Новосибирский метрополитен

Денис Попов 2
Для меня как для рождённого в таком прекрасном городе - Новосибирске было очень важно написать эту статью. Новосибирское метро первое и на данный момент единственное за Уральскими горами, а Новосибирский метромост самый длинный крытый метромост в мире. Я очень благодарен новосибирским метростроевцам, которые рискуя своей жизнью, строили этот действительно нужный метрополитен. Спасибо, огромное спасибо, и слава Новосибирским метростроевцам!
Метрополитен… Даже слово красивое, что уж говорить про сами станции. Однако мало кто из пассажиров, задумывается: какой это адский и сложнейший труд постройка метрополитена. Малейшая ошибка в расчётах и весь труд может пойти насмарку. Пожалуй, без преувеличения, самым сложным и трудоёмким процессом стройки из всех видов городского транспорта является строительство метро. Под землёй, под толщей грунта, под домами, дорогами, людьми метростроевцы героически выполняют свой долг - строят метро. Хотя для многих процесс построения метро совершенно неизвестен, даже в общих чертах. Возможно, это связано с тем, что в кинематографе и литературе очень мало произведений на тему героического труда метростроевцев. В этой статье я хочу рассказать о строительстве первого и на данный момент последнего за Уральскими горами метрополитена, который был построен в Новосибирске.

В Новосибирском метро я ездил не очень много, по причине того что когда я жил на моей Малой Родине и у деда и у бати были автомашины, ну а сейчас в Новосибирске я бываю лишь летом. Однако я навсегда запомню станцию «Красный проспект» Ленинской линии Новосибирского метрополитена, которая была недалеко от нашей квартиры, которая вот уже несколько лет не наша…
В 1946 году СССР только начинал отходить и восстанавливаться после страшной войны. Тогда же началось строительство Ленинградского метрополитена, и впервые появились мысли о создании в Новосибирске метро. Однако тогда город в этом ещё не очень нуждался, так как только начинал заселяться людьми. Но всё же был разработан вариант строительства Новосибирского метро. План был таков: линия должна была идти от Завода имени Чкалова в центр города, от туда через Октябрьский район, а потом к заводу «Сибсельмаш». Но ни один из планов тогда естественно был не утверждён. Надо было ещё подождать…
 Множество заводов во время войны, было эвакуировано в столицу Сибири, и многие их работники остались в Новосибирске. Из-за чего и некоторых других факторов население города начало резко расти. Так произошло уникальнейшее событие: из обычной, маленькой станции только построенной Транссибирской магистрали за 69 лет город стал с миллионным населением! В 1962 году родился ровно миллионный житель Новосибирска! И вот как раз в 1962 году, когда население города достигло отметки в миллион, встал острый вопрос о строительстве не наземного транспорта. Весь наземный транспорт был переполнен, трамваи например, были настолько загружены людьми, что приходилось ездить на подножках и крышах. Мой дед часто рассказывает как он, будучи молодым, каждое утро ездил на подножке страшно переполненного трамвая, а пару раз и вовсе на крыше. Город остро нуждался в разгрузке этого пассажиропотока. Обычным транспортом  проблему было не решить, он был слишком медленный и городские условия Новосибирска не подходили, улицы были узкие, и застройка стала очень плотной. Тогда группа сибирских учёных из двух институтов выезжает в столицу СССР - Москву, что бы обсудить и получить методические указания по строительству метро в растущем как на дрожжах городе. В 1965 году сибирские градостроители пытались добиться постройки метро в городе. В республиканском плановом ведомстве обещали помочь, но им так и не удалось… В 1968 был разработан новый план развития города, однако о метро там и слова не говорилось! Пока что было решено оставить ненадолго Сибирь в стороне, а уже потом заняться развитием Новосибирска… Однако в генплан был внесён раздел о строительстве метро, и специалистами различных учреждений этот план был утверждён. Стало ясно, что город страшно нуждается в скоростном транспорте. Тогда начались сложные и долгие проектирования и расчёты, что очень важно в строительстве. Пробки тем временем росли, огромному городу, который будто специально разделён прекрасной рекой Обью на два берега, а они плотно застроены домами, нужен второй мост. Вообще Новосибирск делится на две части: Правобережье, где располагается центр города (8 районов, однако Советский находится и на правом и на Левом берегу) и Левобережье (два района и часть Советского). В те годы у Новосибирска был лишь один мост- Октябрьский (или Коммунальный) который был построен в 1955 году дабы заменить понтонный. Для миллионного города одного моста естественно не хватало, поэтому в 1978 году был построен второй мост через огромную реку Обь - Димитровский мост. Вот недавно, 8 октября 2014 года был построен красивейший третий мост через Обь - Бугринский.
