  Стал я ходить вдоль берега, забрасывая удочку. Наконец что-то клюнуло, но не поймалось. Вернулся к своим вещам поменять наживку. Смотрю, а креветок, что я выложил размораживаться, уже нет. То ли цапля, то ли чайки постарались. Хорошо, что не все выложил. Наконец, поймал рыбку средних размеров, цапля и пеликан подскакивают, чуть из рук не вырывают. Сказал, кыш, это не вам. Спрятал в рюкзак, ловлю дальше. И вот поймал небольшую рыбку, бросил ее цапле – она ведь раньше занимала очередь, первая прилетела. Проглотила мгновенно. Ловлю дальше. Опять поймал небольшую рыбку. Теперь бросил пеликану. Но цапля громко закричала, отогнала пеликана и проглотила и эту. Пеликан опечалился, но продолжал ждать.
       Наконец у меня клюнуло что-то большое. Леска натянулась, удочка согнулась под 90 градусов, чувствую, леска тонкая, не выдержит, попытался отрегулировать трещотку катушки, но пока это делал, рыба рванула и оборвала леску. Обидно, рыба ушла, а я даже ее не увидел и не оценил размеры. Вероятно, крупная. Пеликан, видя, что я начал ремонтировать снасти, наверное понимая, что ему ничего уже не светит, улетел. Цапля же продолжала сидеть рядом до конца рыбалки до темноты. К ее несчастью я поймал еще несколько довольно крупных рыб, которыми не стал с ней делиться.

          Письмо 4. Закаты
       Каждый вечер мы с женой выходим смотреть на закат. Хотя какой это вечер: 17.00 - 17.30. А в шесть здесь уже темно, декабрь все-таки… Солнце всегда садится в море, но двух одинаковых закатов за весь мой отпуск я не видел. Самый типичный закат, это когда красный диск солнца медленно опускается в море, а на небе ни облачка. Тогда любуешься им, его отражением в море или просвечивающимися желто-зелеными волнами. После захода солнца за горизонт там образуется розовая полоса, которая остается до самой темноты. Вот и день прошел, хоть на часах еще шесть. А ведь люди только работу закончили.
       В плохую погоду закат вообще не виден, только затянутое серое небо, хотя до последнего момента надеешься, вот-вот хоть лучик на горизонте блеснет.  Самые яркие и красивые закаты, когда на небе есть облака. Пока солнце садится и после его захода небо переливается разными цветами: желтым, розовым, оранжевым, красным. Бывают синие и даже черные цвета, в зависимости от высоты и строения облаков.
       Если утром многие люди занимаются спортом, то вечером в большинстве гуляют, любуясь закатом. Уже прохладно, на некоторых теплые куртки. В это время пляж особенно многолюден, ходят группами, с детьми, парами, по одиночке… Некоторые сидят на складных стульчиках, смотрят на море и закат, хотя долго сидеть без движения бывает холодно, особенно когда ветер. Накрываются пледами или чем-то похожим.
       Людей на пляже в будний день немного, больше пожилых, идут медленно, останавливаются, фотографируются… Некоторые, идущие в одиночку, вооружены фотокамерами, они останавливаются выбрать кадр и сделать снимок. После захода солнца вдоль берега стоят цапли, ловят рыбу в набегающей волне. Одиноких женщин бальзаковского возраста с камерами я прозвал мечтательницами. Они подолгу стоят на одном месте, снимая волны снизу и сверху, птиц, облака… Встречаются люди, опирающиеся на палочку, видно ноги больные, но ходить надо, да и положительные эмоции важны. Приятно видеть, как не спеша идет пожилая пара, останавливаясь передохнуть, поддерживая друг друга. Пары помоложе, активнее тоже держатся за руки, но идут быстрее.
       Летят, возвращаются с охоты-рыбалки пеликаны. Вообще, во время заката создается романтическое настроение, на душе становится тихо и спокойно, хочется быть с близким человеком, тихо говорить о чем-то приятном, вспомнить что-то давнее, далекое, родное …

          Вместо эпилога
       Вот и заканчивается отпуск. Через день улетаю в зиму, в холод, в мороз… Конечно, у природы нет плохой погоды. Но ведь и погода важна, хотя не это самое главное. Во время отпуска я почти не смотрел новостей по ТВ, разве что читал немного по интернету. Новости портили настроение. Все-таки интернет лучше телевизора, можно выбирать, что тебе интересно и уходить от неприятных тем. Мы на это не можем повлиять, так зачем нервы портить?.. Дай Бог, чтоб нас все эти политико-экономические игры серьезно не коснулись.
       Для того, наверное, чтоб нам не жалко было улетать, погода начала портиться. Обещают дождь. Подул ветер, опять надо одевать куртку для прогулки. Море волнуется, штормит, порывы ветра поднимают песок с пляжной полосы, песчинки покалывают открытые участки лица и тела. Но люди гуляют, пусть их сегодня и совсем мало. Я контролирую с помощью шагомера на телефоне, сколько прохожу ежедневно. Обычно 8-12  тысяч шагов в день, ведь японцы говорят, что для здоровья надо проходить ежедневно 10 тысяч. К сожалению, мои осредненные показатели по всем дням отпуска до этого не дотянули.
       Последние дни, последние любования закатами. А дома ждут дела, заботы, дети, внуки. Что ж, спасибо за то, что погрелся, оздоровился, набрался впечатлений, хорошо отдохнул и, надеюсь,  порадовал друзей своими фото-рассказами.

На фото: Волна; крачка; полупустынный пляж; рыбак и птицы, ждущие улова; закаты на море