В том же 1968 году правительство СССР поручает институту «Новосибгражданпроект» разработать схему развития городского транспорта, и доказать целесообразность строительства метрополитена в Новосибирске. Эту работу вел В. Я. Борисовский в течение двух лет, и 15 февраля 1971 года схему передали на рассмотрение и согласование в исполком. Согласно этой схеме, метрополитен должен был имёть три линии с 36 станциями и 4 пересадочными узлами: Ленинская, Кировская и Дзержинская, и в итоге с серьёзными замечаниями эту схему приняли. К концу 1971 года корректировка была завершена, и заключалась она в следующем: надо было проработать 1 очередь в ценах и сроках. В итоге присланную документацию утвердили и высоко оценили. 12 декабря 1978 года был утверждён ещё раз, доработанный и подкорректированный проект первой линии метро длинной 13,1 км и с 11 станциями. А 30 марта 1981 года было выпущено постановление, в котором была новая схема развития метрополитена, в которой говорилось о пяти линиях протяжённостью 91, 4 км… В итоге к сегодняшнему дню есть лишь две линии с 13 станциями.
В марте 1979 года был организован Новосибметропроект. 12 мая 1979 года состоялся митинг, на котором была забита первая свая - шпунт, и именно день этого митинга- 12 мая считается датой начала строительства первого за Уралом и нужного городу Новосибирского метрополитена…
Осенью 1979 года был создан тоннельный отряд №27. С августа 1979 года началось строительство Новосибирского метромоста через реку Обь. И об этом мосте я хотел бы рассказать отдельно, ведь это гордость не просто Новосибирска, это гордость всего Советского Союза! Общая длина моста составляет 2145 метров, и это делает Новосибирский метромост самым длинным крытым метромостом на всём Земном шаре. Он был открыт 7 января 1986 года, вместе с пуском всех первых станций Новосибирского метро, и состоит из трёх частей: Правобережной, Левобережной и мостового перехода.
В 1980 году на перегоне станций «Октябрьская» — «Площадь Ленина» началась проходка тоннелей, а уже 19 мая того же года тоннельный отряд №29 произвёл первую сбойку - участок в 950 метров (почти километр) был пройдён на месяц раньше чем планировалось. В феврале 1982 года было пройдено 942 метра, состоялась вторая сбойка. 30 июня 1984 года было создано управление Новосибирского метро, начальником которого стал Юрий Лелеков.
Строительство перегона станций с «Октябрьская» до «Речного вокзала» было самым сложным, так как проходило под жилыми домами, и тогда появилась угроза разрушения этих домов, из-за чего пришлось их укреплять. Всё же 1 июня 1985 года этот участок был запущен.
Летом 1984 года началась сварка 25ти метровых рельсов Р-65. За очень короткое время было сварено и перевезено около 2000 тонн рельсов.
16 декабря закончился монтаж контактного рельса, а уже 19 декабря по только построенному метро прошёл пробный поезд. 28 декабря 1985 года официально Новосибирский метрополитен был принят в эксплуатацию. Уже 7 января 1986 года Новосибирское метро официально открылось для пассажиров. 7 сложных лет все работники метростроя упорно трудились, что бы дать нуждающемуся городу метро, помочь людям…
31 декабря 1987 года, за день до наступления следующего, сложного для СССР года, был открыт первый участок Дзержинской линии Новосибирского метрополитена, который состоял из двух станций.
С 1986 года начинается постройка станции «Площадь Маркса», а в дальнейшем станций «Гагаринская» и «Заельцовская», которые планировалось сдать в 1990 году. Но начинался распад великого государства - Союза Советских Социалистических республик, поэтому метро не было сдано в обещанные сроки. Сдали эти станции на два года позже: 2 апреля 1992 года. В этот день завершилось строительство всей первой очереди Новосибирского метрополитена. 23 декабря 1992 года был зарегистрирован устав Открытого акционерного общества  «Управление строительства «Новосибирскметрострой»
В конце 1980х готов метростроевцы начали готовиться к продлению Дзержинской линии, было убрано несколько дублирующих трамваев, а непосредственно постройка линии протяженностью 4,82 км началась в 1990 году. Мечтали построить к 1993 году, но по понятным причинам так и не построили, Борис Ельцин обещал к 1996 году но как вы уже поняли, бывший Первый секретарь Свердловского обкома Коммунистической партии Советского Союза своё обещание не выполнил.
Таким образом, с 31 декабря 1987 года по 28 декабря 2000 года Дзержинская линия представляла собой участок всего лишь из двух станций: «Площадь Гарина-Михайловского» и «Сибирская» (самая глубокая станция Новосибирского метрополитена около 15 метров). 28 декабря после 13 лет затишья была открыта третья станция Дзержинской линии Новосибирского метро- «Маршала Покрышкина». Через 5 лет 25 июня 2005 года была открыта станция «Берёзовая роща», а 7 октября 2010 станция «Золотая нива». Таким образом, полноценное кольцевое движение в Новосибирском метро было открыто лишь 23 июня 2007 года.
Метрополитен это очень дорогой и сложный в постройке вид транспорта. И самое главное что затраты на него никогда не окупятся, поэтому это чисто «благотворительный» транспорт, он создаётся исключительно для удобства людей. Планы развития Новосибирского метро есть, но для того что бы оно было действительно полезным, коим оно является в Москве и Петербурге надо построить ещё огромное количество станций, и двумя линиями, думаю не ограничится. Возможно, и будут развивать Новосибирский метрополитен, а возможно проблему пробок будут «разруливать» четвёртым мостом через Обь, или расширением улиц и т.д. Возможно, в сложившийся неблагоприятной экономической ситуации в стране проблему пробок и загруженности Новосибирска решать вовсе не будут. Слишком далеко он от центра… Впрочем постройка Третьего моста через Обь, про который я писал выше, очень помогла ситуации в городе. Как бы то ни было, Новосибирский метрополитен занимает третье место по объёмам перевозок во всей Российской Федерации (каждый день около 200 тысяч человек проезжают в Новосибирской подземке). Проблема в том, что в отличие от СССР при Российской Федерации, если отбросить 1991 и 1992 года, когда станции достраивались, будучи начатыми, строиться ещё при Советском Союзе, было построено лишь три станции Новосибирского метро («Маршала Покрышкина», «Берёзовая роща», «Золотая Нива»), что говорит о «прекрасной экономике нашей страны». При России Новосибирский метрополитен толком не развивается, будто бы он не нужен. Чиновники думают: «Что нам париться о каком-то там сибирском городке, всё равно он от Москвы далеко». При СССР отношение было совсем другое. Развивали, или хотя бы старались развивать все города, строили новые заводы и предприятия, что помогало ПЛАНОВОЙ экономике страны.
 Не будем вдаваться в развитие метро. Я хочу сказать слова благодарности, огромной благодарности всем метростроевцам которые долбя грунт, рискуя своей жизнью, помогали великому и прекрасному городу, Столице Сибири- Новосибирску. Они сделали своё дело и сделали его честно и добросовестно, несмотря ни на какие перемены в стране и власти. СПАСИБО! Огромное человеческое спасибо всем Новосибирским метростроевцам и всем кто участвовал в строительстве Новосибирского метрополитена…